Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск
№ 2 (2017)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 

9-13 17
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся современных тенденций, связанных с реформированием систем образования различных стран, включая отечественную, с акцентом на контрольно-оценочные процессы. Выделяются модели функционирования профессионального образования, а также обнаруживаются предпосылки, влияющие на структурно-содержательную наполняемость контрольно-оценочных мероприятий. Вводится понятие «эвалюация» в образовании, которое рассматривается как интегративная категория оценочно-аналитической деятельности в условиях повышения качества образования. Проводится анализ использования понятия как в зарубежных образовательных системах, так и в отечественной практике, а также указывается его роль в процессе создания и формирования общероссийской системы оценки качества образования, которая рассматривается как совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих оценку образовательных достижений обучающихся. В условиях формирования общероссийской системы оценки качества образования выделяются способы совершенствования системы оценки качества образовательных достижений учащихся, реализуемые в современной российской образовательной реалии в виде различных мероприятий. Особое внимание в этом ключе уделяется введению обязательной государственной итоговой аттестации для определенной категории граждан в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ). В статье ЕГЭ рассматривается как переложение зарубежного опыта на отечественную почву в части итогового контроля в связке «школа – вуз», выделяются положительные и отрицательные черты его функционирования для российской образовательной практики.

Обозначенные в статье проблемы указывают на необходимость дальнейшей проработки вопросов реформирования контрольно-оценочных мероприятий в отечественном образовании в части как методологии, так и инструментария данного процесса.

14-19 21
Аннотация

Актуальность использования новых технологий в обучении русскому языку иностранных студентов обусловлена изменениями рынка труда и процессами модернизации в медицинском образовании. В настоящее время растут потребности в высококвалифицированных специалистах-медиках, способных ориентироваться в стремительно изменяющихся социально-экономических процессах. Этим обусловлена необходимость активного применения информационных технологий, позволяющих в ускоренном режиме разрабатывать, изменять и соотносить различные учебные и научно-методические материалы. Автор описал возможности применения электронного учебника при обучении русскому языку студентов-иностранцев медицинского вуза. Благодаря инновационным технологиям иностранные студенты медицинского вуза получили возможность не только изучать русский язык с точки зрения орфографии, грамматики, лексики и стилистики, но и знать и применять медицинскую терминологию русского языка в ситуациях общения. Подобный синтез позволяет иностранным студентам, с одной стороны, усваивать специальные знания, с другой – успешно овладевать языком специальности. На основе дефиниции понятия «электронный учебник» и на примере созданного преподавателями КазНМУ электронного пособия автор рассматривает некоторые виды работ для закрепления фонетических умений у студентов-иностранцев медицинского вуза. Для закрепления фонетических навыков на страницах учебника его авторы предлагают традиционные формы обучения типа «Слушайте и повторяйте за диктором», «Читайте», «Следите за интонацией. Повторяйте за диктором. Читайте». Наряду с такими заданиями используются решение кроссвордов, задание-игра «Собери слово», фонетический диктант. Проведенный сравнительный анализ данных между экспериментальной и контрольной группами свидетельствует о положительном результате при закреплении фонетических навыков у тех студентов, которые имели возможность пользоваться электронным учебником. Описанный эксперимент подтверждает важность развития электронных технологий и использования их в обучении как необходимого средства для повышения уровня знаний русского языка у студентов-иностранцев.

20-24 18
Аннотация

В работе обсуждаются проблемы, связанные с радикальным реформированием системы высшего образования в России. Указываются позитивные тенденции, обусловленные присоединением к Болонской конвенции и переходом к двухуровневой образовательной модели, проявляющиеся в определенных успехах российских вузов на пути встраивания в мировую образовательную среду. Рассматриваются негативные последствия чрезмерной коммерциализации образовательной отрасли, узкой трактовки и утрированной реализации компетентностного подхода. Акцентируется внимание на снижении в определенной мере значимости фундаментальных математических и естественнонаучных знаний, предусматриваемой государственными образовательными стандартами ряда направлений подготовки на уровне бакалавриата. Обсуждаются проблемные стороны расширения масштабов дистанционного образования. Приводятся результаты педагогического исследования в виде опроса учащихся младших курсов Уральского государственного экономического университета, проводимого с целью выявления психологической подготовленности к современным методам дистанционной реализации отдельных этапов и процедур учебного процесса. Показывается, что эта подготовленность требует заметной корректировки на основе формирования культуры, базирующейся на принципах академической этики. Отмечается существенное повышение напряженности труда преподавателей, обусловленное заметным усилением бюрократизации образовательной сферы, несовершенством системы показателей эффективности и материального стимулирования и, как следствие, неоправданно весомым объемом работы по формированию нормативной методической документации и чрезмерным ростом публикационной активности, не способствующими обеспечению качества образовательного процесса. Подчеркивается, что преодоление трудностей, проблемных аспектов реформирования высшей школы и дальнейшее прогрессивное развитие отрасли возможно при учете отечественного опыта и устойчивых традиций государственных образовательных учреждений.

25-30 22
Аннотация

Актуальность выбранного для исследования вопроса напрямую сопряжена с процессом реформирования системы образования в Российской Федерации и направленностью на повышение эффективности профессионального высшего образования. В настоящее время отсутствует системный подход к разработке педагогических измерительных материалов и технологии для оценки уровня сформированности компетенций с учетом современных требований ФГОС ВПО 3. Развитие международных связей ставит перед вузом цель подготовки мобильных студентов, готовых к профессиональному иноязычному общению. При этом анализ организации обучения позволил увидеть недостатки, кроющиеся не только в области методики и практики преподавания, но и в плоскости оценки результатов обучения. По результатам проведенного исследования определены дескрипторы (признаки проявления компетенции) для оценки уровня сформированности профессиональной межкультурной метаязыковой компетенции переводчика текстов по специальности с использованием обучающего тезауруса. В статье представлены шкалы оценки по нескольким критериям: знанию терминологии, навыкам и умениям в области терминосистемы предметной области переводимого текста, готовности и способности к самореализации, стремлению, ответственности, готовности заниматься переводческой деятельностью и другим вспомогательным критериям. На конкретных примерах предложенных дескрипторов рассматриваются компоненты межкультурной метаязыковой компетенции, что дает возможность разработать также и оценочные средства по переводу специализированного текста, позволяющие развивать профессиональные компетенции студентов. Результаты проведенной работы свидетельствуют о том, что оценка сформированности этого компонента профессиональной компетенции наиболее полно отвечает требованиям, стоящим перед вузом, формированию профессионально значимых умений и навыков, составляющих основу профессионального становления студентов.

31-35 31
Аннотация

Одной из наиболее острых проблем современного образования является эффективное обучение иностранному языку. В настоящее время в образовательном процессе школы педагоги используют множество разнообразных технологий, призванных улучшить качество образования. Методисты все больше внимания обращают на необходимость качественного обучения иностранному языку, начиная со ступени начального образования.

В статье освещены особенности применения CLIL-технологии на уроках иностранного языка в начальной школе. Хотя CLIL-технология – обучение через интеграцию иностранного языка с другими школьными предметами – чаще применяется в старшей и высшей школе, авторы считают возможным ее применение и в начальной школе. В качестве примера в данной статье мы использовали опыт работы при помощи CLIL-технологии в рамках дополнительной образовательной программы по английскому языку для первоклассников.

Опыт преподавания английского языка в начальных классах позволил выявить следующие методические возможности использования CLIL-технологии на уроках иностранного языка: использование занятий иностранным языком как формы закрепления материала, изученного на других школьных предметах; соотнесение по срокам реализации календарно-тематического планирования занятий по иностранному языку с темами неязыковых школьных предметов для эффективной интеграции этих уроков; интеграция на основе неязыкового предмета как эффективный способ изучения иностранного языка в начальной школе. Все эти методические возможности CLIL-технологии не только позволят более качественно сформировать знания и умения младших школьников по иностранному языку, но и смогут послужить основой для новых методических разработок педагогов.

36-40 13
Аннотация

Феномен бурного экономического и политического развития Китая за последние десятилетия привлек внимание многих исследователей к этой стране. С каждым годом растет научный интерес к системе образования в Китае и к специфике подготовки педагогов для различных уровней образования. В статье представлены результаты теоретического исследования структуры и содержания современного среднего и высшего педагогического образования в Китае на основе проведенного анализа работ отечественных и зарубежных исследователей.

В статье подчеркивается, что, с одной стороны, существующая система высшего педагогического образования Китая во многом подобна советской системе педагогического образования, но при этом, с другой стороны, претерпевает изменения, диктуемые мировыми стандартами образования (Болонская декларация).

Приводится фактическая информация о количестве педагогических учебных заведений в КНР, обучающихся в них студентов, о числе выпускников вузов, продолживших обучение в магистратуре и докторантуре. Приводятся данные о типах педагогических образовательных учреждений, о многоступенчатой системе градации учителей. Авторы предлагают подробное описание учебных планов и образовательных программ ведущих педагогических вузов и колледжей, описывают специфику образовательного подхода университетов, входящих в так называемую «топовую шестерку» вузов, непосредственно подконтрольных Министерству образования КНР.

Описываются основные направления образовательной политики в Китае с указанием соответствующих правовых актов, принятых руководством КНР. Уделяется внимание проблеме образования этнических меньшинств и вопросам подготовки педагогических кадров для работы с ними. Авторы отмечают трудности в реализации инноваций в системе педагогического образования, намечают основные тенденции его развития.

41-46 28
Аннотация

В последние годы достаточно часто говорят о необходимости применения математических знаний во всех областях науки и экономики. Однако математика дается многим учащимся с большим трудом. Все чаще различные специалисты отмечают невысокий уровень математической подготовки школьников и студентов. В современном школьном математическом образовании встречаются такие проблемы, как отсутствие у школьников фундаментальных знаний, разрыв теории и практики, отсутствие преемственности между школьной и высшей математикой. В статье предлагается один из действенных способов устранения перечисленных проблем – включение в образовательный процесс межпредметных связей. Преимущества использования межпредметных связей продемонстрированы на примере изучения двух разделов школьной математики: векторов и метода координат. В классах с углубленным изучением математики, выпускники которых являются потенциальными студентами технических вузов, целесообразно показывать альтернативные способы решения одной и той же задачи, в том числе с применением методов родственных дисциплин. В статье приведен пример решения геометрической задачи двумя способами (традиционным и с помощью векторов и системы координат), проведен сравнительный анализ сложности полученных решений.

Анализ выявленных в математическом образовании проблем позволяет говорить о ряде преимуществ межпредметных связей в образовании. Среди них: создание общей картины изучаемого предмета, что влечет за собой глубокое его понимание; использование альтернативных способов решения задач, которые позволяют уйти от шаблонности; устранение пропасти между школьной и вузовской программами по математике.

47-52 18
Аннотация

Актуальность выбранного для исследования вопроса связана с принципом наглядности как одним из наиболее существенных постулатов, лежащих в основе организации образовательного процесса. Визуализация учебного материала, определяющая этот принцип, прошла путь от иллюстрации до моделирования как объект и средство активизации познавательной деятельности. В статье подчеркивается, что умение воспринимать информацию и применять ее способствует повышению познавательного интереса, стремления обучаемых к познанию, позитивно влияет на ход умственного развития. Рассматриваются подходы к работе с дошкольниками, которые в противоположность принципу интенсификации ориентируют на принцип амплификации, расширяющий возможности психического развития детей дошкольного возраста за счет максимального развития детской деятельности. Путем сравнения и сопоставления мнений различных авторов в работе предложен авторский подход к исследованию влияния приемов когнитивной визуализации на расширение возможностей старших дошкольников с нарушенным зрением средствами развития ориентировочной основы деятельности в ходе конструирования. Установлено, что в результате основательного познания ребенком различных признаков предметов, способов обследовательских действий, порядка их выполнения он более успешно осуществляет планирование, сохранение в памяти цели, прилагает усилия для ее достижения. В статье отмечено, что новая информация осознается и запоминается лучше тогда, когда знания и умения фиксируются в системе визуально-пространственной памяти. По результатам проведенного исследования установлено, что предъявление материала в визуальном, четко организованном плане позволяет более быстрым темпом и более качественно овладевать новыми знаниями и способами действий, что повышение результативности образовательного процесса можно обеспечить за счет интенсификации методов, форм, средств обучения, в частности за счет использования приемов когнитивной визуализации предлагаемой для усвоения информации. Полученные данные позволяют оценить влияние как иллюстративной, так и когнитивной функции графических моделей в образовательном процессе и сделать вывод, что учет психологических закономерностей процесса когнитивной визуализации способствует повышению результативности овладения детьми деятельностью.

53-58 24
Аннотация

Профессиональная подготовка в вузе в современных условиях требует от выпускника владения не только профессиональными компетенциями, но и более широкими группами компетенций, в том числе обеспечивающими адекватную коммуникацию и владение информационными технологиями. Однако уровень освоения иностранных языков в российских вузах оставляет желать лучшего. Повышение качества языковой подготовки в вузе возможно, в том числе при обеспечении наиболее адекватных условий обучения, например через распределение студентов, поступивших в вуз, по уровням владения иностранным языком, что позволит создать относительно равноценные условия обучения, наиболее эффективно развивать коммуникативные навыки в соответствии с языковыми возможностями студентов. Цель статьи – проанализировать и описать системы входного тестирования, в том числе авторскую систему теста, базирующегося на формате заданий международного экзамена TOEIC (Test of English for International Communication). В статье рассматриваются понятия «тест» и «педагогическое тестирование», описывается общая структура теста. Более подробно авторы останавливаются на понятии «входное тестирование» (Placement Test), предполагающем деление на уровни. Описание уровней приводится по европейской шкале CEFR. Авторы анализируют существующие системы входного тестирования, например Оксфордский тест, тест компании English First и другие, отмечая их возможности и раскрывая недостатки в их использовании в российских вузах. В статье описывается входное тестирование, разработанное для студентов Тольяттинского государственного университета, включая анализ и интерпретацию опыта использования теста в 2016 году. Результаты исследования и апробации теста свидетельствуют о надежности и достоверности представленного метода оценки уровня владения иностранным языком.

59-64 20
Аннотация

Актуальность выбранного вопроса обусловлена текущей глобализацией общества в экономическом, социокультурном, образовательном, информационном и медиапространствах, которая предъявляет человечеству вызов комплексной интеграции в своей культуре проекций этнической, национальной и общемировой культур.

В фокусе внимания автора находятся ценности как отражение культуры и ее артефактов. Приведены различные точки зрения, а также трактовки сущности и содержания ценностных ориентаций. Обобщаются факторы, влияющие на выбор стратегий поведения в условиях кросскультурного взаимодействия и на его эффективность. Предложено определение понятия «аксиобарьер».

В статье рассматриваются ценности в двух перекрещивающихся плоскостях: личностной и культурной. Выявлено, что ценности выступают аксиомой мотивации и осуществления различных видов деятельности, а также отражают общие универсалии. Установлено, что ценности могут выступать одновременно базисом, ресурсом, условием и фактором интеракции. В то же время сосуществование в сознании студента проекций ценностей различных культур создает препятствия в выборе стратегий их релевантного проявления в условиях кросскультурного взаимодействия. Отмечается, что результатом кросскультурного взаимодействия являются поверхностные и внутренние изменения каждого субъекта интеракции. Для разрешения коллизии ценностных ориентаций студент сталкивается с проблемой выбора различных стратегий поведения. Установлено, что наиболее успешными траекториями поведения в кросскультурном взаимодействии выступают стратегии трансформации или компромисса, способствующие процессу личностного развития и совершенствования индивида.

Кратко представлены перспективы в изучении педагогического аспекта проблемы сопоставления и взаимодействия ценностей различных культур. Контент-анализ литературы включает наиболее авторитетные источники и работы исследователей в области культурологии, аксиологии и педагогики взаимодействия, выполненные за последнее десятилетие.

65-70 19
Аннотация

Актуальность проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий (ПУУД) напрямую связана с внедрением и действием федеральных государственных стандартов на всех уровнях образования. Именно познавательные универсальные учебные действия ориентируют не только и не столько на получение конкретных предметных знаний (информационно-ориентированная парадигма), сколько на формирование пролонгированного витально (системно-деятельностная парадигма) умения учиться. На основе анализа литературы, посвященной изучению указанной проблемы, дается определение понятия «познавательные универсальные учебные действия». Очерчивается поиск новых подходов, путей и способов активизации процесса формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся общеобразовательной организации, связанных с работой с текстом, текстовой информацией, лежащей в основе активно разрабатываемого герменевтического подхода (А.Ф. Закирова, С.С. Мальцева, О.П. Мокиенко, В.И. Слобожникова и др.). В статье рассматривается возможность реализации принципов системно-деятельностного и герменевтического подходов в единстве урочной и внеурочной деятельности обучающихся общеобразовательной организации в теоретическом, методическом и практико-ориентированном контекстах. Предлагается модель формирования познавательных универсальных учебных действий, имеющая практическое значение. Показано, что внедрение модели в образовательный процесс позволяет освоить метапредметные компетенции как способы познания на более высоком (продвинутом) уровне, который достигается благодаря систематической работе с текстовой информацией в единстве урочной и внеурочной деятельности, рефлексивности, навыкам оценивания социальной информации, необходимой не только для успешного обучения, но и для социализации и самореализации.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 

73-78 34
Аннотация

В современном мире широкое распространение получил ряд особенностей жизненной позиции взрослого человека, которые приводят его к личностной незрелости (инфантильности) и недостаточному профессионализму. Такая жизненная позиция основывается на стремлении жить в свое удовольствие, легко, беззаботно, которое активно формируется средствами массовой коммуникации. Статья посвящена поиску психологических факторов, способствующих подверженности человека влияниям, мешающих его полноценному развитию и достижению зрелости, а также факторов, позволяющих противостоять этим неблагоприятным влияниям.

Проведен анализ работ отечественных и зарубежных исследователей, выполненных за последнее десятилетие, по проблемам личностной зрелости и инфантильности, ювенилизации современного общества, труда, праздности, игровых увлечений взрослых, демонстративного потребления. Выделены характеристики современных условий жизни, которые, с одной стороны, позволяют человеку развиваться в прогрессивном направлении, а с другой стороны, могут быть использованы для регрессивного развития. Обобщены результаты нескольких эмпирических работ, выполненных автором ранее, в ходе которых было исследовано личностное и профессиональное развитие в связи с нравственным развитием, умением совершать положительный нравственный выбор.

Проведенный анализ неблагоприятных тенденций развития взрослых людей в современном мире показал, что факторами подверженности инфантилизации является ряд особенностей внутренней позиции человека, а также неиспользование критериев нравственных норм при оценке своих поступков и происходящих событий.

На основании комплексного анализа работ по рассматриваемой проблеме и результатов выполненных автором статьи эмпирических исследований делается вывод о том, что факторами прогрессивного развития и достижения зрелости являются: занятие человеком внутренней позиции взрослого; выполнение трудовой деятельности, соответствующей возрастным нормам; совершение положительного нравственного выбора в ситуациях неопределенности; высокий уровень нравственного развития.

79-85 18
Аннотация

Актуальность представленного в статье исследования обусловлена высокой социальной значимостью психологического состояния работников ведущего предприятия российской автопромышленности ПАО «АвтоВАЗ» в условиях социально-экономического кризиса. Предпринята попытка выяснить, существует ли взаимосвязь удовлетворенности жизнью и временной перспективы работников предприятия. Удовлетворенность жизнью является показателем качества жизни личности. Временная перспектива показывает систему отношений личности к временному континууму. В статье кратко рассматривается понятие «удовлетворенность жизнью» с позиций психологического и социологического знания. Осуществляется обзор тождественных понятий. Одним из них является «субъективное благополучие», которое решено было включить в исследование в качестве контрольного параметра.

В исследовании приняли участие 64 работника ПАО «АвтоВАЗ» – мужчины в возрасте от 23 до 54 лет. Исходя из того, что, по мнению авторов, удовлетворенность жизнью и временная перспектива в зависимости от возраста будут иметь свои особенности, выборка была разделена на четыре возрастные группы. Возрастной диапазон первой группы – 23 года – 29 лет, второй – 30–39 лет, третьей – 40–49 лет, четвертой – 50 лет – 54 года.

Полученные данные показывают разную значимость и силу взаимосвязи различных факторов удовлетворенности жизнью, субъективного благополучия и временной перспективы у разных возрастных групп работников предприятия. В то же время можно констатировать, что временная перспектива хоть и несколько сужена, но остается сбалансированной, а оценка субъективного благополучия находится в целом на одинаковом умеренном уровне у всех возрастных групп.

86-89 20
Аннотация

Изучение психологического содержания процесса религиозного обращения является одним из приоритетных направлений исследований в области психологии религии. Если факторы религиозного развития личности, осуществляемого посредством религиозного воспитания и образования, вполне понятны, то факторы и стадии резкого и непрогнозируемого изменения религиозного сознания и поведения в психологической науке на сегодняшний день описаны слабо. Основная проблема этой области заключается в том, что невозможно составить универсальную схему религиозного обращения вообще, без учета специфики того религиозного института, в который неофит осуществляет свое непосредственное «вхождение». Особенно слабо представляется изученной специфика религиозного обращения в ислам.

В статье описано эмпирическое исследование религиозного обращения мусульман. В качестве метода исследования был применен нарративный анализ. Респондентам, в число которых вошли представители молодого возраста, предлагалось написать историю о том, как они обрели свою веру. Результаты анализа текстов показали, что обращение в ислам характеризуется высокой степенью поисковой активности субъекта и рациональным обоснованием своего выбора. Для большей части новообращенных мусульман характерно негативное отношение к исламу до процесса самого обращения, что они связывают с недостаточным жизненным опытом и социальными стереотипами. В структуре нарратива о «вхождении» в ислам можно выделить три последовательные составляющие: поиск Истины, инсайт и жизнь в соответствии с Истиной. Можно сделать вывод о том, что данный тип религиозного обращения стоит рассматривать как, прежде всего, когнитивный процесс. Среди факторов, инициирующих «вхождение» в ислам, в первую очередь нужно отметить чтение религиозной литературы, а также взаимодействие с мусульманами.

90-96 16
Аннотация

Актуальность темы связана с тем, что система межличностных отношений оказывает существенное влияние на формирование личности. Это подтверждает проведенный автором анализ основ психолого-педагогической коррекции межличностного взаимодействия, которые заложены в отечественных и зарубежных научных работах. Цель статьи – представить оригинальную Программу психолого-педагогической коррекции межличностного взаимодействия младших подростков, выявить и обсудить изменения, вызванные ее реализацией. По каждому занятию определены цели и проведена их декомпозиция до уровня упражнений. В период между занятиями продолжалось закрепление формируемых качеств с участием учителей и родителей. Диагностика межличностного взаимодействия младших подростков проведена до и после реализации Программы. При исследовании межличностных отношений, социальных аттитюдов по методике диагностики межличностных отношений Т. Лири выявлены позитивные изменения по фактору «дружелюбие». Результаты применения социометрической техники Дж. Морено (параметрической, с ограничением числа выборов до пяти человек) показали, что реализация Программы способствовала изменению статуса учеников. По опроснику межличностных отношений В. Шутца выявлены позитивные изменения потребностей в создании и поддержании удовлетворительных отношений с одноклассниками, чаще стали проявляться потребности включения (потребности взаимодействия и сотрудничества), потребности контроля (потребности в сохранении удовлетворительных отношений с опорой на контроль и силу), межличностные потребности в аффекте (с опорой на эмоциональные отношения).

Изменение показателей дружелюбия, принятия группой, потребности включения, потребности контроля, потребности в аффекте до и после реализации Программы подтверждены с использованием многофункционального критерия φ* (угловое преобразование Фишера).

В целом после проведения Программы психолого-педагогической коррекции межличностного взаимодействия у младших подростков повысились уровни необходимых социально-психологических знаний, умений адекватного восприятия, преодоления трудностей межличностного взаимодействия и коммуникативных умений.

97-101 20
Аннотация

Монотония – явление, характерное для конвейерного труда. В связи с тем, что в каждой профессии могут быть свои симптомы и механизмы ее формирования, возникает необходимость изучения данного состояния в соотношении с условиями конкретного труда. Проблема монотонии в сфере вредного химического производства до сих пор остается неизученной.

Статья посвящена изучению симптомов монотонии у операторов получения непрерывного стекловолокна. В исследовании приняло участие 64 оператора мужского пола в возрасте от 22 до 39 лет.

Была выявлена динамика проявления симптомов монотонии у операторов получения непрерывного стекловолокна в течение дневной рабочей смены. Среди выявленных симптомов обнаружены апатия, скука усталость, сонливость. В начале рабочего дня операторы отмечают у себя бодрое настроение, после обеда и к концу дня этот показатель значительно снижается за счет нарастания состояния усталости разной степени выраженности. Сонливость наблюдается на всех этапах рабочей смены, к ее концу фиксируется намного чаще, чем в начале дня. Апатию и скуку в начале дня не фиксирует ни один из респондентов, но в середине и в конце дня испытывают очень часто.

Результаты проведенного исследования возможно учесть в организации технологического процесса получения непрерывного стекловолокна с целью снижения негативного влияния переживания монотонии и, как следствие, повышения эффективности трудовой деятельности. Однако следует помнить, что полученные результаты имеют отношение только к дневной смене. Проявления монотонии у операторов получения непрерывного стекловолокна во время ночной смены будут значительно отличаться.

102-108 17
Аннотация

Актуальность выбранного для исследования вопроса напрямую связана с протекающими на современном этапе развития общества процессами трансформации родительско-детских отношений, изменениями в содержании и ролевых функциях супругов. В статье рассматриваются особенности родительских установок супругов, имеющих различный стаж семейной жизни. Описаны организация и методы исследования, приведены результаты исследования родительских установок отцов и матерей, имеющих супружеские отношения различной степени длительности.

Рассматриваются особенности родительских установок мужчин и женщин, определяющие отношение к ребенку и к воспитательной практике. В родительских установках мужчин выявлен высокий уровень строгости и авторитетности в отношении с ребенком. Особенностями родительских установок женщин выступают стремление к партнерским отношениям с ребенком, стремление ускорить развитие ребенка, низкий уровень зависимости от семьи.

Определены особенности родительских установок супругов со стажем семейной жизни менее пяти лет. У мужчин этой группы в большинстве случаев проявлялась такая родительская установка, как гипоопека, в то время как женщины данной группы предпочитали демократические отношения с ребенком. Выявлены особенности родительских установок супругов, стаж семейной жизни которых составляет от пяти до пятнадцати лет, выражающиеся в том, что у женщин доминируют такие родительские установки, как гипоопека и отсутствие демократичности в отношениях с ребенком, у мужчин доминирует установка на демократичность в общении с детьми. Определено, что сочетание характеристик родительских установок у мужчин в группе со стажем семейной жизни от шестнадцати лет и более свидетельствует о выраженности такого типа родительского воспитания, как отказ от авторитарности и гипоопека. Женщины также отказываются от авторитарности и отдают предпочтение демократическому стилю воспитания.

109-114 18
Аннотация

Статья посвящена проблеме подростковой дезадаптации. Рассматриваются основные отечественные и зарубежные подходы к пониманию социально-психологических факторов дезадаптации. Полученные эмпирические данные раскрывают разные стороны рассматриваемого явления. В исследовании участвовали подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Данный социальный статус присваивается социальными службами и является официально принятым при наличии насилия в семье, малообеспеченности семьи, алкоголизации и безработицы родителей и т. п. В таких случаях семья считается неблагополучной. Подростки, воспитывающиеся в подобных условиях, склонны к дезадаптированному поведению. Под дезадаптацией понимается нарушение взаимодействия личности с обществом в целом и собой. Примеры дезадаптированного поведения – использование ненормативной лексики, агрессивное поведение, прогулы учебного заведения, низкая успеваемость, самовольные уходы, наличие аддикций, воровство и т. д. В статье рассматривается многомерность поведенческих проявлений подростковой дезадаптации. Приведены данные эмпирического исследования. Использованы следующие методы диагностики: анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа. На основе полученных данных проанализированы противоречия объективной и субъективной оценки поведения подростков. Сопоставлены данные наблюдения и опроса педагогов с самооценкой поведения участников исследования. Рассмотрены уникальные данные об особенностях поведения подростков в неформальных группах. Описаны идеологические представления современных неформальных групп. Приведены конкретные примеры поведенческих особенностей и самооценки уровня адаптированности подростков с разным уровнем показателей дезадаптации. Выявлены противоречия между внешними проявлениями дезадаптации и внутренней оценкой собственного поведения. Многомерное рассмотрение дезадаптации способствует наиболее полному пониманию ее особенностей в подростковом возрасте. 

115-120 15
Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме внутренних детерминант процесса профессионализации субъекта. В качестве одного из главных внутренних факторов, определяющих профессиональное движение субъекта, рассматривается его профессиональная позиция. Представлены результаты теоретического анализа структуры и типов профессиональной позиции субъектов труда. Приводится обзор отечественной литературы, посвященный изучению данной проблемы. Отмечается, что в науке отсутствуют работы, представляющие типологии по критерию отношения субъекта к профессиональной среде и зависящей от этого стратегии поведения и общения субъекта. На основе анализа литературы приводится авторское определение профессиональной позиции. Она понимается как сложное относительно устойчивое образование, определяющее отношение субъекта к профессиональной среде и самому себе в ней и ориентирующее поведение и деятельность субъекта в профессиональном пространстве. В статье определена структура профессиональной позиции, содержащая три аспекта: отношение к делу, отношение к людям, отношение к самому себе. Каждый аспект включает когнитивный, аффективный и эмоциональный компоненты. Приводится типология профессиональной позиции, в основе которой лежат различия в ценностно-смысловых ориентациях субъекта. Типологические различия связываются с двумя факторами: отношением субъекта к результатам труда и его центрированностью. На основе заданной структуры описываются четыре типа: «Творец», «Карьерист», «Формалист», «Исполнитель». Обсуждаются две противоположные тенденции, выраженные в данных позициях: профессиональная увлеченность и профессиональная отстраненность. Отмечается, что перспективным направлением дальнейших исследований является разработка на основе предложенной структуры и типологии профессиональной позиции методического инструментария для практического применения.

121-128 21
Аннотация

В статье рассматривается возрастная инволющия познавательных процессов у пожилых людей: мышления, кратковременной зрительной памяти, устойчивости произвольного внимания. Актуальность изучения обусловлена стареющим населением страны. Квалифицированные работники умственного труда, достигнув пенсионного возраста, по воле работодателей оказываются исключенными из активной трудовой жизни. В то же время их опыт нередко оказывается востребованным. Психологическая проблема заключается в выявлении когнитивного ресурса, позволяющего им пролонгировать свою продуктивную работоспособность. Эмпирическое исследование выполнено на общей выборке 322 человека в возрасте от 18 до 89 лет; в их числе 144 мужчины и 178 женщин с высшим и средним образованием, работающие в настоящее время. Методом возрастных срезов изучалась продуктивность высших психических функций в разные возрастные периоды жизни при естественном старении без патологических изменений. Использовались общеизвестные валидные и надежные психодиагностические методики. Полученные данные представлены в графиках, отражающих изменение продуктивности познавательных процессов (Y) в зависимости от возраста (X). Обнаружен гендерный сдвиг в трендах и характере возрастной инволюции когнитивных функций. Установлено, что регресс познавательных процессов согласно закону Т. Рибо протекает в порядке, обратном их генезису. На частной выборке 70 лиц с высшим и 70 лиц со средним образованием, работающих в возрасте 60–85 лет, проведены корреляционный и факторный анализы. Выявлены психосоциальные факторы, влияющие на сохранность продуктивной мыслительной деятельности в пожилом возрасте. Наибольшие веса принадлежат факторам семейной поддержки, умственной активности и образованности субъекта. Эмпирически подтверждено, что у специалистов интеллектуального труда регресс познавательных функций протекает менее интенсивно и стабилизируется в возрастном периоде 65–70 лет. В пожилом возрасте на сохранность мыслительных операций позитивно влияет предшествовавшая регулярная интеллектуальная деятельность в сферах профессий «человек – человек» и «человек – знак». Образованность субъекта, не занятого интеллектуальным трудом, оказывает лишь скрытое тормозящее влияние на регресс когнитивных функций.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)