Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск
№ 4 (2016)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 

7-10 22
Аннотация

Актуальной задачей последних десятилетий, стоящей перед родителями, педагогическими и медицинскими работниками, является интеллектуальное и психомоторное развитие детей средствами физической культуры. Произвольные движения и действия обеспечиваются работой определенных мозговых структур и относятся к числу наиболее сложных психических функций человека. Расширение двигательного репертуара формирует предпосылки для освоения пространственной ориентировки, зрительно-моторного и слухового внимания, памяти и коррекции тонусо-силового баланса мышц. К исполнительным механизмам произвольных движений и действий относятся эфферентные системы, корковые отделы которых составляют сенсомоторную зону коры больших полушарий. В статье рассматривается базовый уровень моторного развития и его влияние на формирование высших психических функций детей, а также дается характеристика понятия «проприоцептивная дисфункция».

В ходе научно-методического анализа был собран материал, подтверждающий, что двигательная активность является фундаментом настоящего и будущего здоровья, физического и психического развития ребенка.

Новизна работы заключается в рассмотрении регуляции и контроля двигательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе индивидуальных особенностей функционирования центральной нервной системы.

Понимание важности сенсомоторного развития позволит специалистам в области физической культуры разработать систему коррекционно-развивающих мероприятий, способствующую двигательному, когнитивному, психическому и физическому развитию обучающихся.

11-15 29
Аннотация

В статье рассмотрено понятие «психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» как научная категория, проанализированы его теоретические аспекты, определена важность его реализации в образовательной организации. Актуальность обращения к проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса обусловлена, прежде всего, потребностью современного социума в людях, не только занимающих активную гражданскую позицию, способных к состраданию и сопереживанию, но и обладающих широким кругозором, развитым интеллектом, глубокими системными знаниями, развитыми просоциальными ценностными ориентациями. Психологическая служба образовательной организации способствует интенсификации личностного развития всех участников образовательного процесса через организацию психолого-педагогического сопровождения. Автором предложено к рассмотрению теоретическое обоснование психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса путем выявления сущности и содержания понятий «сопровождение», «педагогическое сопровождение», «психологическое сопровождение».

Теоретическая значимость исследования, представленного в статье, обусловлена анализом отдельных понятий как составляющих, поясняющих и дополняющих изучаемое. В статье изложены различные точки зрения исследователей на содержание понятия и понимание процесса организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях образовательной организации. Особое внимание автор уделяет анализу понятий «педагогическое сопровождение» и «психологическое сопровождение», отмечая их самостоятельность, необходимость разграничения, но считая, что они становятся наиболее эффективными, когда интегрируются и образуют самостоятельное по содержанию и специфическое в реализации психолого-педагогическое сопровождение. На основе проведенного теоретического исследования и семантического анализа рассмотренных в статье трактовок понятия предложено авторское определение психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Подчеркнуто значение сопровождения для личностного развития обучающихся, эффективного преодоления ими трудностей, возникающих в образовательном процессе, сделан акцент на учете интересов обучающихся и сохранении целостности их внутреннего мира как обязательных условий реализации сопровождения.

Автор приходит к выводу о необходимости разработки содержательного наполнения психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с обязательным учетом существующих требований федерального государственного образовательного стандарта и ожиданий общества.

16-20 22
Аннотация

Актуальность статьи продиктована новыми требованиями к процессу образования, в частности к контрольно-оценочной системе. Контроль приобретает все большее значение, в том числе и для обучающихся. Контролирующие мероприятия меняют свой характер и смещаются от традиционных форм к аутентичным, предполагающим использование в контроле релевантных оценочных средств. Показано, что педагогические тесты, представляющие собой особую совокупность заданий, позволяют давать объективную, сопоставимую и даже количественную оценку качества подготовки обучаемых в заданной образовательной области. Описаны основные виды тестовых заданий с указанием их направленности на проверку тех или иных показателей обученности у студентов. Показано применение на протяжении многих лет гомогенных педагогических тестов для мониторинга успеваемости студентов на кафедре высшей математики и прикладной информатики Самарского государственного технического университета. Приведены данные анализа статистических характеристик отдельных тестов до и после внесенных в них изменений, свидетельствующие о возможности корректирования и обновления тестовых заданий с сохранением качественных показателей их надежности и валидности. Это говорит о состоятельности применяемых тестов. Показано, что творческие способности обучаемых можно проверять с помощью тестов третьего и четвертого уровней, использующих трансформацию учебного материала и межпредметные связи.

Многолетняя практика использования совокупности различных комбинаций тестовых заданий позволяет говорить о тестировании как об эффективном средстве объективного контроля и сделать вывод о целесообразности применения педагогических тестов для мониторинга успеваемости студентов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 

23-27 22
Аннотация

Актуальность исследования, представленного в статье, обусловлена тем, что проблема совместной деятельности в психологической науке не является новой, дискуссия о ее структурных элементах продолжается и по сегодняшний день. Рассмотрены труды отечественных и зарубежных исследователей по вопросу совместной деятельности в процессе решения задач. Показаны отличительные особенности участников совместной деятельности в процессе решения задач. Авторами обращается внимание на то, что часто исследователями игнорируется определение понятия «задача», и описание сводится к проблемной ситуации. Немаловажным является рассмотрение совместной деятельности в контексте решения задач. Заметим, что задачи, встающие перед сотрудниками организации, могут быть разного характера и содержания, что предполагает участие различных специалистов при решении каждой новой задачи. В связи с этим становится актуальным вопрос организации эффективного взаимодействия между сотрудниками организации таким образом, чтобы каждая задача была решена максимально эффективно и в сжатые сроки. При условии высокого уровня профессиональных знаний на данный показатель будет влиять набор личностных характеристик каждого участника взаимодействия в процессе решения задачи.

В статье описана теоретическая модель совместной деятельности, а также приводятся результаты факторного анализа, позволившего эмпирическим путем проверить правильность теоретической модели. Выделены виды совместной деятельности в процессе решения задач: собственно совместная деятельность, сотрудничество и сотрудничающее взаимодействие. Каждому виду совместной деятельности дана исчерпывающая характеристика исходя из следующих параметров: время взаимодействия, степень слаженности действий, достижение целей. Рассмотрены компоненты процесса совместной деятельности в процессе решения задач, характерные для каждого ее вида: когнитивный, личностный, поведенческий. Когнитивный компонент включает в себя интеллект и креативность. Структурными элементами личностного компонента выступили направленность личности и ее мотивация. Групповой компонент представлен групповыми ролями, особенностями общения между участниками взаимодействия и готовностью к сотрудничеству.

28-32 27
Аннотация

В статье раскрывается проблема организационного стресса, связанная с условиями труда, профессиональными обязанностями и поиском решений в неопределенных ситуациях. Изучение данной проблематики особенно актуально в настоящее время, когда в организациях наблюдается переход от стабильности к среде инноваций и нововведений. Главным свойством организации будущего является гибкость, способность к изменениям, постоянное приспособление к динамичной окружающей среде. Поэтому подчеркивается значимость устойчивого поведения сотрудников в условиях стресса (стрессоустойчивости) как одного из важных факторов обеспечения надежности и эффективности профессиональной деятельности, как индивидуальной, так и совместной. В результате проведенного исследования было выявлено, что основная часть сотрудников современного педагогического коллектива средней общеобразовательной школы (48 %) обладает низкой устойчивостью к организационному стрессу. В зависимости от степени подверженности стрессу были выделены типы сотрудников и факторы их стрессоустойчивости: субъективные (оптимизм, энергичность, толерантность к двусмысленности) и объективные, относящиеся к условиям труда, характеристикам деятельности и профессиональных обязанностей. Выявлена небольшая часть сотрудников (10 %), обладающая высокой стрессоустойчивостью, которая связана со способностью к гибкости и адаптивности в сложной ситуации, с умением принимать ценности других людей и энергичностью. Анализ взаимосвязей между показателями уровня организационного стресса и личностными характеристиками обнаружил, что стрессоустойчивость сотрудников имеет связь с развитой толерантностью к неопределенности, высокой активностью, личностной готовностью к переменам, оптимизмом и устойчивостью к таким организационным стрессорам, как наличие неприятных обязанностей и противоречивых поручений, повышенная ответственность за работу, необходимость срочно принимать ответственные решения и выполнять работу за других, наличие шума и посторонних помех в производственных помещениях.

33-38 15
Аннотация

В статье изучаются позитивные психологические возможности осужденных с длительными сроками отбывания наказания. Приводится статистическая информация Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) за 2015 год. Отмечается важность изучения особенностей жизнестойкости у осужденных с длительными сроками отбывания наказания. Определяются сроки наказания, которые автором относятся к длительным (свыше 10 лет). В статье раскрывается история открытия феномена жизнестойкости и ее компонентов учеными С. Мадди и С. Кобейса. Жизнестойкость рассматривается как личностное качество, которое в экстремальных условиях исправительного учреждения служит ресурсом профилактики негативных личностных изменений. Представлен теоретический обзор публикаций и исследований, касающихся состояния изученности жизнестойкости в зарубежной и отечественной науке. Раскрывается структура жизнестойкости и ее взаимосвязь с другими сходными качествами, характеризующими способность человека успешно преодолевать трудные жизненные ситуации и эффективно существовать в экстремальных условиях. В статье приводятся варианты зарубежных и отечественных методик измерения жизнестойкости. Подробно описывается проведенное психодиагностическое обследование 532 осужденных (495 мужского и 37 женского пола) с длительными сроками лишения свободы из девяти регионов России, которые отбывают наказание за особо тяжкие преступления. Проводится сравнительный анализ, и раскрываются особенности жизнестойкости у осужденных с длительными сроками отбывания наказания в зависимости от пола. Приводятся результаты исследования копинг-стратегий, психологических защит. Определяются доминирующие типы копинг-стратегий и психологических защит у осужденных с различным уровнем жизнестойкости. Раскрывается перспективность применения методики измерения жизнестойкости у осужденных в условиях длительной изоляции от общества. Приводятся данные опроса сотрудников исправительных учреждений по теме исследования. Рассматриваются перспективные направления исследований жизнестойкости и ее составляющих у осужденных с длительными сроками отбывания наказания.

39-43 22
Аннотация

Когнитивный стиль и саморегуляция являются характеристиками личности, которые отражаются на деятельности человека, определяя как уровень необходимых затрат, так и умение их распределять. Такая роль данных характеристик обусловлена тем, что когнитивный стиль определяет индивидуальные особенности в восприятии и переработке информации. Саморегуляция же отражает способность ставить цели, планировать пути их достижения и корректировать свою деятельность в соответствии с внешними (стабильными и изменяющимися) условиями, представления о которых формируются за счет получаемой информации.

В статье представлены результаты исследования наличия взаимосвязи между двумя параметрами когнитивных стилей и компонентами саморегуляции, проведенного с целью выявления возможности прогнозирования продуктивности профессиональной и образовательной деятельности студентов.

Установлено, что преобладание одних параметров когнитивного стиля коррелирует с определенными параметрами саморегуляции и креативности (как профессионально важным качеством). При этом усредненные показатели по этим параметрам приводят к однонаправленности в восприятии информации, возникновению трудностей в продуцировании и разработке новых идей, а также в их реализации через выдвижение конкретных целей деятельности. Так, ограничивающими креативность факторами могут выступать потребность во внешнем контроле и неумение самостоятельно распределить силы, узкая сфера интересов и игнорирование выходящей за ее пределы информации, неумение прогнозировать последствия своей деятельности, маленький эмоциональный репертуар и преобладание логических рассуждений. Также целостность восприятия информации проявляется в показателях саморегуляции, а именно недостаточном планировании, разработке схемы действий и следовании ей. Однонаправленность в восприятии сказывается и на неточностях оценки себя и возможностей ситуации.

44-47 22
Аннотация

В статье теоретически обосновываются и эмпирически подтверждаются психологические особенности эмоционального поведения, способствующие профилактике и преодолению синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников. Профессиональная деятельность медицинских работников отличается как большим количеством коммуникативных контактов, так и сложной спецификой отношений с людьми. Негативные последствия отношений с пациентами проявляются в изменении эмоциональной и личностной сферы врачей и зачастую приводят к профессиональной деформации личности, снижению эффективности выполнения профессиональной деятельности и высоким рискам профессиональных ошибок. В данном исследовании синдром эмоционального выгорания рассматривается как комплексное понятие: как динамический процесс, который развивается во времени и характеризуется нарастающей степенью выраженности его проявлений, и как структура эмоционально-личностных симптомов. Более чем у четверти представителей выборки была прослежена положительная динамика развития синдрома эмоционального выгорания в сформированности его отдельных фаз. Среди факторов эмоционального поведения медицинских работников рассматриваются психологические особенности поведения в ситуациях фрустрации и стратегии совладающего поведения в стрессовой ситуации. Выявлены достоверные взаимосвязи между сформированностью симптомов эмоционального выгорания и проявлением непродуктивных копинг-стратегий «конфронтация», «бегство-избегание» и «дистанцирование». Обратные взаимосвязи проявляются между продуктивными копинг-стратегиями «положительная переоценка» и «планирование решения проблем» и уровнями сформированности отдельных симптомов синдрома эмоционального выгорания. Корреляционный анализ установил, что показатели выраженности синдрома эмоционального выгорания и экстрапунитивные и интрапунитивные проявления связаны прямой корреляционной зависимостью, тогда как обратная корреляция проявляется между импунитивными способами фрустрационного поведения и выраженностью синдрома эмоционального выгорания.

48-52 35
Аннотация

Статья посвящена рассмотрению проблемы эффективного использования времени и такого иррационального явления, как академическая прокрастинация, которые приобретают особую значимость, о чем свидетельствует возрастающий научный интерес к технологиям тайм-менеджмента и увеличение количества научных публикаций по данной проблематике. Актуальность исследования прокрастинации связана с требованиями к профессиональной и личностной своевременности, выдвигаемыми к современному человеку. В статье дается определение понятий «прокрастинация», «сознательная регуляция деятельности», «временная компетентность» с позиций различных авторов. Проводится обзор русской и переводной зарубежной литературы, посвященной изучению указанной проблематики, а также описывается ряд важнейших научных исследований в данной области. Выделяются основные виды прокрастинации, присущие людям в различных сферах жизни. В психологии под прокрастинацией понимается сознательное иррациональное откладывание субъектом выполнения намеченных дел, несмотря на то что это повлечет за собой негативные последствия. В свою очередь, академическая прокрастинация подразумевает задержку в выполнении учебных задач и связана с несформированностью у школьников и студентов необходимых учебных навыков, их неорганизованностью и забывчивостью. Следствием такого поведения может стать снижение успеваемости и результативности обучения. В связи с этим был проведен анализ феномена академической прокрастинации во взаимосвязи с особенностями организации студентами времени своей жизни. В исследовании принимали участие студенты в составе 60 человек. По результатам исследования выявлена положительная корреляционная взаимосвязь между прокрастинацией студентов и определенным типом временной перспективы, показателем временной компетентности личности и персональными дезорганизаторами времени.

53-57 25
Аннотация

Целью статьи является обзор результатов исследований, направленных на изучение мотивации персонала в контексте теории самодетермиации Э. Деси и Р. Райана, одной из наиболее концептуально проработанных и актуальных теорий мотивации в психологии на сегодняшний день. В рассмотренных работах проанализированы факторы, которые можно считать ключевыми для эффективной профессиональной деятельности: субъективное благополучие, возможность проявления инициативы и самореализации, баланс между работой и семьей, самоэффективность. Удовлетворение базовых потребностей в компетентности, автономии и связанности с другими людьми, выделяемых в качестве ключевых в теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, является важным условием для обеспечения оптимального функционирования работника.

Выделены индивидуальные типы профессиональной мотивации, исходя из теории каузальных ориентаций, рассмотрены те особенности управления персоналом, которые ведут к развитию того или иного типа мотивации. Наилучшие результаты дает развитие внутренней автономии и самодетерминации, влияние которых позволяет человеку осознавать собственные личностные особенности и развиваться в согласии с ними. Это обусловлено тем, что преобладание внутренней мотивации дает ощущение инициативы и возможность влиять на окружающую реальность, менять вектор направленности собственной жизни. Построенная в соответствии с теорией самодетерминации профессиональная мотивация является важным предиктором удовлетворенности трудом, субъективного благополучия, вовлеченности в работу и лояльности организации.

Приведены результаты исследований, целью которых было разработать комплекс рекомендаций для практической реализации управленческих мер, направленных на повышение самодетерминации сотрудников как основного предиктора высокой эффективности трудовой деятельности.

58-63 18
Аннотация

Статья посвящена проблеме взаимодействия имплицитного и эксплицитного знания. Цель проведенного исследования состояла в том, чтобы экспериментально выявить влияние имплицитного знания на эффективность решения задач в различных условиях. Для проведения эксперимента использовалась техника «выучивание последовательностей». Процедура включала в себя обучающий и тестовый этапы. Испытуемым экспериментальных групп на обучающем этапе предъявляли матрицу размером 2×2, в секторах которой последовательно появлялись восемь кружков разных цветов. Последовательность как цветовых стимулов, так и секторов была задана экспериментатором и повторялась несколько раз. Испытуемым необходимо было запомнить последовательность чередования цветов. На тестовом этапе условия в разных экспериментальных группах отличались. Эти условия предусматривали варьирование заданий, связанных с усвоением как эксплицитно, так и имплицитно заданных правил. Таким образом, состояния независимой переменной в экспериментальном плане определялись изменением сочетания осознанно и неосознанно усвоенных правил построения последовательностей. Результаты показали, что количество циклов предъявления последовательности на обучающем этапе является значимым фактором, влияющим на продуктивность имплицитного запоминания. Другим существенным фактором, определившим полученный результат, явилось изменение характера задачи. Задание на обучающем этапе было связано с запоминанием последовательностей, тогда как решение тестового задания предполагало сенсомоторную реакцию. В свою очередь, испытуемые контрольной группы обучающий этап не проходили, поэтому для них не происходило смены задания. Возможно, именно это определило отличие результатов, показанных в контрольной группе, от всех экспериментальных групп, где время реакции вопреки априорным ожиданиям было значимо больше, чем в контрольной. Результаты исследования внесли важный вклад в понимание условий формирования имплицитного знания. Полученные результаты также могут быть полезны в дальнейшем при разработке экспериментов с применением техники «выучивание последовательностей».



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)