Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск
№ 4 (2017)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 

9-16 20
Аннотация

На сегодняшний день в баскетболе среди начинающих и профессиональных баскетболистов встречаются игроки с различным профилем функциональной асимметрии. Мнения по поводу необходимости учета асимметрии разные: одна группа ученых полагает, что в этом нет смысла, так как это не влияет на результативность, но большая часть ученых, посвятивших свои исследования изучению симметрии – асимметрии в физической культуре и спорте, считают, что при сглаживании функциональной асимметрии можно добиться более высоких спортивных результатов.

Цель статьи – анализ рациональности и результативности выполнения технических приемов ведущей и неведущей рукой юными баскетболистами в условиях соревновательной деятельности.

Экспериментально проверена модель технической подготовки юных баскетболистов с учетом функциональной асимметрии. Проведен видеоанализ и педагогическое наблюдение рациональности выполнения технических приемов по отношению к кольцу, а также анализ результативности выполнения технических приемов ведущей и неведущей рукой.

По окончании педагогического эксперимента процент нерезультативных приемов ведущей рукой одинаково снизился в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах. Показатели нерезультативных технических приемов, выполненных неведущей рукой, отличаются. В КГ наблюдается незначительное снижение нерезультативности: в ведении мяча – на 4,8 %, в передачах мяча – на 8 %, в бросках мяча – на 9 %. В ЭГ наблюдается более заметное снижение нерезультативности технических приемов, выполненных неведущей рукой: в ведении мяча – на 12 %, в передачах мяча – на 12 %, в бросках мяча из-под кольца – на 17,35 %.

Достоверное улучшение результатов технических действий, выполняемых юными баскетболистами ведущей и неведущей рукой, свидетельствует об эффективности внедрения модели технической подготовки с учетом функциональной асимметрии, которая включает специализированные комплексы упражнений, направленные на сглаживание имеющейся функциональной асимметрии.

17-22 21
Аннотация

Актуальность исследования путей развития творческой активности обучающихся определяется потребностями современного общества в инициативных, деятельных, успешных, всесторонне развитых личностях, способных самостоятельно и инициативно находить решения различных проблем. Эффективным инструментом развития творческой активности школьников становятся интерактивные методы обучения. Их основными характеристиками являются: обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта; обучение, основанное на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий; обучение как совместный процесс познания, где знания добываются в совместной деятельности через диалог.

В статье представлены результаты исследования влияния командных экологических турниров, как метода интерактивного обучения, на развитие творческой активности учащихся. Определены методологические основы формирования творческой активности, установлены этапы ее формирования. Выделены следующие этапы развития творческой активности в процессе участия в командных экологических турнирах: подготовительный, поисково-деятельностный, эвристический и рефлексивный.

Исследование проводилось в течение трех лет среди учащихся МБОУ «Воротынская средняя школа», членов детского экологического объединения, постоянных участников командных экологических турниров.

Установлено, что в ходе подготовки командных экологических турниров и участия в них обеспечивается постепенное развитие творческой активности их участников. В период проведения исследования произошло повышение творческой активности исследуемой группы, а именно уровня направленности на творчество, уровня критичности, способности преобразовывать структуру объекта.

Главным результатом участия в командном экологическом турнире является вовлечение учащихся в активную творческую деятельность, которая способствует повышению мотивации познавательной деятельности, формированию комплекса компетенций и в целом способствует разностороннему личностному развитию обучающихся.

23-28 41
Аннотация

В статье представлен опыт теоретического и эмпирического исследования формирования креативности обучающихся, охарактеризовано понятие «формирование креативности» в педагогическом контексте. Креативность в исследовании рассматривается как общая универсальная способность к творчеству, в той или иной степени свойственная каждому человеку. С точки зрения педагогического подхода сущность понятия «формирование креативности» определяется содержательными и технологическими составляющими педагогического процесса.

В рамках данного исследования педагогическими условиями формирования креативности обучающихся являются учет возрастных особенностей и индивидуальных различий обучающихся, организация безопасного творческого пространства, развитие творчества и креативности педагога. Учет возрастных особенностей и индивидуальных различий обучающихся определяется врожденными особенностями, психофизиологическими особенностями, личностными особенностями. Особую значимость имеет организация педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса как свободы творчества (создание творческих образцов и подкрепление творческого поведения обучающихся, положительное отношение к исследовательской творческой деятельности, разрешение творческой инициативы и эмоционального самовыражения). Развитие творчества и креативности самого педагога является необходимым условием успешного прохождения от стадии подражания к творческому самораскрытию личности обучающегося.

В педагогическом исследовании определены содержательные и технологические составляющие формирования креативности личности. В статье рассматриваются виды креативных технологий: технологии активного обучения, интерактивные и игровые технологии. Приведены примеры методических приемов организации учебных занятий, использованных авторами на формирующем этапе эмпирического исследования. Описаны такие формы работы по формированию креативности обучающихся как выставки в учебной группе, занятия творческой направленности, тренинговые упражнения, нетрадиционные уроки.

Представлены результаты эмпирического исследования, в процессе которого была реализована программа формирования креативности обучающихся, содержащая разнообразные креативные технологии, формы и методы работы. Зафиксированная положительная динамика по всем показателям сформированности креативности обучающихся (беглость, гибкость, оригинальность) дает основание говорить об эффективности данной экспериментальной программы. 

29-35 19
Аннотация

В статье рассматривается применение теории множественного интеллекта как один из способов учета субъектной индивидуализации в обучении иностранному языку на примере обучения студентов нелингвистических направлений подготовки. Актуальность работы связана с необходимостью оптимизировать групповой учебный процесс для достижения максимальной эффективности в обучении иностранному языку на фоне непрерывно растущих требований к уровню иноязычной коммуникативной компетенции современных выпускников неязыковых вузов. В условиях ограниченного количества часов решением данной проблемы видится индивидуализация обучения, а именно учет индивидных, личностных и субъектных свойств обучающихся.

Рассматриваются составляющие индивидуализации и области их применения в обучении иностранному языку. Отмечается, что субъектным свойствам учащихся уделяется недостаточное внимание. Предлагается активизировать субъектную индивидуализацию в процессе усвоения иностранного языка путем применения в обучении концептуальных основ теории множественного интеллекта Говарда Гарднера.

В статье приводится краткое изложение теории, проводится параллель между учетом основных восьми типов интеллекта в усвоении иностранного языка и использованием субъектных свойств личности в обучении. Разграничиваются определения «интеллект» и «интеллект в теории множественного интеллекта», конкретизируется понятие «тип интеллекта».

Приведены этапы и фазы исследования, направленного на то, чтобы доказать целесообразность внедрения теории множественного интеллекта в процесс обучения на примере студентов нелингвистических направлений подготовки: пробное экспериментальное обучение, долгосрочное экспериментальное обучение (анкетирование, проведение обучения, повторное анкетирование). Описана методика определения уровней развития типов интеллекта в контексте обучения иностранному языку. По результатам проведенного исследования установлено, что типы интеллекта можно развивать, повышая их уровень с помощью специально подобранных упражнений; учет типов интеллекта обучающихся на занятиях по иностранному языку увеличивает их эффективность.

36-40 19
Аннотация

Актуальность выбранного для исследования вопроса связана с необходимостью поиска новых концептуальных решений и стратегий, способствующих гармонизации человеческих отношений в целом и профессиональной адаптации людей с особыми образовательными потребностями. Образовательные учреждения высшего образования решают задачи выбора наиболее эффективных моделей и технологий внедрения инклюзивной парадигмы.

Автором проведен сравнительный анализ моделей инклюзивного образования на материале изучения опыта реализации инклюзивного высшего образования в России и зарубежных странах. Автор отмечает, что инклюзивные образовательные модели в российских вузах являются блочными по структуре и нацелены на повышение сензитивности вуза к лицам с ограничениями здоровья за счет преодоления сложностей в обучении и воспитании. В зарубежных вузах инклюзивные образовательные модели носят вариативный характер и являются институциональными по структуре, в большей мере юридически ориентированными, работающими с более широкой, чем в российской практике, категорией лиц с особыми образовательными потребностями. Поиск единой концепции инклюзивного профессионального образования наряду с наблюдаемым ростом запроса обучающихся с особыми образовательными потребностями на его получение, по мнению автора, обязывает высшие учебные заведения вырабатывать собственные стратегии, решать задачи выбора наиболее эффективных моделей и технологий внедрения инклюзивной парадигмы.

По результатам проведенного исследования установлено, что необходимой основой для реализации инклюзивного образования должны быть система нормативно-законодательных актов и механизмы, включающие четкую концепцию и стратегию реализации инклюзивного образования, подготовку кадров и непрерывность взаимодействия.

41-46 19
Аннотация

Статья посвящена рассмотрению основной задачи дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья – их социального развития. Рассматриваются понятия «социализация», «индивидуализация» в контексте психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Проводится обзор отечественной литературы, посвященной изучению данной проблемы. Отмечается, что до настоящего момента нет ясности относительно соответствующих методологических оснований анализа процессов социализации и индивидуализации образования дошкольников этой категории. Поэтому является правомерным обращение внимания на существующее противоречие между особыми образовательными потребностями ребенка-дошкольника с ЗПР в полноправной жизнедеятельности, с одной стороны, и отсутствием стабильной системы обеспечения социализации и индивидуализации развития личности ребенка в образовательном пространстве, недостаточной теоретической разработкой такого обеспечения, с другой. Путем сравнения и сопоставления мнений различных авторов предложено авторское решение по комплексному использованию ресурсов социализации при индивидуализации развития детей с задержкой психического развития. В качестве ресурсов социализации выделена психолого-педагогическая компетентность педагогов, родителей детей с ЗПР, представлены значимые индикаторы социализированности дошкольников с ЗПР, индивидуального характера процесса социализации, профессиональных компетенций педагогов в вопросах социализации детей с ЗПР, психолого-педагогической грамотности родителей и других взрослых, занимающихся воспитанием детей с ЗПР. Установлено, что коррекционно-педагогическое воздействие на основе разработанной и реализованной программы «Комплексное использование ресурсов социализации при индивидуализации развития детей с ЗПР» приводит к статистически значимым (на уровне 95 % по U-критерию Манна – Уитни) отличиям результатов, полученных в экспериментальной и контрольной группах.

47-52 23
Аннотация

Обществу необходимы компетентные специалисты, умеющие действовать успешно в любых условиях своего труда. Однако реалии жизни показывают, что молодые педагоги теряются при возникновении неординарных и конфликтных ситуаций. Таким образом, существует потребность в подготовке компетентных творческих педагогов, обладающих хорошо развитым творческим потенциалом, умеющих быстро находить правильные решения в новой обстановке, способных на творческую самореализацию.

В статье дается характеристика творческого потенциала студента как необходимой внутренней структуры, которую можно и нужно развивать в высшей школе. Предложена теоретически обоснованная авторская модель развития творческого потенциала у студентов педагогических специальностей аграрного вуза. Данная модель позволяет наращивать структурные компоненты творческого потенциала: мотивы творческой деятельности, творческие способности и отдельные качества личности в сочетании с высоким уровнем интеллекта. Эксперимент проводился на базе Волгоградского государственного аграрного университета и охватывал 145 студентов специальности «Педагогическое образование» (44.03.01). В рамках модели предложен теоретический и технологический инструментарий развития творческого потенциала. Проведены диагностические срезы в начале и конце эксперимента. Предложенные критерии, показатели и уровни развития творческого потенциала позволили проследить динамику поэтапного изменения мотивации студентов; пополнения базы знаний о творческом потенциале, творческой самореализации; развития в себе активности, инициативности, гибкости поведения, стрессоустойчивости, креативности.

Анализ полученных количественных результатов, проверенных с помощью t-критерия по Стьюденту, показал переход большинства студентов (67 %) экспериментальной группы на более высокий уровень развития творческого потенциала. По контрольной группе аналогичный показатель 42 %.

Включенное наблюдение студентов в период прохождения практики позволило дифференцировать студентов, включающихся именно в творческую педагогическую деятельность.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 

55-60 22
Аннотация

Проблема исследования процесса личностно-профессионального саморазвития современных специалистов является в настоящее время достаточно актуальной в связи с возрастанием требований к личности профессионала, способного к самостоятельному и систематическому повышению своего профессионального уровня.

В статье анализируются теоретические подходы к проблеме саморазвития, факторы личностно-профессионального саморазвития специалистов социономической сферы. Выделяются ценностно-смысловые, рефлексивные и регулятивные факторы саморазвития, на основе которых происходит осознание ценностей саморазвития и необходимости самоизменения, а также регуляция собственного поведения и деятельности, направленной на совершенствование своих личностных и профессиональных качеств.

Для выявления особенностей личностно-профессионального саморазвития проведено эмпирическое исследование среди специалистов социономической сферы с использованием психодиагностических и статистических методов. Получены результаты о наличии значимых взаимосвязей между уровнем саморазвития и такими качествами, как рефлексия, саморегуляция, самоактуализация, осмысленность жизни, готовность к саморазвитию, коммуникативная компетентность. В результате дисперсионного и факторного анализа выделены факторы, влияющие на процесс личностно-профессионального саморазвития.

На основании полученных результатов делаются выводы о том, что личностно-профессиональное саморазвитие определяется ценностно-смысловыми факторами, связанными с общим уровнем осмысленности жизни и мотивационной готовностью к саморазвитию и самоактуализации, а также рефлексивными и регулятивными факторами, основанными на стремлении к осознанию своих личностных и профессиональных качеств и регуляции своей деятельности. Одним из профессионально важных качеств специалистов социономической сферы, влияющих на профессиональное саморазвитие, выступает коммуникативная компетентность, которая является инструментом для осознания себя и совершенствования своей профессиональной коммуникативной деятельности.

61-67 23
Аннотация

Гендерные особенности – это особенности, обусловленные, половой принадлежностью и социокультурным опытом. В современном обществе в этом соотношении все чаще виден дисбаланс: биологические признаки мужчин и женщин не всегда совпадают с социокультурными характеристиками. Другая крайность – отсутствие гибкости в гендерном проявлении. В связи с этим встает вопрос о необходимости грамотного гендерного воспитания детей.

Для решения этой задачи родители, педагоги и психологи используют разные приемы: чтение сказок, беседы, музыкальные занятия, физическую культуры и трудовую деятельность. В данной работе были исследованы гендерные особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

По результатам опросов и наблюдений были изучены и проанализированы игровые предпочтения 20 мальчиков и 20 девочек, определены их уровни развития игры.

В результате исследования установлено разное содержание, предметность и игровые стили у мальчиков и девочек. Выявлено, что мальчики чаще используют выдуманных и непредсказуемых игровых персонажей, любят шумные игры и большие пространства, что не всегда могут позволить и обеспечить родители и воспитатели. Девочки, наоборот, чаще проигрывают социальные роли и предпочитают спокойные игры и уютные уголки, чем располагают к себе взрослых. Отметим, что в отличие от мальчиков, девочки отличаются продуманными и аккуратными игровыми действиями, однако часто лишенными творческого и любознательного характера. Мальчикам, в отличие от девочек, несмотря на бурную фантазию, сложнее проигрывать роль уверенно и выразительно в речевом плане.

68-73 30
Аннотация

В статье рассматривается проблема взаимосвязи ведущих способов преодоления негативных ситуаций и личностных особенностей старших подростков. Проведен теоретический анализ литературы с целью изучения подходов к определениям понятий «копинг», «совладающее поведение» и соотношения этих понятий. Выявлена неоднозначность определения данных понятий в отечественной и зарубежной литературе. Рассматриваются результаты исследований отечественных и зарубежных авторов по изучению возрастных особенностей преодолевающего поведения, основное внимание уделено работам, авторы которых рассматривают особенности совладающего поведения в подростковом и юношеском возрасте. Представлены результаты эмпирического исследования. Доказано, что существует взаимосвязь между показателями по шкалам способов преодоления негативных ситуаций и показателями по шкалам, определяющим личностные характеристики школьников. Выявлено, что ученикам, имеющим преобладающий способ преодоления негативных ситуаций, названный «поиск поддержки», свойственно невысокое стремление к принятию другими людьми, а также невысокая мотивация аффилиации, преобладание в общении мотива «страх отвержения». Определено, что для школьников, которым свойственен такой способ преодоления негативных ситуаций, как самообвинение, характерны высокий уровень общей экстернальности, экстернальности в области достижений и экстернальности в семейных отношениях. Для них характерны низкие значения по шкалам «Процесс жизни», «Результат жизни», «Локус контроля – Я» и «Локус контроля – жизнь», а также общей шкалы «Осмысленность жизни». Выявлено, что у подростков, выбирающих стратегию повышения самооценки, отмечаются высокие значения по шкалам «Процесс жизни», «Локус контроля – Я», «Локус контроля – жизнь» и «Осмысленность жизни». Определены личностные особенности старших подростков с преобладающими адаптивными способами преодоления негативных ситуаций. Для них характерны большая интернальность в сфере семейных отношений, большая уверенность в управляемости своей жизни, более высокие значения самооценки и уровня притязаний. Обнаруженные особенности могут учитываться при создании программы психолого-образовательного сопровождения старших подростков.

74-79 25
Аннотация

Культура межличностного взаимодействия, основанная на гуманности, становится базовой потребностью современного общества, ориентированного на человека, который способен к восприятию эмоциональных проявлений других людей, адекватному отклику на эмоциональные состояния окружающих. Устойчивый социальный запрос на человека нового типа, способного проявлять соучастие, эмпатию по отношению к другим людям, ориентирует педагогику и психологию на совершенствование культуры проявления эмпатии школьниками в образовательном процессе. Статья посвящена изучению эмпатии младших школьников и роли средств духовно-нравственного воспитания в ее развитии. Цель исследования – изучение психологических особенностей эмпатии младших школьников и проведение работы, направленной на повышение уровня развития эмпатии средствами духовно-нравственного воспитания. В рамках теоретической части исследования уточняется понятие эмпатии, раскрывается высший уровень ее развития – эмпатическая культура личности. В опытно-экспериментальной части исследования раскрываются особенности эмпатии младших школьников, предлагается авторская программа, направленная на развитие эмпатии в младшем школьном возрасте, а также анализируются результаты исследования эмпатии у младших школьников после реализации психолого-педагогической программы. В результате повторной диагностики на этапе контрольного эксперимента был выявлен существенный сдвиг в уровне выраженности эмпатии у младших школьников после реализации предлагаемой программы, а также отмечено повышение уровня эмпатического отношения младших школьников к своим родителям, сверстникам и пожилым людям. 

80-85 21
Аннотация

В настоящее время проблема агрессивного поведения старшеклассников привлекает все более пристальное внимание ученых, поскольку общее социальное неблагополучие общества, состояние экономического кризиса в стране часто приводит к норме проявлений агрессии в культуре общения между молодыми людьми. Агрессивное поведение является отражением повышенной тревожности, раздражения, негативизма, подозрительности, что диктует необходимость поиска ресурсов, внутренних возможностей, способствующих устойчивости и сопротивляемости человека в стрессовых ситуациях. В свою очередь, таким ресурсом и внутренней возможностью является жизнестойкость.

В статье рассмотрены особенности проявления агрессивного поведения старшеклассников с различным уровнем жизнестойкости. Выявлены особенности проявления агрессивных и враждебных реакций старшеклассников с высоким, средним и низким уровнем жизнестойкости. Указана взаимосвязь параметров агрессивного поведения с различными переменными: самоэффективностью, эмоциональной напряженностью, контролем, вовлеченностью, принятием риска. Дана характеристика испытуемых, приведены данные экспериментального исследования, использованы такие методы диагностики, как тестирование, анкетирование; математико-статистические методы: описательные статистики, корреляционные матрицы.

Описаны особенности установленных взаимосвязей всех параметров жизнестойкости и выявленных видов агрессии исследуемой группы старшеклассников. Показано, что у старшеклассников с высоким уровнем жизнестойкости наблюдается низкий уровень различных проявлений агрессивного поведения: обиды, негативизма, раздражения, индекса враждебных и агрессивных реакций. Для юношей с высоким уровнем жизнестойкости характерны проявления высокого уровня самоэффективности и низкого уровня психоэмоциональной напряженности. В свою очередь, низкий уровень жизнестойкости порождает чувство отвергнутости, полной беспомощности, ощущение себя «вне» жизни, что приводит к снижению работоспособности, активности в стрессогенных условиях.

86-90 24
Аннотация

Статья посвящена феноменологическому анализу религиозной нормы ответственности у людей с разным типом религиозности. Религиозные нормы рассматриваются как регуляторы социального, группового и индивидуального поведения, основанные на контринтуитивных репрезентациях. Выявленные в ходе предыдущего исследования виды религиозных норм позволяют перейти к вопросу о структуре и содержании этих видов в зависимости от конфессиональной принадлежности и типа религиозности. Метод сбора данных соответствовал всем критериям валидности качественного исследования. Основным критерием дифференциации респондентов по типу религиозности были параметры воцерковления. Методом сбора данных послужили групповые интервью. Основным методом анализа данных был феноменологический анализ, эвристический подход.

В результате проведенного анализа выявлена структура религиозной нормы ответственности. Она представляет собой две основные категории, описывающие репрезентации религиозной нормы атрибуции ответственности: объективный и субъективный аспекты. Объективный аспект подразумевает репрезентацию социальной ситуации ответственности, а также репрезентацию принятия ответственности. Субъективный аспект подразумевает локус ответственности и ее мотивации. У верующих с нормативной религиозностью преобладает субъективный аспект репрезентации ответственности, в то время как у верующих с диффузной религиозностью – объективный. Нормативная религиозность переносит локус ответственности преимущественно «вовнутрь», что происходит за счет идентификации с интроецированным контринтуитивным агентом, объектом веры. Диффузная религиозность, напротив, предполагает акцент на объективном аспекте репрезентации ответственности. Он позволяет снизить самоконтроль, найти оправдание «безответственности», осуществлять выбор между альтернативами «за себя – за других», «за события – за действия». 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)