Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск
№ 1 (2017)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 

9-14 19
Аннотация

Недостаточная разработанность проблемы развития профессионально-технической ориентации учащихся, растущая потребность производственной сферы в специалистах технического профиля обусловили актуальность настоящей работы. В статье рассмотрены вопросы, связанные с развитием профессионально-технической ориентации школьников как фактора, влияющего на выбор будущей профессии. Показаны результаты проведенных исследований по работе радиокружка как одной из оптимальных форм работы по формированию профессионально-технической ориентации школьников старших классов. Рассматривается решение проблемы приобщения будущих студентов к проектно-конструкторской, научно-технической и экспериментально-исследовательской деятельности через включение школьников старших классов в различные виды творческой деятельности. Авторами обоснована значимость кружковой деятельности в повышении качества профессиональной подготовки будущих абитуриентов, выбирающих технические направления. Уточнены цели, задачи работы радиокружка, особенности организации кружка на базе кафедры «Телекоммуникационные системы и технологии». Раскрыты основные принципы работы и требования к организации эффективного функционирования радиокружка. Разработаны критерии сформированности ключевых компетенций, позволяющие контролировать процесс развития у обучающихся профессионально-технической ориентации. По результатам диагностирующего исследования авторы делают вывод, что обучение в радиокружке способствует: систематизации и актуализации имеющихся теоретических знаний школьников в области радиоэлектронных компонентов и материалов; подготовке будущих абитуриентов к практическому конструированию технических устройств; повышению стремления обучающихся творчески использовать полученные на занятиях знания на практике; приобретению опыта самостоятельной исследовательской работы.

Обобщенный в статье опыт работы радиокружка кафедры ориентирован на разработку практических рекомендаций для улучшения и дальнейшего совершенствования профессионально-технической ориентации школьников старших классов.

15-20 18
Аннотация

Статья посвящена вопросам разработки и внедрения образовательных практик для развития молодежного предпринимательства в Республике Карелия. Данная проблема рассматривается в свете происходящих экономических вызовов, находящих свое отражение в сфере образования. Обосновывая актуальность исследования, автор рассматривает молодежь как ключевой ресурс развития экономики страны, раскрывая отличительные признаки данной группы. В работе особое внимание уделено анализу Закона Республики Карелия № 1359-ЗРК «О государственной молодежной политике в Республике Карелия», а также ежегодным социологическим исследованиям по существующей проблеме. Автор выделяет трудности, препятствующие открытию молодыми людьми собственного дела, среди которых основными являются отсутствие финансов, недостаток опыта, недостаточное образование.

В статье представлена аналитика образовательных программ в Республике Карелия, которые нацелены на развитие предпринимательства. К ним относятся как курсы и мероприятия на базе образовательных учреждений, так и программы, реализуемые министерствами и ведомствами Республики Карелия. Автор раскрывает опыт обучения предпринимательству на всех уровнях образования. Выводы, сделанные автором, нацелены на необходимость объединить все потенциальные возможности образовательных учреждений общего и профессионального уровня и разработать единую концепцию обучения предпринимательству в регионе. В статье отмечена значимость развития таких направлений, как профориентационная деятельность, разработка профильных программ для старшеклассников предпринимательской направленности, развитие системы бизнес-практик в профессиональных учебных заведениях, развитие системы поощрения и поддержки мероприятий, направленных на популяризацию предпринимательской деятельности, а также разработку системы анализа и распространения опыта обучения предпринимательству в образовательных учреждениях Республики Карелия.

21-25 18
Аннотация

В статье раскрывается подход к реализации психолого-педагогического сопровождения эмоционального развития детей дошкольного возраста в игре. Интерес к проблеме обусловлен актуализирующейся в основных нормативных документах дошкольного образования задачей эмоционального развития, необходимостью обеспечения эмоционального благополучия каждого из воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации и, как следствие, интенсификацией поиска способов решения проблемы, ориентированных на возрастные ценности дошкольников, отвечающих принципам личностно ориентированного образования.

Исходя из ключевых ориентиров дошкольного воспитания, связанных с индивидуализацией образовательного процесса, обосновывается целесообразность дальнейшего изучения проблемы эмоционального развития детей дошкольного возраста с позиции психолого-педагогического сопровождения. Рассмотрены возможности парадигмы сопровождения в решении задач эмоционального развития детей дошкольного возраста в игре.

В статье раскрыто содержание понятия «психолого-педагогическое сопровождение эмоционального развития дошкольников». На основе анализа психолого-педагогических исследований, программно-методических материалов по изучаемой проблеме определены объективные основания сопровождения эмоционального развития детей в игре. Раскрыты базовые аспекты сопровождающей деятельности по развитию эмоций детей в игре, заключающиеся в возможности как обнаружения сложившегося эмоционального опыта детей, так и его преобразования (развития и коррекции). Обосновывая психолого-педагогическое сопровождение как деятельность, направленную на появление возрастных новообразований в эмоциональной сфере дошкольника, обеспечение эмоционального благополучия, автор выделяет направления психолого-педагогического сопровождения эмоционального развития детей в игре. Раскрыты функции сопровождающей деятельности педагога, стимулирующие предвидимые преобразования в эмоциональной сфере дошкольника в игре.

Обоснованный в статье подход к организации психолого-педагогического сопровождения эмоционального развития детей в игре представляет собой попытку разрешить противоречие между необходимостью стимулировать появление ожидаемых изменений в эмоциональной сфере и необходимостью сохранить свободный от принуждения взрослых характер игры, дающий ребенку возможность самовыражения и самоисследования переживаний.

26-30 18
Аннотация

В статье раскрывается сущность воспитательного потенциала в высшем учебном заведении сквозь призму положений программы «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Основное внимание в работе уделено установлению соответствия поставленных Правительством направлений развития отечественной системы высшего образования и возможности использования с этой целью воспитательного потенциала вуза. Дана характеристика воспитательного потенциала высшей школы как многофакторного явления, которое, по мнению автора, оказывает огромное воздействие на конечный продукт процесса подготовки в вузе, а именно выпускника, рассматриваемого как будущего специалиста. Предпринята попытка раскрыть структуру, основные функции, возможности и задачи воспитательного потенциала. Интересной является точка зрения автора, согласно которой происходит деление участников образовательного процесса на внешних и внутренних агентов, которым также дана характеристика. Опираясь на имеющиеся в науке данные, посвященные проблеме воспитательного потенциала высшей школы, исследователь говорит о том, что основной движущей силой в становлении воспитательной среды вуза является студенческое самоуправление. Выделенные и обобщенные в статье данные могут и должны быть пристально рассмотрены руководителями высших учебных заведений, методическими объединениями и коллективами. Делается вывод о том, что понимание структуры воспитательного потенциала, а также стремление следовать заданным критериям, описанным в Стратегии, поможет государству и обществу построить новый, отвечающий современным требованиям вид учебного заведения.

31-37 14
Аннотация

Статья посвящена анализу особенностей развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации. Проанализированы теоретические исследования, согласно которым обнаруживается, что недостаточный уровень активности детей дошкольного возраста обусловлен несоответствием развивающей среды особенностям становления собственной позиции ребенка. Развивающая среда не побуждает ребенка к самостоятельности, проявлению инициативности. Это затрудняет эмоционально-оценочное восприятие и осмысление необходимой информации, овладение разными способами ее получения, способами действий по присвоению опыта деятельности, проявление стремления к реализации данного опыта. В практике дошкольного образования недостаточно представлена система работы по моделированию развивающей предметно-пространственной среды. В статье показан подход к организации и моделированию предметно-пространственной среды с использованием модульных конструкторов, представлены требования к их созданию. Рассмотрены особенности модульных конструкторов, требования к их использованию детьми дошкольного возраста, сформулированы правила сборки конструкций. Раскрыты принципы создания модульных конструкторов и представлены рекомендации педагогу по их использованию для организации разных видов деятельности с детьми. Интерес представляют алгоритмические предписания по сборке модульных конструкторов. Показано, что модульный конструктор предназначен для совместной и самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Особое внимание в статье уделяется организации предметно-пространственной среды, где дошкольники могут включаться в процесс экспериментирования, организовывать игровую, конструктивную, двигательную, познавательно-исследовательскую деятельность, а также легко периодически изменять игровой материал и моделировать по своему желанию пространство группы в дошкольной образовательной организации.

38-43 19
Аннотация

Статья представляет результаты теоретического исследования, проведенного на основе сравнительно-сопоставительного анализа образовательных парадигм с точки зрения их предназначения, функциональной направленности, сущностных характеристик и структурных компонентов. В статье обозначены цели, аксиологические аспекты, технологии взаимоотношений субъектов образовательного процесса и передачи накопленного обществом социально значимого опыта, а также проектируемые результаты обучения в зависимости от стратегической направленности каждой из исторически сложившихся и наиболее значимых в теоретическом и практическом плане образовательных парадигм: знаниево-ориентированной, личностно-культурологической, компетентностной. Для каждой из рассматриваемых основных образовательных парадигм в хронологической последовательности даны условно-временные рамки, обусловленные определенными историко-политическими событиями, происходившими в истории России и, следовательно, социальными запросами общества, сформированными под влиянием данных событий. В качестве предмета научного интереса в статье представлены краткие обоснования и рассмотрены исторические и теоретические аспекты становления концепции активного обучения в отечественной педагогической науке, проведен анализ наиболее результативных современных исследований по вопросам состава и классификации активных и интерактивных методов обучения, рассмотрена их функциональная и практическая направленность, взаимосвязь и результативность. Особое внимание в исследовании уделяется вопросам преемственности и интеграции прогрессивных педагогических теорий и технологий при смене основных образовательных парадигм, способов и критериев их селекции, а также соотношения элементов, обеспечивающих корректность вхождения заимствований в каждую из последующих образовательных парадигм. В результате исследования сформулированы выводы, представляющие собой умозаключения по ключевым вопросам рассматриваемой проблемы. В заключение авторами исследования предложены к обязательному учету при разработке практико-ориентированных положений основные компоненты структуры образовательных парадигм и их определяющая направленность для учебного процесса современного профессионального образования.

44-48 17
Аннотация

Цель работы – анализ актуальных проблем, стоящих перед студентами-мигрантами, и описание основных направлений реализации социально-педагогической поддержки студентов-мигрантов при обучении их английскому языку.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях образовательной миграции иностранные студенты сталкиваются с целым рядом проблем, успешное решение которых во многом определяется поддержкой, которая оказывается студентам в период их адаптации. Наиболее острые из них – языковой и социокультурный барьеры, препятствующие успешному включению иностранных студентов в образовательную, культурно-досуговую и социальную деятельности.

В работе подчеркивается, что академическая адаптация проявляется в противоречии между уровнем готовности (коммуникативной компетенции) иностранных студентов к восприятию учебной информации и высокими требованиями образовательного учреждения, а также в неосведомленности об академических стереотипах страны обучения.

Сущность социокультурного барьера связывается в исследовании с незнанием норм и базовых ценностей современного российского общества, особенностей повседневного быта и правил межличностного общения, что приводит к трудностям в коммуникации как с сокурсниками, так и с преподавателями.

Выделено несколько направлений социально-педагогической поддержки иностранных студентов преподавателем на занятиях. Авторы приходят к выводу о необходимости методической подготовки преподавателя к обучению студента-мигранта. Подчеркивается роль грамотной разработки и подачи нового учебного материала на английском языке, а также подбора культурно-ориентированного материала и разработки заданий, ставящих своей целью знакомство с поликультурным миром. Огромную важность приобретает также активное использование интерактивных форм обучения (например, стимулирование совместной работы российских студентов и студентов-мигрантов при подготовке совместных проектов и презентаций) и учет принципа вариативности.

49-53 17
Аннотация

В статье рассмотрен вопрос актуальности изучения иностранных языков в условиях образовательного процесса, происходящего в качественно новой среде, характеризующейся активным внедрением и использованием средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Постоянный контроль качества учебного процесса, результатов обучения становится особенно актуальным в условиях обновления содержания образования, обостряющихся проблем доступности учебного материала, организации обратной связи. В статье определены важные требования к ресурсам современных электронных средств учебного назначения: управляемость, доступность, обратная связь, автоматизированный контроль успеваемости, актуальная методическая поддержка и т. п. Основное внимание уделено методическим аспектам проведения автоматизированного контроля в виде тестирований по иностранному языку в условиях применения дистанционных технологий обучения. Даны методические рекомендации последовательного проведения тестирования. Охарактеризованы тест размещения, тесты успеваемости, тесты промежуточного контроля, тест итогового контроля успеваемости. Принят во внимание вопрос уровневости обучения. Исследован вопрос отбора языкового, речевого и лингвострановедческого учебного материала с учетом обратной связи при составлении электронного средства учебного назначения. Определено содержание контрольных материалов в контенте электронного средства учебного назначения, предназначенных для совершенствования всех видов речевой иноязычной деятельности. Даны рекомендации по осуществлению качественной обратной связи. Затронуты вопросы самостоятельной работы студентов, необходимой для успешной жизнедеятельности в поликультурном и мультилингвальном сообществе людей, и роли преподавателя в обучении с применением дистанционных технологий. Мониторинг качества обучения является важнейшим условием повышения эффективности управления системой образования, совершенствования процессов обучения.

54-58 20
Аннотация

Статья посвящена формированию произвольности поведения у детей 6-7 лет как основы формирования регулятивных универсальных действий в процессе подготовки к обучению в школе. Дается определение понятий «произвольность поведения», «регулятивные универсальные действия», делается попытка раскрыть их взаимосвязь при подготовке детей к школе. Проанализированы теоретические исследования, согласно которым обнаруживается, что недостаточный уровень развития позиции «ученика» у будущих первоклассников связан прежде всего с нарушением саморегуляции поведения. В статье доказывается, что начало учебной деятельности предполагает наличие у ребенка высокого уровня произвольной и волевой регуляции, проявляющегося в умении самостоятельно приобретать знания, контролировать свои действия и поступки, находить способы решения трудных ситуаций, управлять своим поведением. Рассматриваются компоненты регулятивных универсальных учебных действий, которые взяты за основу при организации эксперимента. Представлены показатели произвольности поведения, которые являются предпосылками регулятивных универсальных учебных действий. Экспериментально обоснована необходимость проведения работы с педагогами и родителями. Работа с педагогами представлена как психологическое просвещение и обучение практическим навыкам формирования произвольности поведения при взаимодействии с детьми. Важное место в статье отводится работе с родителями, которая включает индивидуальные консультирования, родительские собрания, серии тренингов, педагогические ситуации. Основное внимание уделяется работе с детьми. Интерес представляют разработанные игры, творческие задания, психотехнические упражнения, направленные на целостное психическое развитие ребенка и решение конкретных психологических проблем – формирование произвольности поведения. Данная проблематика имеет многогранный характер.

59-63 18
Аннотация

Актуальность выбранного для исследования вопроса напрямую связана с преобразованиями современной системы образования в Российской Федерации, с необходимостью организации процесса подготовки будущих специалистов, гарантирующего возможность реализовать себя в профессиональной деятельности, быть конкурентоспособным на рынке труда. Важной становится задача повышения качества подготовки специалистов, в которой наряду с другими качествами акцентируется внимание на формировании стремления получать новые знания, осмыслении познавательных ценностей, переосмысления результатов своей образовательной деятельности. Данная проблема решается при помощи разработки компонентно-модульной организации процесса обучения. Такая организация рассматривается как адекватная целям подготовки будущих специалистов, как фактор повышения функциональности и эффективности образовательного процесса в вузе. В статье рассматривается сущность компонентно-модульной организации процесса обучения в вузе, ее компоненты, функции. Описаны целевой, процессуальный, содержательный, технологический, методический, проектировочный, рефлексивный компоненты, которые обусловливают реализацию компонентно-модульной организации процесса обучения. Их совокупность направлена на раскрытие содержания определенной учебной темы или учебной дисциплины. Это обеспечивает формирование динамичной совокупности знаний, умений, способностей и личностных качеств, которые будут продемонстрированы студентом после завершения образовательной программы или ее части. Рассматриваются функциональные характеристики каждого компонента. Подчеркивается, что управленческая функция направлена на включение каждого студента в активную учебно-познавательную деятельность, формирование самостоятельности студентов в процессе обучения. Содержательные характеристики компонентно-модульного обучения представлены как сконструированный блок учебной дисциплины. В этом блоке сформулированы дидактические цели, дано содержание учебного материала, методические рекомендации для студентов, включена система контроля. Данные аспекты раскрывают основные характеристики компонентно-модульной организации процесса обучения, в основе которой содержание структурируется в модуль. Модуль представляет собой самостоятельный элемент, концептуальную единицу учебного материала. Сформулировано понятие компонентно-модульной организации процесса обучения – конструирование учебных программ в единстве технологической, методической и организационной сторон процесса подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 

67-72 22
Аннотация

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел сопряжена с множественными стрессогенными факторами. Современная правоохранительная система требует от сотрудников максимальной реализации своего потенциала во время выполнения поставленных оперативно-служебных задач. Актуальность исследования профессионального становления и самореализации личности сотрудников ОВД обусловлена высокой социальной значимостью их профессиональной деятельности.

В статье предпринята попытка выяснить, существуют ли особенности самореализации личности сотрудников МВД, по сравнению с самореализацией личности представителей гражданских профессий.

В исследовании приняли участие сотрудники МВД (представители руководящего и неруководящего состава) в количестве 40 человек в возрасте от 21 года до 45 лет, а также 40 представителей гражданских профессий в возрасте от 22 до 45 лет. Исходя из того, что, по мнению авторов, самореализация личности у сотрудников с разным стажем профессиональной деятельности имеет свои особенности, выборка, как экспериментальная, так и контрольная, была разделена на две возрастные группы. В первой группе определен возрастной критерий от 21 до 31 года, во второй, соответственно, от 32 до 45 лет.

Полученные данные свидетельствуют о специфической динамике самореализации личности сотрудника ОВД, в сравнении с представителями гражданских профессий. Так, в первой возрастной группе для сотрудников характерны более высокие показатели, отмечающие стремление к самореализации. Однако во второй возрастной группе (от 32 до 45 лет) наблюдается иная картина. Стремление к самореализации приобретает более инертный характер, что особенно заметно в социальной и профессиональной сфере самореализации личности.

73-77 25
Аннотация

Актуальность исследований в области эмоционального развития детей автор связывает с кардинальными изменениями в системе российского образования, закреплением идеи индивидуализации дошкольного образования, рассмотрением эмоциональных новообразований в качестве важного регулятора поведения ребенка, ведущего фактора его эмоционального благополучия. Утверждается, что сопровождающая индивидуальное развитие ребенка деятельность невозможна без организации эмпирических исследований, в том числе лонгитюдинальных.

Представлены результаты лонгитюдинального исследования эмоционального развития детей от 4 до 7 лет. Ключевыми критериями диагностической оценки стали: восприятие, понимание, опознание эмоциональных состояний по экспрессии или контексту эмоциональной ситуации, развитие эмоциональной децентрации, становление социальных эмоций. Краткое представление экспериментальных данных, сопоставление результатов трех диагностических замеров, выполненных с интервалом в один год, их сравнение с данными предыдущих исследований позволили сделать ряд обобщений относительно возрастной изменчивости анализируемых показателей. В выводах автор отмечает наличие прогрессивных изменений показателей эмоционального развития в период от среднего до конца старшего дошкольного возраста, вместе с тем обозначает неравномерность, неустойчивость, кумулятивность изменений, их зависимость от средовых факторов, что согласуется с общими закономерностями психического развития в дошкольном возрасте. Дальнейшее использование результатов исследования автор связывает с проектированием системы психолого-педагогического сопровождения, разработкой методического обеспечения, учитывающего специфику эмоционального развития современных детей.

78-82 19
Аннотация

Несмотря на значительное количество исследований в области психологии отношений, проблема дисгармонии межличностных отношений продолжает оставаться малоизученной как в теоретическом, так и практическом плане. В рамках данной проблемы особое значение приобретает вопрос о роли интернет-зависимости в развитии дисгармонии межличностных отношений подростков. Анализ социальной ситуации показывает, что большинство подростков удовлетворяют свои потребности в общении в сети Интернет, что приводит к трудностям в реальном межличностном взаимодействии. В предлагаемой статье раскрыто понятие «дисгармония межличностных отношений», определены его показатели. Подростковый возраст охарактеризован как сензитивный период в развитии межличностных отношений, где наибольшую ценность приобретают отношения со сверстниками. Отмечено, что длительное нахождение в сети Интернет способствует появлению отчужденности, напряженности, конфликтности, агрессивности в процессе межличностного взаимодействия, эмоциональной закрытости, искажению восприятия социальной действительности. Проведено эмпирическое исследование на выборке из 50 подростков с применением двух методик: опросник «Субъективная оценка межличностных отношений» (С.В. Духновский) и тест на интернет-зависимость (К. Янг, адаптация В.А. Буровой). Представлены результаты изучения особенностей дисгармонии межличностных отношений подростков с разным уровнем интернет-зависимости. По результатам проведенного исследования установлено, что существуют статистически значимые различия в особенностях дисгармонии межличностных отношений подростков с низким, средним и высоким уровнем интернет-зависимости по показателям отчужденности, напряженности, конфликтности, агрессии в отношениях. Полученные данные позволяют сделать вывод об особенностях дисгармонии межличностных отношений подростков с разным уровнем интернет-зависимости и могут служить основанием для коррекции дисгармонии межличностных отношений в подростковом возрасте.

83-89 17
Аннотация

Мировая статистика отмечает сверхсмертность мужского населения планеты. Одним из ее факторов является стресс. Адаптация к стрессу актуализирует систему защитных и совладающих стратегий поведения личности, формирование которой происходит задолго до взрослости в условиях семейного взаимодействия, в частности в отношениях между сыном и отцом. Проблема зависимости защитно-адаптивных ресурсов личности юношей от отношений с отцом в семье недостаточно изучена. Поэтому целью настоящего эмпирического исследования стало установление зависимости защитно-адаптивных ресурсов юношей от рефлексии отцовского отношения к ним.

Применялись известные валидные, шкалированные методики. Обследовались 100 юношей в возрасте 16–18 лет, проживающие в полных семьях. Проведен парный линейный регрессионный анализ Пирсона и статистическое сравнение показателей по t-критерию Стьюдента.

Доказано, что защитно-адаптивный потенциал личности юношей зависит от сложившихся отношений в диаде «отец – сын». При доверительных отношениях с отцом у юношей преобладают продуктивные совладающие стратегии поведения (оптимизм, активный отдых, широкие дружеские контакты и стремление к достижениям в деятельности), растет личностный адаптивный потенциал. Отвергаемые юношами отношения с отцом снижают у них адаптивный ресурс, вызывая астенические расстройства, склоняют к выбору неэффективных копинг-стратегий (самообвинение и несовладание). Конкретизированы реактивные образования юношей, обуславливаемые определенным сценарием отцовского отношения: враждебность отцов усиливает астенизацию сыновей, склонность к разрядке напряжения и/или пассивному бездействию; непоследовательное отцовское поведение осложняет трудности самоконтроля у сыновей; автономность со стороны отцов снижает моральную нормативность сыновей и поиск ими духовной опоры.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)