Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск
№ 3 (2017)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 

9-13 21
Аннотация

Актуальность выбранного для исследования вопроса напрямую сопряжена с процессом чрезмерного распространения феномена языковой игры во многих сферах общения, в том числе и в средствах массой информации. Условия передачи информации диктуют острую необходимость коммуникативного равенства адресата, адресанта, а также их посредника – переводчика. При этом тщательный анализ организации языковой подготовки позволил увидеть существенные недостатки, кроющиеся в области методики и практики преподавания, обнаружить, что в настоящее время отсутствует системный подход к разработке педагогических материалов и технологии для формирования навыков перевода иноязычных газетных каламбуров-заголовков. По результатам проведенного исследования определено, что на первом этапе студентов знакомят с природой газетных заглавий. Второй этап предполагает обучение распознаванию каламбуров-заглавий, пониманию специфики процесса образования каламбура-заглавия, проявляющейся как в плане выражения, так и в плане содержания. Во время этого этапа обучающиеся знакомятся с разными видами фреймов, лежащих в основе каламбуров-заглавий и осложняющих передачу смысла на переводящий язык. Связанные с этим трудности перевода преодолеваются на третьем этапе путем учета предложенной в статье схемы анализа, основанной на различных качествах этого стилистического приема, при учете газетной контекстуальности. В заключение делается вывод, что наиболее эффективное развитие навыков перевода может происходить при последовательности упражнений, повторяющей этапы творческого процесса создания газетного каламбура-заглавия. В статье представлен комплекс упражнений для обучения интерпретации и переводу газетных каламбуров-заглавий. 

14-19 30
Аннотация

В современном мире изучение иностранного языка стало неотъемлемым условием успешности человека в профессиональной сфере. Однако в условиях сильной дифференциации студентов-первокурсников по исходному уровню владения иностранным языком высокие требования профессиональных стандартов порой становятся вызовом для преподавателей, поэтому поиск методов и приемов обучения, способствующих достижению поставленных целей и задач, по-прежнему остается актуальным.

В статье приводятся результаты практического применения методики обучения иностранному языку с учетом когнитивного стиля учащихся. В научной литературе встречаются более десяти видов когнитивного стиля, основанных на различных особенностях получения и переработки информации. Полезависимость/поленезависимость является традиционно выделяемым когнитивным стилем, поскольку с полезависимостью/поленезависимостью многие исследователи связывают академическую успеваемость обучающихся, а также, в силу простоты его диагностики, информация о данном когнитивном стиле широко используется в педагогической практике.

Однако анализ когнитивного стиля в отношении полезависимости/поленезависимости, проведенный автором в группе студентов, продемонстрировал необходимость поиска другой классификации, более индивидуализированной. В качестве такой методики был использован индекс организации интеллекта А. Боуи, который был успешно апробирован на педагогической практике. Применение данного индекса и распределение студентов по группам в соответствии с их когнитивным стилем, а также учет рекомендаций по обучению студентов с определенным когнитивным стилем позволили повысить академическую успеваемость, а также мотивацию студентов к изучению иностранного языка. 

Автором подчеркивается и демонстрируется необходимость индивидуального подхода к выбору и применению той или иной классификации когнитивных стилей с последующей реализацией соответствующих рекомендаций в целях повышения эффективности обучения иностранному языку.

20-26 21
Аннотация

Статья посвящена экспериментальному обоснованию эффективности интегративного курса литературы для формирования и совершенствования общекультурной компетентности студентов, получающих среднее профессиональное образование. Общекультурная компетентность на сегодняшний момент выступает важнейшим надпрофессиональным качеством, предъявляемым работодателем к современному специалисту. Выход из противоречивой дидактической ситуации по формированию данной компетентности среди студентов среднего профессионального образования видится в интеграционном подходе. Автор обозначает актуальность применения интеграционной технологии в рамках компетентностного подхода в современных образовательных условиях, дает определение названным понятиям. Представлено краткое описание разработки авторского интегративного курса по дисциплине «Литература», образовательной целью которого является формирование и совершенствование общекультурной компетентности. Более подробно в статье презентована система оценки сформированности общекультурной компетентности, построенная с учетом знаний о структурных компонентах компетентности: информационно-аналитическом, операционно-деятельностном, креативном и ценностно-ориентационном. Каждому структурному компоненту соответствуют несколько оценочных средств. Представлена разработанная автором система критериев сформированности общекультурной компетентности. Каждый критерий оценивается по трем уровням: начальному, базовому, продвинутому. Для достоверности полученных с помощью системы оценки результатов учтены не только качественные, но и количественные показатели сформированности компетентности.

Представленная система оценки позволила доказать экспериментальным путем интенсивность динамического процесса, выявленного по итогам реализации интегративного курса литературы для студентов среднего профессионального образования. Проведенный автором педагогический эксперимент подтверждает значимость и эффективность разработанного интегративного курса, направленного на формирование компетентностного образовательного результата, в совокупности с предложенной системой оценки уровня сформированности общекультурной компетентности в современных образовательных условиях. 

27-32 15
Аннотация

В статье обозначена актуальность преподавания дисциплины «Второй иностранный язык» в свете требований государственных образовательных стандартов. Особую значимость приобретает вопрос о моделировании курсов повышения квалификации для учителей второго иностранного языка. Курсы повышения квалификации, формируемые на основе модульного подхода, должны быть построены с учетом таких принципов, как гибкость, вариативность и учет индивидуальных потребностей обучающихся.

Целью исследования является определение уровня сформированности многоязычной коммуникативно-методической компетенции учителя второго иностранного языка.

Методом выявления образовательных потребностей послужило анкетирование, позволившее выделить «пробелы» в компетенциях, являющихся составными частями профессиональной компетентности педагога по второму иностранному языку.

В работе рассмотрена многоязычная коммуникативно-методическая компетенция в качестве ядра профессиональной компетентности педагога по второму иностранному языку. Именно ее компоненты будут выступать объектами совершенствования при обучении учителей в системе повышения квалификации.

Входная диагностика служит отправной точкой при проектировании адресных курсов повышения квалификации учителей второго иностранного языка в компетентностной проекции на основе модульного подхода. Оценивание результатов проведенного анкетирования дало возможность выделить в проектируемой программе блоки инвариантного характера (полиречевой, поликультурный, опорно-сравнительный), освоение которых является обязательным для всех обучающихся. Инвариантные модули нацелены на развитие наименее сформированных у педагогов субкомпетенций. Анализ единичных результатов диагностики позволит создать уникальный для каждого педагога маршрут обучения с учетом его индивидуальных потребностей посредством формирования определенного набора модулей вариативного блока.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 

35-41 19
Аннотация

Потребность общества в высококвалифицированных кадрах растет в различных сферах. Напрямую решение этого вопроса зависит от уровня профессионализма педагогов, осуществляющих профессиональную подготовку и переподготовку специалистов. Поэтому проблеме профессионализации в целом и педагогов в частности всегда уделялось большое внимание в психологии. Наибольшее количество исследований в данной области посвящено изучению такого профессионально важного качества педагогов, реализуемого в профессионально-педагогическом общении, как компетентность.

Целью статьи является прояснение сущности и структуры коммуникативной компетентности педагога, определение ее места в более широкой структуре – компетентности педагога в профессионально-педагогическом общении. В статье соотносятся понятия «коммуникативная компетентность» и «коммуникативная компетенция». Толерантность рассматривается как важнейшая социальная установка и метакомпонент компетентности педагога в профессионально-педагогическом общении.

Особое внимание уделяется профессионализации педагога, в рамках которой происходит формирование и развитие коммуникативной компетентности и сопряженных с ней качеств педагога. Описываются пассивная и активная профессионализация, характеризующиеся разным уровнем активности педагогов. Ставится вопрос о необходимости их соотнесения с учетом их функций и результатов.

Излагаются результаты эмпирического исследования развития в процессе стихийной профессионализации таких составляющих коммуникативной компетентности и ассоциированных с ней качеств, как эмоционально-волевая регуляция, толерантность, эмпатия и общительность. Сравнительное исследование было проведено на группах педагогов среднего профессионального образования, отличающихся длительностью педагогического стажа. Путем сопоставления результатов, полученных в экспериментальных группах, определялся характер изменений, происходящих в уровне развития профессионально важных качеств по мере увеличения педагогического стажа. В результате исследования были определены качества педагогов, претерпевающие изменения по мере увеличения стажа, а также слабые места стихийной профессионализации, характеризующиеся появлением деструкций и требующие проведения коррекционной работы.

42-47 18
Аннотация

Проведено исследование предикторов самоэффективности обучающихся в 5–9 классах. Предикторами самоэффективности выбраны психологические средства академической адаптации, учебные мотивы и характеристики принятия решений в ситуации неопределенности. Раскрываются понятия «академическая адаптация», «средства адаптации», «самоэффективность». Определено состояние разработанности проблемы академической адаптации в отечественной и зарубежной литературе. Проанализированы теоретические и эмпирические исследования в области педагогической психологии, согласно которым обнаруживается, что те или иные личностные переменные способствуют позитивной адаптации школьников. Делается попытка провести взаимосвязь академической адаптации и самоэффективности. Для исследования предикторов самоэффективности средствами академической адаптации был подобран диагностический инструментарий. В качестве метода изучения психологических средств академической адаптации автор статьи предлагает специально разработанную анкету. Изложены результаты эмпирического исследования, а также последующего регрессионного анализа показателей самоэффективности и предпочитаемых средств академической адаптации школьников среднего звена. Представлен подробный анализ предикторов уровня самоэффективности, среди которых особое внимание уделяется психологическим средствам академической адаптации. Анализ дополняется обсуждением результатов эмпирических исследований и концепций ведущих отечественных и зарубежных ученых. Установлено, что среди психологических средств академической адаптации наиболее сильной предикцией по отношению к уровню самоэффективности обладает готовность к риску. В выводах автор отмечает наличие предикции степени уверенности школьников в способности быть продуктивным при выполнении определенной деятельности описанными в анкете психологическими средствами. 

48-53 29
Аннотация

В статье рассматриваются особенности самоотношения современных подростков с учетом гендерных различий в аспекте самоуважения, аутосимпатии и самоуничижения. Осуществлен теоретический обзор работ отечественных и зарубежных авторов по заявленной проблеме. Представлены результаты психодиагностического этапа эмпирического исследования на выборке 126 респондентов. Выделены гендерные различия в самоотношении подростков на основе результатов статистического анализа (t-критерий). Статистически достоверные различия в структуре самоотношения мальчиков и девочек 15 лет наблюдаются по шкалам «Саморуководство» и «Самопривязанность», что свидетельствует о том, что 15-летние мальчики чаще девочек склонны оценивать себя способными оказывать сопротивление внешним влияниям, давлению окружающей среды. Мальчики чаще считают себя источниками собственной активности и развития, склонны в большей степени опираться на свои собственные мотивы, чем на мнение группы. Вместе с тем мальчики демонстрируют более высокую ригидность и нежелание меняться, девочки же более открыты личностным изменениям и саморазвитию.

Обсуждаются основные результаты исследования: наблюдается положительная возрастная динамика в стремлении самопознания и саморазвития у подростков; оценка собственной личности мальчиками и девочками становится более дифференцированной и адекватной. У подростков 15 лет повышается самоценность и самопринятие за счет интереса к процессу творчества, формируется представление о том, что личность, характер и деятельность способны вызывать у окружающих уважение, симпатию, одобрение и понимание.

54-59 33
Аннотация

Актуальность исследования эмоционального состояния студентов в период экзаменационной сессии обусловлена особенностями психического напряжения, превышение пороговой величины которого оказывает деструктивное влияние на психику, обуславливает беспокойство, утомляемость, повышенную чувствительность и раздражительность, внутреннюю неудовлетворенность и негативные самооценки. Установление взаимосвязи самооценок эмоциональных состояний студентов в период экзаменационной сессии с их эмоциональным интеллектом стало целью нашего исследования. Основные действия по достижению цели состояли в проведении констатирующего эксперимента на выборке студентов колледжа. Использовали тесты Н. Холла «Диагностика эмоционального интеллекта», Г.Ю. Айзенка «Самооценка психических состояний», тест «Методика самооценки эмоциональных состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса, метод ранговой корреляции Спирмена. По тесту «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла проявились в основном низкие самооценки по всем пяти шкалам эмоционального интеллекта: управления своими эмоциями, распознавания эмоций, эмпатии, эмоциональной осведомленности и самомотивации. Параллельно по тесту «Самооценка психических состояний» Г.Ю. Айзенка получено наибольшее число средних и высоких значений по шкалам агрессивность, ригидность, фрустрация и тревожность. Данные, собранные по тесту «Методика самооценки эмоциональных состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса, свидетельствуют о преимущественно средних и низких значениях шкал «спокойности/тревожности», «чувства уверенности в себе», «энергичности/усталости», «приподнятости/подавленности». Выводы, сделанные на основании этих методик, соотносятся с тем, что более половины студентов поставили себе средние оценки по шкале «сумма эмоциональных состояний». Этим студентам характерна раздражительность, тревожность, ригидность в ситуации экзамена. Выявленные с помощью метода ранговой корреляции Спирмена корреляционные связи также подтверждают влияние эмоционального интеллекта на самооценку студентами колледжа собственных эмоциональных состояний в период экзаменационной сессии.

60-65 34
Аннотация

В статье представлен анализ переведенных эмпирических исследований ранних дезадаптивных схем, в зарубежной клинической практике, за последние десять лет. Описаны и проанализированы теоретические представления о формировании ранних дезадаптивных схем у личности с психическими расстройствами. Установлен высокий исследовательский интерес иностранных авторов, показывающий насколько актуально за рубежом применение конструкта ранние дезадаптивные схемы, при изучении и в работе с расстройствами личности, расстройствами невротического спектра, аффективными расстройствами и поведенческими расстройствами, связанными с физиологическими нарушениями, а также расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ. Проведенные исследования позволяют говорить, что ранние дезадаптивные схемы формируются в результате ранней психической травмы вызванной различными типами жестокого обращения, эмоциональной депривацией, насилием и дисфункциональным типом воспитания, и как результат в неудовлетворении базовых психических потребностей: в любви, в принятии, безопасности и автономии. Выявлена эффективность схем терапии в работе с дезадпативными схемами при симптомах посттравматического стрессового расстройства, пограничных психических расстройствах личности, нарциссических расстройствах личности, панических расстройствах личности, аффективных расстройствах личности, депрессивной симптоматики личности и расстройствами связанными химическими формами аддикции личности. Представленный анализ и синтез рассмотренных исследований позволил сделать научно обоснованные предположения об эффективности схема-терапии в работе с расстройствами личности, аффективными расстройствами личности, также расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ и позволяет говорить об актуальности дальнейшего изучения и применения схема терапии Дж. Янга в отечественной практике.

66-70 30
Аннотация

Актуальность исследования определяется тем, что психологическая адаптация является неотъемлемой частью современной жизни. По своей сути психологическая адаптация представляет собой процесс приближения психической деятельности личности к социальным и социально-психическим требованиям среды, условиям и содержанию профессиональной деятельности человека. Недостаточная изученность особенностей психологической адаптации на ранней стадии профессионализации молодежи имеет решающее значение при разработке данной проблемы.

В статье рассматриваются особенности психологической адаптации молодежи, которые определяются индивидуальными потребностями и возможностями личности, характером адаптивной ситуации, спецификой требований среды.

Проанализирован гендерный аспект адаптации и профессионализации, согласно предположению о наличии определенных особенностей адаптации у представителей разных полов. Исследование по заявленной тематике включало в себя изучение адаптации респондентов; наблюдение за взаимоотношениями студентов и сотрудников во время проведения анкетирования, на занятиях, в рабочее время; математико-статистическую обработку полученных данных.

При помощи специального методического инструментария была проведена диагностика выделенных качеств у респондентов, разделенных в зависимости от типа занятости на две группы – студентов и сотрудников. Полученные показатели психологической адаптации, психологической адаптивности и эмоционально-деятельностной адаптивности позволили подтвердить предположение о наличии определенных особенностей адаптации у студентов и сотрудников.

В ходе практического исследования установлена степень выраженности адаптации молодежи, а также выявлены особенности их профессионального выбора. Доказано, что психологическая адаптация проходит успешно у тех молодых людей, которые уже вовлечены в профессиональную деятельность.

71-75 24
Аннотация

Целью исследования являлось установление взаимосвязи между организационной идентификацией и психологической готовностью к организационным изменениям и изучение опосредующего влияния удовлетворенности работой на взаимосвязь организационной идентификации и готовности к организационным изменениям. В выборку вошли сотрудники девяти государственных и коммерческих компаний, которые находятся в ситуации организационных перемен (N=221). Изменения в этих компаниях носят однотипный характер: в каждой из организаций предстояло внедрение новых стандартов работы, затрагивающее большинство сотрудников. Сотрудники организаций были осведомлены о предстоящих организационных изменениях.

Множественный регрессионный анализ показал, что удовлетворенность работой выступает в роли медиатора для взаимосвязи между организационной идентификацией и готовностью к изменениям, и эта взаимосвязь имеет сложный характер. Удовлетворенность работой частично опосредует взаимосвязь идентификации и готовности. Удовлетворенность работой выступает более точным предиктором психологической готовности к организационным изменениям, чем организационная идентификация. Результаты имеют прикладное значение: для повышения уровня готовности к изменениям необходимо направлять усилия на повышение уровня удовлетворенности работой и степени идентификации с организацией. При низком уровне удовлетворенности работой фокусировать управленческие усилия на повышении степени идентификации с организацией неэффективно.    

Дальнейшие перспективы исследования связаны с поиском модераторов этой взаимосвязи и предикторов удовлетворенности работой и проведением экспериментальных и лонгитюдных исследований.

76-80 15
Аннотация

Актуальность темы исследования стресс-преодолевающего поведения в процессе адаптации обусловливается необходимостью более глубокого понимания защитных механизмов психики от стрессового воздействия в разных ситуациях. Цель исследования состоит в выявлении особенностей копинг-стратегий вьетнамских и российских студентов в процессе адаптации к новой ситуации на примере обучения в вузе. В исследовании с применением четырех методик опросного типа приняли участие 120 вьетнамских и российских студентов различных факультетов уравненной по полу выборки, представленной в четырёх подгруппах в возрасте 18–22 лет: 30 юношей из Вьетнама, 30 девушек из Вьетнама, 30 юношей из России, 30 девушек из России (РУДН, Москва). Результаты сравнительного анализа показывают, что уровень конфронтационного копинга, дистанцирования, поиска социальной поддержки преобладает у вьетнамских студентов. Обнаружен низкий уровень напряжённости и умение управлять эмоциями у российских юношей. У вьетнамских студентов преобладает стратегия принятия ответственности при выраженной тревожности. Вероятность развития эмоционального стресса выше у российских студентов. Выделены факторные структуры групп испытуемых, свидетельствующие о связи эмоций и формирования стресса в сложных ситуациях у российских и вьетнамских студентов, обнаружена высокая степень копинга, направленного на отвлечение и избегание проблемы, ответственное и позитивное решение проблемы у вьетнамских студентов. У российских студентов выявлено преобладание копинга, направленного на отвлечение и избегание стрессовой ситуации посредством общения. Обнаруженные особенности могут учитываться при создании программ психологической помощи для повышения уровня адаптации вьетнамских и российских студентов в российском международно-ориентированном вузе.

81-87 18
Аннотация

В настоящее время существует большое число работ, осуществляющих сопоставительный анализ различных психологических концепций. Решение задачи сопоставительного анализа позволяет достичь эффекта синергии, при котором объяснительная сила комбинированной модели превосходит модели исходные. При этом существующие модели описания жизненного сценария личности как структуры ядерного слоя образа мира обходят стороной его проецирование на семантические структуры оценивания времени, что обуславливает актуальность данной работы.

Статья посвящена анализу результатов семантического исследования представлений о времени своей жизни испытуемых с различным типом жизненного сценария личности. Рассматривая жизненный сценарий личности как компонент структуры ядерного слоя образа мира, одним из проявлений которого является структурирование времени жизни субъекта, автор выдвигает гипотезу, согласно которой испытуемые с различным типом жизненного сценария личности будут различным образом оценивать время своей жизни.

Для проверки данной гипотезы испытуемыми с различным типом жизненного сценария личности производится оценка времени своей жизни при помощи специализированного семантического дифференциала «время». Обработка данных осуществлялась путем метода семантических универсалий.

Полученные результаты свидетельствуют о релевантности семантических универсалий оценки времени типу жизненного сценария личности. При оценке сходных дескрипторов, входящих в семантические универсалии всех групп, испытуемые с различным типом жизненного сценария различаются по степени групповой сплоченности оценивания, в то время как специфические дескрипторы, входящие в семантические универсалии испытуемых с различным типом жизненного сценария личности, соответствуют особенностям жизненного сценария.

88-92 16
Аннотация

В рамках социокогнитивного подхода религиозные нормы определяются как субъективные репрезентации результатов когнитивной переработки человеком информации о представленных в культуре религиозных феноменах. Религиозные нормы присутствуют в повседневном языке и выражены как нормативные суждения, отражающие правильность и предпочтительность социального поведения и образа мыслей. Отдельные нормативные суждения не существуют независимо друг от друга, а образуют кластеры, которые можно рассматривать как виды социальных норм.

Целью представленного эмпирического исследования стало выявление видов религиозных норм, выраженных как нормативное суждение. В исследовании проверяется гипотеза о вербальном выражении в форме нормативных суждений инкультурированного религиозного опыта. В качестве метода сбора данных используется метод полуструктурированного интервью, в ходе которого выявляются суждения о нормах в контексте оценочной позиции. Оценки высказываются в отношении объектов, которые являются носителями искомых норм или придерживаются их. Методом анализа качественных данных служат элементы феноменографии и матричного анализа.

Проведенное исследование позволяет говорить о существовании по крайней мере четырех видов религиозных норм: нормы атрибуции ответственности, нормы социального взаимодействия, нормы межличностного взаимодействия, нормы самопрезентации. Таким образом, религиозные нормы составляют фрагмент индивидуальной психологической реальности, которая обусловлена образцами социального поведения, определяющими его приемлемость и полезность.

Приведенные результаты и выводы открывают возможности исследования конфессиональных различий в определении видов и внутреннего содержания репрезентаций религиозных норм. Кроме того, результаты исследования указывают на необходимость уточнения функций репрезентаций религиозных норм с точки зрения социальной адаптации.

93-99 21
Аннотация

В статье рассмотрены результаты изучения изменения мотивационной сферы личности при смене профессии. Актуальность работы обусловлена тем, что число специалистов, желающих сменить направление профессиональной деятельности, постоянно растет, однако эмпирических работ, освещающих данную проблематику, все еще недостаточно. Выборку составили сотрудники международного аэропорта «Домодедово», решившие пройти переподготовку и сменить основное направление своей профессиональной деятельности. В качестве теоретико-методологической основы исследования была выбрана теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, одна из наиболее концептуально проработанных и актуальных теорий мотивации в психологии на сегодняшний день. В статье представлены современные подходы к изучению самодетерминации, как одного из ключевых понятий, в контексте личностного потенциала личности. Показано, что процесс профессионального развития непосредственно связан с изменением показателей личностной автономии как широкого интегративного конструкта. Представлены результаты исследования мотивационной сферы личности 140 сотрудников, прошедших профессиональную переподготовку по программам различных вузов г. Москвы. Диагностика проводилась в начале и по окончании периода профессиональной переподготовки (13 месяцев) с помощью специализированных тестовых методик. В качестве психодиагностических инструментов использовался опросник каузальных ориентаций (авторы методики Э. Дэси и Р. Райан; адаптация О.Е. Дергачевой, Л.Я. Дорфмана и Д.А. Леонтьева) и тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (автор методики Д.А. Леонтьев). Показано, что прохождение профессиональной переподготовки связано с положительной динамикой показателей автономного типа каузальной ориентации и смысложизненных ориентаций. Впервые смена профессиональной направленности рассмотрена в контексте теории самодетерминации.

100-106 20
Аннотация

Статья представляет теоретический анализ проблемы взаимоотношений границ Я и не-Я личности и детерминации ее поведения в ситуации субъективной неопределенности. Цель исследования – определение роли границ Я в детерминации поведения человека в условиях субъективной неопределенности. Анализ вариантов детерминации поведения включает его самодетерминацию, несамодетерминацию и индетерминацию с неоднозначностью будущего. Показано, что повседневная детерминация поведения является композицией самодетерминации и несамодетерминции в их гибких индивидуальных пропорциях. Ситуация неопределенности как точка бифуркации определяет появление пограничного состояния человека, где отменяется привычная детерминация и напрягается система границ Я – динамическая (изменяющаяся), открытая (в диалогических отношениях человека с миром и с самим собой), функциональная (Я-отграничения). В этой ситуации тестируются пределы возможностей, осознаются и реконструируются границы Я и не-Я в новых условиях. Автор доказывает, что преодоление актуальных границ или блокирование границ новых возможностей зависит от специфики функционирования самих границ, которая определяет локус каузальности как доминанту ориентации в поведении и каузальную ориентацию как преобладающую мотивацию (согласно теории Э. Деси и Р. Райана), характер детерминации поведения и способ реагирования человека на вызов неопределенности. Результатом авторского анализа является типология схем детерминации поведения по критериям формы переживания субъективной неопределенности (позитивное, негативное), варианта Я-отграничения (конструктивное, деструктивное, дефицитарное) и каузальной ориентации (автономная интернальная, контролируемая экстернальная, безличная амотивирующая). Автор приходит к выводам о связях переживания неопределенности с индивидуально-типовыми композициями детерминации поведения, которые под влиянием фактора случайности могут непредсказуемо изменяться. Роль границ Я как системы в этих условиях определяется реализацией их функций, которая определяет каузальную ориентацию, характер детерминации поведения и способ реагирования человека на неопределенность.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)