Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск
№ 2 (2018)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 

9-14 22
Аннотация

Теория и практика баскетбола в малой степени рассматривает вопросы, связанные с технической подготовкой юных баскетболистов, с учетом профилей функциональной асимметрии. Зачастую на практике тренеры натаскивают на результат, используя только ведущую руку, при этом неведущая рука оказывает лишь вспомогательные действия. Однако стоит отметить, что в игровых видах спорта, таких как гандбол, волейбол и баскетбол, умение выполнять технические действия одинаково хорошо в обе стороны позволяет достигать высоких результатов. Но, для того чтобы равномерно пользоваться правой и левой рукой, быть разносторонним спортсменом, необходима регулярная работа.

Цель исследования – оценка уровня технической подготовленности юных баскетболистов 10–12 лет с учетом функциональной асимметрии.

Экспериментально проверена модель технической подготовки юных баскетболистов с учетом функциональной асимметрии. Проведены контрольные испытания по определению уровня технической подготовленности юных баскетболистов. По окончании педагогического эксперимента показатели контрольных испытаний, выполняемых ведущей рукой, одинаково улучшились как в контрольной, так и в экспериментальной группах, и уровень сформированности технической подготовленности достиг высокой оценки. Показатели контрольных испытаний, выполняемых неведущей рукой, в группах отличаются. В контрольной группе во всех контрольных испытаниях показатели юных баскетболистов при выполнении ими упражнений неведущей рукой незначительно улучшились, а именно уровень повысился с низкого до среднего. В экспериментальной группе при выполнении контрольных испытаний неведущей рукой показатели повысились с низкого до высокого уровня.

Достоверное улучшение показателей технической подготовленности юных баскетболистов свидетельствует об эффективности внедрения модели технической подготовки с учетом функциональной асимметрии, которая включает специализированные комплексы упражнений, направленные на сглаживание имеющейся функциональной асимметрии.

15-20 19
Аннотация

Статья посвящена изучению возможностей продуктивной работы с текстовым заголовком в процессе обучения чтению на иностранном языке. Заголовок описывается как важный структурный элемент текста, во многом обеспечивающий его связность, единство и целостность и потому непосредственно влияющий на его адекватное восприятие и корректное понимание. Актуальность системной и комплексной работы с заголовком в ходе обучения чтению обосновывается потребностью в целенаправленном развитии у учащихся способности целостного восприятия иноязычного текста и функциональными возможностями самого заголовка, во многом определяющими осмысление текста именно как единого и связного речевого целого. Предлагаются конкретные формы работы с заголовком на традиционно выделяемых пред-, при- и послетекстовом этапах. Перед чтением текста особое внимание рекомендуется уделять формированию у учащихся некоего плана ожиданий касательно содержания текста, выдвижению с опорой на заголовок адекватной смысловой гипотезы, а также элементарному анализу семантической структуры заголовка с выявлением слов, несущих основную смысловую нагрузку. Работу с заголовком в процессе чтения предлагается строить с опорой на выявление и анализ элементов так называемой лексической тематической сетки, позволяющей непосредственно проследить тематическую прогрессию текста, развитие его основной идеи, в том или ином виде заявленной в заголовке. По прочтении текста предполагается оценка состоятельности/несостоятельности изначально выдвинутой гипотезы с выявлением причин допущенных ошибок, а также анализом тема-рематической структуры текста и заголовка как элемента данной структуры.

21-26 19
Аннотация

Актуальность проведенного исследования обусловлена переходом высших учебных заведений на компетентностно-ориентированную модель обучения и поиском образовательными учреждениями средств, повышающих качество выпускаемых специалистов. В связи с тем, что аудиторная нагрузка уменьшена, необходимо пересмотреть формы и методы и организации самостоятельной работы студентов, чтобы в дальнейшем сформировать заложенные компетенции. В рамках данного исследования средством организации самостоятельной работы студентов в техническом вузе выступает электронная образовательная среда. Оренбургским институтом путей сообщения электронная образовательная среда реализуется на базе модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды (Moodle). Авторы акцентируют возможности системы Moodle в реализации концепции «педагогики социального конструкционизма», предполагающей центральным звеном самостоятельную познавательную деятельность студента. Особенности организации самостоятельной работы средствами информационных технологий изложены на примере изучения дисциплины «Физика». Охарактеризована структура заполнения электронной образовательной среды. Приведены примеры методических приемов организации учебных занятий, используемых авторами при проведении исследования. Описаны такие формы работы, как лекция, практические занятия, лабораторные работы, лабораторные работы-проекты на основе виртуальных компьютерных и натурных моделей, имеющих прикладную направленность. Самостоятельная работа выполняется студентами в разных звеньях процесса обучения: при получении новых знаний, их закреплении, повторении и проверке.

Представлены результаты экспериментального исследования, которое позволило оценить эффективность использования электронной образовательной среды в успешном конструировании содержательного компонента всеми участниками учебного процесса, в возможности представления результатов достижений студентами как в учебной, так и во внеучебной деятельности, осуществления педагогического контроля и мониторинга.

27-32 17
Аннотация

В статье рассматривается применение теории множественного интеллекта Г. Гарднера как один из способов учета субъектной индивидуализации в обучении иностранному языку на примере студентов нелингвистических направлений подготовки. Актуальность работы связана с поиском новых форм и методов обучения иностранному языку для достижения максимальной эффективности в условиях непрерывно растущих требований к уровню иноязычной коммуникативной компетенции современных выпускников неязыковых вузов.

Приводится краткое изложение теории множественного интеллекта, даются определения понятий «интеллект», «тип интеллекта», «тип интеллекта в контексте изучения иностранного языка».

В статье описывается предварительная фаза второго этапа экспериментальной работы, доказавшей эффективность применения концептуальных основ теории множественного интеллекта в процессе обучения иностранному языку. Результаты эксперимента, состоящего из трех этапов, были опубликованы в 2017 году, здесь автор подробно останавливается на предварительном анкетировании. 

Приводится методика определения уровней развития типов интеллекта в контексте изучения иностранного языка. В основу методики положены идеи основателя теории множественного интеллекта о контекстности типов интеллекта, возможности их развития, составляющих интеллекта (инструменты, система записей, сеть помощников). Акцент делается на ведущей роли упражнения в формировании интеллекта, упражнение рассматривается как инструмент развития типов интеллекта. 

По результатам проведенного анкетирования установлено, что уровни развития типов интеллекта в контексте изучения иностранного языка зависят от частоты применения в учебном процессе упражнений, задействующих данные интеллекты, и личного отношения обучающихся к выполнению этих упражнений. Дисциплина «иностранный язык» имеет высокий потенциал в развитии вербально-лингвистического, межличностного и визуально-пространственного типов интеллекта.

33-37 19
Аннотация

Жанровый подход, как средство творческого развития учащихся детских музыкальных школ, исключительно важен как для композиторской, исполнительской, так и для педагогической музыкальной практики, и это подтверждает необходимость его реализации. В слушательской деятельности учащихся восприятие жанрового содержания способствует глубокому проникновению в авторский замысел и соотнесению его с собственной формирующейся системой ценностей. В музыкально-исполнительской деятельности учащихся реализация жанрового подхода, как средства творческого развития детей, способствует художественно полноценной и грамотной интерпретации музыкального текста, служит своеобразным средством оценки адекватности отбора разнообразных технических приемов, репрезентирующих данный жанр.

В статье раскрыто значение реализации жанрового подхода к организации восприятия музыки в учебном процессе детской музыкальной школы. Объяснено, что жанровый подход способствует формированию у учащихся знаний о жанрах, навыков слышания и осознания жанровой семантики в музыке, пониманию эстетической природы музыкального искусства и в конечном итоге позволяет детям активно развиваться в творческом направлении.

Обоснована актуальность применения категории жанра при освоении основных видов музыкальной деятельности учащихся детских музыкальных школ. Выявлен педагогический потенциал жанрового подхода как методологической основы решения проблем освоения музыкального искусства.

Доказана необходимость единой целевой установки, на основе которой преодолевается технологическая направленность преподавания музыкально-теоретических, музыкально-исторических и музыкально-исполнительских дисциплин, – установки на феномен музыкального произведения.

Предложены основные пути, обеспечивающие эффективную реализацию жанрового подхода к организации восприятия музыки как средства творческого развития учащихся детских музыкальных школ.

38-44 18
Аннотация

Актуальность исследования профессионального самоопределения школьников на педагогическую деятельность определяется государственным заказом по подготовке школьников к осознанному выбору профессии, планированию профессиональной карьеры. Эффективным средством профессионального самоопределения школьников на педагогическую деятельность является сетевое взаимодействие «педагогический вуз – школа».

В статье представлен образовательно-профориентационный проект «Педагогический класс», который включает в себя работу с обучающимися и родителями. Выделены образовательные модули проекта: научно-познавательный, психолого-педагогический, спортивно-оздоровительный, личностно-рефлексивный. Основное внимание уделяется использованию интерактивных форм и методов. В частности, приводятся примеры использования семинаров-практикумов, профессионально-ориентационных тренингов. Приведены критерии для диагностики профессионального самоопределения старшеклассников на педагогическую деятельность.

Исследование проводилось в течение года среди учащихся 10 классов МАОУ «Омутинская средняя общеобразовательная школа» № 1, постоянных участников образовательно-профориентационного проекта «Педагогический класс».

Установлено, что в ходе реализации образовательно-профориентационного проекта в рамках сетевого взаимодействия «педагогический вуз – школа»и участия в нем обучающихся и родителей формируется профессиональное самоопределение старшеклассников на педагогическую деятельность. В период проведения исследования произошло повышение уровня знаний о профессии учителя, мотивации на педагогическую деятельность, увеличилось количество выборов профессии учителя в качестве своей будущей профессии у исследуемой группы.

Главным результатом участия в сетевом взаимодействии «педагогический вуз – школа» является вовлечение учащихся в образовательно-профориентационный проект «Педагогический класс», который способствует повышению мотивации, формированию профессионального самоопределения старшеклассников на педагогическую деятельность. Проект позволил повысить уровень качественной подготовки школьников к осознанному выбору педагогических специальностей.

45-51 39
Аннотация

Статья посвящена проблеме активизации познавательной активности младших школьников. Изменившиеся реалии учебного процесса: обновление содержания образования, ускорение темпа образовательного процесса, увеличение объема подлежащей усвоению информации и др. – привели к существенному ухудшению физического и психологического состояния современных школьников, что, несомненно, влияет на снижение познавательной активности.

В статье представлен опыт теоретического и эмпирического исследования активизации познавательной деятельности младших школьников с использованием деформированных заданий, охарактеризованы понятия «познавательная деятельность», «деформированные задания» в педагогическом контексте.

В рамках данного исследования педагогическими условиями активизации познавательной деятельности учащихся младших классов являются деформированные задания. В статье рассматриваются виды деформированных заданий: задания с недостающими данными, найди закономерность и продолжи ее и т. д. Приведены примеры методических приемов организации учебных занятий, использованных авторами на формирующем этапе эмпирического исследования.

Представлены результаты эмпирического исследования, в процессе которого была реализована программа развивающего обучения «Занимательная математика», где большое количество внимания уделено деформированным заданиям, позволяющим эффективно проводить занятия в младших классах. Целью опытного обучения явилось уточнение и корректировка средств организации познавательной деятельности учащихся во время образовательного процесса. В статье приведены примеры конкретных заданий и их описание. Зафиксированная положительная динамика по всем показателям дает основание говорить об эффективности экспериментальной программы.

52-56 17
Аннотация

В настоящее время утраты духовных ориентиров, социальной разобщенности и военных конфликтов общество особенно нуждается в лидерах, воспитанных в духе гражданственности, патриотизма и самоотверженности. Примером такого воспитания может послужить религиозно-нравственная подготовка наследников русского престола к их царскому служению. В статье проводится культурно-исторический анализ концепта «служение» и отдельного его феномена, присущего временам царской Руси, – «монаршего служения». Дается теологическое обоснование харизмы царской власти в ее религиозном и культурно-историческом контексте. В результате анализа богословских трактатов и трудов русских религиозных философов раскрывается духовно-сакральный смысл царского служения, усматривается параллель между голгофским подвигом Христа, как наивысшей формой служения ближнему, и миссией царя земного, как «иконы», образа и подобия Царя Небесного. Подчеркивается уникальность медиаторской функции монарха как посредника между Богом и народом, его одновременный статус как высшего представителя суверенитета, так и вассалитета. Утверждается, что миссия православного царя, Божьего помазанника, заключалась не только в несении ответственности за подданных при строгом наблюдении за исполнением ими законов, но и в личном духовном возрастании правителя, кульминационной ступенью которого являлась готовность к подвигу самопожертвования. Делается вывод об онтологическом характере и универсальности такого понятия, как «служение ближнему», на примере героических поступков наших соотечественников из разных эпох и социально-правовых групп. Утверждается необходимость возврата в предметное поле современной педагогической науки идеи «служения ближнему» как нормы жизни.

57-62 24
Аннотация

В жизни современного человека возрастает роль гаджетов, которые, с одной стороны, обладают рядом достоинств, а с другой, таят в себе определенную опасность, особенно для подрастающего поколения. В статье рассматривается феномен интернет-зависимости, получивший распространение в современном мире, и обусловленные этим поведенческие проблемы, в том числе у подростков. Приводится анализ научных исследований данной проблемы, проведенных как за рубежом, так и в России. Обозначена цель – рассмотрение феномена интернет-зависимости и обусловленных ею поведенческих проблем у современных подростков.

Авторы отмечают существование различных подходов к пониманию интернет-зависимости («интернетомании»). На основе анализа существующих определений термина «интернет-зависимость» и выделения его сущностных характеристик предлагается авторское определение интернет-зависимости. В статье приводится ряд признаков, проявляющихся в поведении и сознании интернет-зависимых людей, в том числе указываются симптомы физиологического типа; перечисляются выделяемые различными исследователями объекты зависимости. Рассматриваются причины возникновения интернет-зависимости у детей и подростков, в том числе недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье, отсутствие контроля со стороны родителей, неумение ребенка налаживать контакты с окружающими, отсутствие друзей. Отмечается необходимость разработки и использования профилактических программ, направленных на предупреждение интернет-зависимого поведения среди подростков. При этом обращается внимание на целесообразность реализации этих программ с использованием современных активных техник ведения занятий, предусматривающих комплекс современных интерактивных профилактических (веб-квест, перфоманс, кейс-технологии наряду с традиционно используемыми тренингами, играми и т. п.), просветительских и воспитательных мероприятий.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 

65-70 22
Аннотация

Демографические и социальные проблемы современной семьи во многом связаны со сложностью выполнения супружеских и родительских ролей молодыми людьми. При этом готовность к реализации этих ролей как у женщин, так и у мужчин формируется задолго до вступления в брак и рождения ребенка, начиная с дошкольного возраста. Это обусловливает необходимость исследования как вопросов становления готовности к родительству, так и проблем формирования этой готовности. В статье изложены теоретические предпосылки исследования психологической готовности к отцовству и ее становления в онтогенезе, а также результаты исследования, целью которого было выявление возможностей формирования основ психологической готовности к отцовству у детей дошкольного возраста. В нашем исследовании приняли участие 252 испытуемых: 168 родителей, имеющих детей-дошкольников, и 84 мальчика, средний возраст которых составил 5,3 года. Семьи испытуемых экспериментальной группы участвовали в работе по созданию благоприятной для формирования готовности к отцовству среды в рамках комплекса мер, косвенно воздействующих на ребенка. Семьи контрольной группы в работе не участвовали. Дети контрольной группы были обследованы в те же временные интервалы, что и экспериментальная группа. Статистический анализ полученных данных позволяет сделать вывод о наличии положительной динамики у детей экспериментальной группы при отсутствии изменений у детей контрольной группы, что указывает на возможность формирования основ психологической готовности к отцовству в рамках психологической работы по созданию благоприятной для этого среды. Результаты исследования будут интересны семейным психологам-практикам, исследователям, занимающимся теоретическими и практическими вопросами психологии родительства, гендерной проблематикой и проблемами психологии семейных отношений.

71-76 36
Аннотация

В то время как российские исследователи только начинают обращаться к изучению образа тела в контексте психологии развития, в Европе и США накоплен богатый опыт таких исследований. В статье приведен обзор современных зарубежных публикаций, посвященных изучению образа тела в подростковом возрасте, на примере анализа 25 научных статей, изданных в 15 англоязычных журналах по возрастной, клинической и социальной психологии с 1994 по 2017 г. Установлены основные направления экспериментальных исследований. Более половины работ анализируют образ тела подростков в гендерном контексте. Часть работ посвящена описанию биологических коррелятов образа тела, в частности времени наступления менархе для девочек. Выявлена специфика работ последних лет, в которых актуализируется проблема влияния социокультурных факторов, таких как СМИ, интернета, социальных сетей, на образ тела подростков. Большинство работ этой группы описывает «нормативную неудовлетворенность» телом, характерную для людей многих выборок, в том числе подростков. Внимание также уделяется взаимоотношениям со значимыми людьми – родителями, сиблингами и сверстниками. Существенно меньше статей рассматривает возрастную изменчивость образа тела. Значительное число работ, особенно в США (где сравниваются афроамериканцы, латиноамериканцы и белые подростки), сосредоточены на кросс-культурных исследованиях образа тела. Отдельные работы описывают модели, в которых образ тела и поведенческие нарушения взаимосвязаны и взаимообусловлены, а также рассказывают об апробации программ, направленных на коррекцию образа тела подростков. По сравнению с российскими, англоязычные авторы сосредоточены не только на клинических, но и на социальных, возрастных аспектах изучения образа тела. Большая часть исследований проведена опросными методами, меньшая – базируется на лабораторных экспериментах. Выборку исследований чаще всего составляют школьники разного возраста и пола, в ряде случаев задействуются данные масштабных опросов, проводимых такими организациями, как Всемирная организация здравоохранения.

77-82 19
Аннотация

Актуальность темы исследования копинг-стратегий личности в инокультурной среде обусловливается потребностью более глубокого изучения копинг-механизмов в стрессовой ситуации аккультурационного процесса. Цель исследования состоит в выявлении особенностей копинг-стратегий у корейских мужчин, находящихся в инокультурной среде, на примере корейских мужчин, впервые мигрировавших в Россию и проживающих на территории РФ с целью профессионального развития. В исследовании с применением шести методик опросного типа приняли участие 120 корейских мужчин. Результаты сравнительного анализа демонстрируют высокий уровень самоконтроля (регулирование собственных чувств и действий), планирования (наличие детальных планов со строгой иерархией), самооценки (высокая оценка своих ресурсных возможностей) и выраженной потребности в социальной поддержке «значимых других» (высокая потребность во мнении значимых лиц из окружения индивида) в стрессовой ситуации. В результате факторного анализа выделены факторные структуры групп испытуемых, свидетельствующие о связи интеграции и ассимиляции с комплексным копингом с высоким уровнем адаптивности, приятия себя и других, эмоциональным комфортом и внутренним контролем. Обнаружен избегающий, дезадаптивный копинг с неприятием себя, социально желательной ведомостью, эмоциональным дискомфортом и внешним контролем при сепаратизме. Выявлено наличие связи интеграции и ассимиляции с социальной желательностью, эмоциональным дискомфортом, дезадаптацией; сепаратизма – с истинностью, эмоциональным комфортом, стремлению к взаимодействию, адаптивностью. Стратегии аккультурации включают в себя программирование, моделирование при гибкой саморегуляции. Интеграция включает в себя оценивание результатов без планирования и дистанцирования, а сепаратизм означает планирование и самостоятельность с уходом от проблем. Обнаруженные особенности могут учитываться при создании программы психологического сопровождения для повышения уровня адаптации корейских мужчин в условиях российской действительности.

83-89 18
Аннотация

Современные подходы к психологической помощи акцентируют необходимость соблюдения границ интервенций психолога и изменений клиента в консультативном процессе, важнейшей составляющей которого является внутренний диалог клиента между его Я и не-Я. Ориентированность психологической консультативной, терапевтической, коррекционной практики на работу с психологическими границами клиента и отсутствие исследований проблемы функций границ контакта его Я и не-Я, ее постановка, анализ и интерпретация определяют актуальность данной статьи.

Теоретический междисциплинарный анализ проблемы позволил сконструировать модель границ контакта Я и не-Я, разработанную в контексте их функциональности во внутреннем диалоге: обеспечения его возможности, контроля и защит Я. Установлено, что качество и динамика диалога определяются динамикой функций и дисфункций границ: их деструктивность или дефицитарность трансформируют диалог в монолог.

Анализ способности границ Я клиента «передвигаться» в консультативных процессах самоисследования и самораскрытия, идентификации переживаний Я и самоопозиции не-Я во внутреннем диалоге свидетельствует о ее важной роли в соизменениях частей «единого» Я и самопонимании. Показано, что реконструкции функций границ Я в консультативном процессе детерминируют трансформации внутреннего диалога клиента. Как следствие, он обретает способность осознавать и преобразовывать деструктивные стереотипы самовосприятия и реинтегрировать свое обновление Я. Наличие системно-функциональных связей между функциональностью границ Я и конструктивностью внутреннего диалога позволяет рассматривать функции психологических границ клиента в консультативном процессе в качестве объекта преобразования и критерия оценки эффективности самой психологической помощи.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)