Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск
№ 1 (2022)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 

7-13 148
Аннотация

Предмет исследования – вопрос подготовки кадров, способных активно включаться в цифровую трансформацию за счет владения необходимыми цифровыми компетенциями. Цель исследования – сформулировать рекомендации по актуализации ОПОП ВО подготовки бакалавров на примере направления 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» по профилю «Технология машиностроения». Планируемый результат актуализированной ОПОП ВО для обучающихся – овладение прикладными цифровыми технологиями в своей будущей профессиональной области, а также достижение формируемых предприятиями заданных профессиональных ориентиров. Алгоритм разработки и реализации проекта включает три этапа. Результатом первого этапа стала компетентностная модель выпускника, которая является основой ключевых изменений в направлении подготовки кадров для работы в цифровой среде. На втором этапе уделяется большое внимание наименованию и содержанию дисциплин. Приводятся примеры построения профиля цифровых компетенций. На третьем этапе разрабатывались учебные материалы для проведения лекционных, практических и лабораторных занятий в цифровом формате, а также материалы, позволяющие оценить сформированные цифровые компетенции. В статье рассмотрены мероприятия, реализуемые на кафедре «Технология машиностроения, станки и инструменты» (ТМСИ), направленные на обновление содержания образования, методов и форм учебной работы с целью подготовки выпускников, востребованных в условиях цифровой экономики. Проведенные исследования, а также анализ технологий цифровизации образовательного контента и методов учебной работы выявили области для дальнейшего развития вопроса формирования цифровых компетенций – актуализация образовательных программ для других профилей направления 15.03.05 и направления магистратуры.

14-21 103
Аннотация

Принятие решений на основании предварительно проведенной оценки рисков получило в настоящее время широкое распространение практически во всех сферах деятельности человека. В результате произошедших изменений законодательства в области охраны труда оценка профессиональных рисков стала обязанностью работодателя. Для организации этого процесса необходима дополнительная подготовка специалистов. Формирование системы подготовки таких специалистов является актуальной проблемой как для работодателей, так и для образовательных учреждений. На первоначальном этапе формирования модели профессиональной компетенции специалиста по оценке профессиональных рисков был проведен отбор трудовых функций, связанных с управлением профессиональными рисками, из профессионального стандарта специалиста по охране труда. Рассмотрена модель компетенций специалиста в области промышленной безопасности и здоровья, составленная специалистами британского Института промышленной безопасности и здоровья (IOSH). Для определения профессиональных компетенций, необходимых для проведения оценки профессиональных рисков, предложено проводить пробную оценку профессиональных рисков и, используя метод анализа и наблюдения за необходимыми для оценки рисков действиями, формировать модель профессиональных компетенций. Для получения более объективных результатов проводить такую оценку предлагается в составе группы из трех человек – специалиста по охране труда, менеджера подразделения и представителя работников. Критериями эффективности проведенной оценки профессиональных рисков приняты коэффициент частоты несчастных случаев на производстве Кч и коэффициент тяжести несчастных случаев на производстве Кт. Полученную модель профессиональных компетенций предполагается использовать в дальнейшем при подготовке специалистов в области техносферной безопасности.

22-31 107
Аннотация

В статье анализируется содержание учебников учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) с точки зрения постановки в них аксиологических проблем, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание школьников. Выявлены общие вопросы, раскрывающие аксиологическое содержание наиболее популярных у забайкальских педагогов учебников по модулям ОРКСЭ, востребованным в крае («Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры», «Основы буддийской культуры»). Представлен их анализ с позиции следующих аспектов: культура и отношение к ней, исторические аспекты модулей ОРКСЭ, картина мира, источник представлений о мире, сущность человека, цель жизни, нравственность и золотое правило этики, понятие добра и зла, раскаяние и покаяние, сострадание и милосердие, человек и Родина, защита Отечества, человек и семья, человек и природа, человек и труд, святыни, культурные традиции. Авторы приходят к выводу о том, что в анализируемых учебниках многие вопросы, предложенные для изучения, являются общими и способствуют развитию ценностного отношения личности к миру. В то же время отмечается различие духовных аспектов содержания разных модулей ОРКСЭ. Обращается внимание на то, что перегруженный информацией модуль «Основы мировых религиозных культур» сложно воспринимается ребенком 10–11 лет и не способствует развитию его ценностной позиции и сохранению его информационной и духовной безопасности. 

32-40 71
Аннотация

Исследовательская деятельность является системообразующим вектором профессионального образования студента педагогической магистратуры и направлена на подготовку педагога, способного к научно обоснованному решению сложных и разноплановых профессиональных задач. Значение исследовательской деятельности в подготовке будущего педагога во многом определяет необходимость ее организационно-методического сопровождения, неотъемлемой частью которого является оценка процесса и результатов исследовательской деятельности. Предметом настоящего исследования является результативный аспект оценки продуктов исследовательской деятельности, рассматриваемых в контексте жизненного цикла исследовательского проекта. Основная задача исследования – разработка оценочного инструментария, релевантного характеру исследовательской деятельности на разных этапах жизненного цикла проекта. Решение поставленной задачи необходимо для обеспечения конструктивной и продуктивной обратной связи в образовательном процессе, обеспечивающей возможность своевременной корректировки исследовательской деятельности студентов и в целом гибкие «переходы» между стадиями жизненного цикла исследовательского проекта. Для решения этой задачи описаны актуальное состояние и перспективы изучения исследовательской деятельности как предмета сопровождения, кратко изложены основные положения авторской концепции организационно-методического сопровождения исследовательской деятельности, рассмотрены стадии жизненного цикла исследовательского проекта, предложена трактовка педагогического оценивания, обоснованы требования к педагогической оценке, описана процедура проектирования инструментария педагогической оценки. Результатами исследования являются карты оценки продуктов исследовательской деятельности аналитического, проектировочного, формирующего и презентационного характера. Представленные карты могут составить основу для более детализированной разработки оценочного инструментария оценки продуктов исследовательской деятельности будущих педагогов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 

43-49 81
Аннотация

В статье рассмотрен потенциал прародителей в контексте семейного воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Представлены причины, повышающие как концептуальную, так и практическую значимость института прародительства: современная социально-демографическая ситуация – рост продолжительности жизни и увеличение ее активного периода; участие бабушек и дедушек в финансовом, хозяйственно-бытовом обеспечении семьи и др. Приводятся результаты опытно-экспериментального исследования прародительских ресурсов в реабилитации дошкольников с моторной алалией. В процессе исследования был выяснен ряд вопросов, каждый из которых составил отдельное направление исследования. Выделены показатели сопоставимости выборки прародителей: численность разных видов семей, возраст и гендерная принадлежность прародителей, социокультурные различия. Подтверждена важность роли прародителей в семейном воспитании дошкольников с алалией. Представлена технология изучения реабилитационного потенциала прародителей, которая определена тремя основными линиями: изучение отношения прародителей к наличию тяжелого нарушения речи у ребенка, изучение их собственных вербально-коммуникативных возможностей, изучение их готовности к совместной со специалистами работе по преодолению алалии у ребенка. Первая линия исследования включает в себя две диагностические ступени: анкетирование – выявление уровня прародительской рефлексии (количественная оценка) и клиническая беседа – изучение отношения прародителей к наличию у ребенка тяжелого нарушения речи (качественная оценка). Анализ второй диагностической ступени позволил типологизировать мнения прародителей и разделить их на несколько групп. Для проведения второй линии исследования разработана специальная методика с опорой на методологические основания теории речевой коммуникации. Важно было выявить наличие/отсутствие у прародителей различных речевых затруднений. Для выявления готовности прародителей к совместной со специалистами деятельности по преодолению моторной алалии на третьей линии исследования была разработана анкета.

50-57 108
Аннотация

Статья посвящена изучению психоэмоциональных особенностей подростков с разным типом отношения к смерти. Тема смерти становится особенно актуальной и требует своего осмысления в период подросткового возраста, чувствительного к экзистенциальным страхам. В подростковом возрасте вырабатывается собственное отношение к смерти, которое зависит как от индивидуального опыта столкновения со смертью, так и от других личностных особенностей подростка. Сформировавшееся отношение в дальнейшем может влиять на психологическое здоровье, определение смысла жизни, специфику поведения. Дан анализ психологических представлений о страхе смерти и факторах его возникновения, описаны особенности проявления страха смерти в подростковом возрасте. На основании теоретического обзора сформулирована гипотеза, что самооценка, тревожность, депрессия, отношение к смерти влияют на возникновение страха смерти в подростковом возрасте. Эмпирическую выборку составили подростки (N=172) школ Новосибирска в возрасте 15–17 лет, из которых 70 юношей и 102 девушки. Средний возраст испытуемых составил 15,8 года (max=17, min=15). В исследовании использовались следующие методики: шкала тревожности по отношению к смерти Д. Темплера; методика «Метафоры личной смерти» Дж. Мак-Леннана; шкала депрессии Бека; шкала социально-ситуационной тревоги Кондаша; методика измерения самооценки Дембо – Рубинштейн. Проведенный дисперсионный анализ показал, что значимыми по полоролевому признаку являются различия в уровне притязаний, негативных метафор смерти, озабоченности физическими изменениями. Корреляционный анализ выявил взаимосвязи между восприятием смерти и танатической тревогой.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)