Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск
№ 4 (2020)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 

7-14 26
Аннотация
В статье рассматривается роль учебно-творческой работы над иллюстрацией в процессе профессиональной подготовки будущего преподавателя художественно-творческих дисциплин (художника-педагога) как интегративного компонента учебной и педагогической деятельности (профессиональной подготовки). Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью потенциала обучения иллюстрированию в рамках профессиональной подготовки будущих преподавателей. Интеграция учебной и профессиональной деятельности рассматривается в нескольких аспектах, что позволяет определить суть и выделить важные элементы данного процесса. В каждом аспекте интеграции акцентируются функциональные компоненты деятельности преподавателя, направленные на формирование общепрофессиональных или профессиональных компетенций или их частей. При этом учебно-творческая работа над иллюстрацией рассматривается как целостный процесс, где все элементы взаимозависимы. Особенностью предлагаемого подхода к обучению иллюстрированию как интегративному компоненту профессиональной подготовки будущих преподавателей является систематизация и совершенствование на практике комплекса знаний, умений и опыта деятельности, полученного в процессе изучения дисциплин профессиональной и общей подготовки на протяжении всего периода обучения. Учебно-творческая работа над иллюстрацией расширяет педагогический инструментарий студента, необходимый в будущей педагогической практике как для развития художественно-творческих способностей, так и для эстетического воспитания обучающихся. Будущий преподаватель, увлекаясь иллюстрацией сначала как учебной дисциплиной, в дальнейшем способен реализовывать это направление в своей самостоятельной творческой деятельности, что может быть примером профессионального самосовершенствования. Исследование основывается на изучении результатов учебно-творческой работы студентов 4-го курса художественно-графического факультета Кубанского государственного университета, выполняемой по дисциплине «Художественная графика», и дальнейшем наблюдении, организованном во время педагогической практики.
15-19 25
Аннотация
В практике дошкольного образования недостаточно показана система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с детством родителей, недооценивается результативность данного процесса, его влияние на формирование семейных ценностей, желание подражать родителям как образцам-ориентирам в поведении и действиях. В статье раскрывается проблема ориентации дошкольников на семью в процессе ознакомления детей с детством родителей. Актуальность работы обосновывается процессом обновления подходов к организации взаимодействия воспитателей детского сада с семьей, формированию ценностного отношения к семье. Исследование показывает, что взрослые члены семьи и дети дошкольного возраста не владеют достаточными сведениями друг о друге. Дети затрудняются назвать профессии своих родителей, не всегда проявляют стремление рассказать о своей семье. Всё это говорит об утрате связей между поколениями и, как следствие, недостаточно сформированных представлениях о семье у детей, об утрате восприятия семьи как ценности, о слабых эмоциональных связях между родителями и детьми. По результатам проведенного исследования установлено, что ориентация дошкольников на семью возможна в процессе ознакомления с членами семьи, в нашем случае с родителями, их детством. Особое внимание уделяется раскрытию ярких событий из детства родителей, их отношений с членами своей семьи, важных моментов из их жизни. В процессе ознакомления дошкольников с детством родителей у детей появляется чувство гордости за свой род, проявляется интерес к своей семье как носителю семейных традиций.
20-28 18
Аннотация
В условиях изменившейся ситуации и реализации дистанционного обучения актуализируется проблема организации самостоятельной работы студентов (СРС). В статье проанализирована значимость наличия элективного курса «Экологическая химия», преподаваемого во втором семестре, в становлении СРС студентов 1-2-го курсов педиатрического факультета Уральского государственного медицинского университета. Проведен анализ эффективности изучения данной дисциплины в связке с другими химическими дисциплинами: «Химия» - первый семестр и «Клинические аспекты физической и коллоидной химии» - третий семестр. Изучение данных дисциплин соответствует реализации трех этапов становления СРС: пропедевтического, практико-деятельностного и учебно-исследовательского. Проанализированы результаты анкетирования и успеваемости на втором и третьем этапах. Проведен сравнительный мониторинг эффективности дистанционных образовательных технологий, используемых в процессе преподавания элективного курса «Экологическая химия». Подготовленность дисциплины «Экологическая химия» к дистанционному обучению позволила весной 2020 года быстро организовать СРС с проведением лабораторных работ на удаленном доступе. Исследование показало, что пропуск промежуточного практико-деятельностного этапа, обычно посещаемого 30-40 % первокурсников, ведет к слабой подготовке студентов 1-го курса педиатрического факультета и неумению правильно выразить себя на учебно-исследовательском этапе. Каждый этап организации СРС направлен на поступательное формирование определенных компетенций, необходимых для выполнения трудовых функций и трудовых действий в соответствии с профессиональным стандартом 02.008 «Врач-педиатр участковый». СРС студентов, организованная с применением новых информационных технологий, на втором, практико-деятельностном этапе способствует росту интереса студентов к самостоятельной познавательной активности, повышению успеваемости.
29-34 18
Аннотация
В процессе профессиональной деятельности военных летчиков одним из важных навыков является профессионально ориентированное взаимодействие. Это связано с тем, что им необходимо уметь осуществлять взаимодействие на иностранном языке в режиме радиообмена, а также взаимодействовать с иностранными представителями в профессиональной сфере. В статье наряду с понятием «взаимодействие» рассматриваются схожие по значению понятия «общение», «сотрудничество», «коммуникация», среди которых взаимодействие наиболее точно раскрывает сущность коммуникативной деятельности военных летчиков. Автор определяет содержание понятия «профессионально ориентированное взаимодействие» через призму подходов, дает ему характеристику. При подготовке курсантов авиационного вуза к профессионально ориентированному взаимодействию используются общенаучные подходы: компетентностный, системный, личностно ориентированный, а также культурологический подход, применяемый при обучении иностранному языку. В работе показано значение каждого из подходов для подготовки будущих военных летчиков. Компетентностный подход дает возможность определить компетенции, необходимые для будущих военных летчиков и способствующие осуществлению профессионально ориентированного взаимодействия на иностранном языке. Личностно ориентированный подход указывает на важность учета индивидуальных особенностей будущих военных летчиков в процессе формирования стиля их профессиональной деятельности. Важность системного подхода определяется тем, что при формировании готовности будущих военных летчиков к профессионально ориентированному взаимодействию необходим комплексный охват всех компонентов подготовки. Культурологический подход актуализирует формирование навыков межкультурного взаимодействия между будущими военными специалистами.
35-42 21
Аннотация
Актуальность исследования в научно-теоретическом плане обусловлена необходимостью теоретико-педагогического определения содержания новой социально-педагогической реальности, сформировавшейся в связи с изменением места и статуса религии в общественном сознании. Актуальность обращения к православию в практическом плане связана с поиском путей духовного возрождения России, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. В работе анализируются статистические данные, иллюстрирующие динамику отношения россиян к православию. Рассмотрена нормативно-правовая база православного образования. Обсуждается структура православного образования в современной России. Описаны начальная, средняя, профессиональная и научная ступени подготовки в православном образовании. Для каждой ступени образования приведены характерные формы обучения. Показано, что православное образование использует как традиционные, так и современные методы и технологии. При этом самообразование является актуальным и необходимым на всех ступенях православного образования. Основные проблемы, стоящие перед православным образованием, связаны с повышением качества православного образования, совершенствованием форм и методов образования, уровнем подготовки высококвалифицированных специалистов для религиозных организаций, преподавателей средней и высшей школы, специалистов в сфере межрелигиозных и церковно-государственных отношений. Одной из основных проблем на каждой ступени образования является конкретизация содержания образования, а также выбор оптимальных способов оценки и контроля усвоения пройденного материала. Автор приходит к выводу, что у жителей России имеется возможность получить православное образование в любом возрасте, с использованием различных форм и методов обучения .
43-48 20
Аннотация
Статья рассматривает особенности организации кейс-стади при обучении студентов неязыковых вузов разговорному иностранному языку. Кейс-стади широко используется в современном высшем профессиональном образовании для обучения разнообразным дисциплинам. Его популярность связана с высокими требованиями, предъявляемыми работодателями к выпускникам, и широкими возможностями данной технологии в плане формирования общепрофессиональных компетенций. Использование кейс-стади позволяет преподавателю превращать студентов из пассивного объекта получения знаний в субъект, активно добывающий их. Хорошо зарекомендовал себя кейс-стади и в преподавании иностранных языков. Автор уточняет понятие кейса применительно к преподаванию разговорного иностранного языка, дает характеристику ситуаций и проблем, которые могут использоваться для конструирования кейсов. Определяется место данного вида учебной работы в учебном плане, обосновывается использование кейс-стади на заключительных занятиях по лексической теме. Предлагаются рекомендации по выбору объема и структуры подобных кейсов. Особое внимание уделяется отбору средств презентации материала кейса. На основании опыта практического применения кейс-стади со студентами, изучающими курс разговорного иностранного языка, формулируются методические рекомендации по подготовке и моделированию кейсов. Выделяются такие этапы, как формулирование проблемы, подбор ситуации, обработка текста и оформление его для предъявления студентам, планирование процедуры проведения, оценивания и рефлексии. Далее описывается общая схема организации работы с кейсом, в которой выделяются три основных этапа (предтекстовый, текстовый и послетекстовый), и дается характеристика различных видов деятельности студентов на каждом из них. В заключение делается вывод о перспективности использования кейс-стади для обучения студентов разговорному иностранному языку.
49-55 27
Аннотация
В статье раскрывается проблема организации эффективного образовательного процесса с помощью дистанционных образовательных технологий на основе видеоконтента. Приведены характеристики электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий. Показано, что, будучи гибким и вариативным, ЭО требует обновления содержания образования. Педагогу требуется освоение новых телекоммуникационных технологий, совершенствование цифровых и информационных компетенций. Показано, что наиболее оптимально решать учебные задачи в рамках образовательного процесса с применением технологий ЭО позволяют жанры видеоконтента, представляющие синтез различных видов наглядности. Это актуально на современном этапе развития образования. Описаны такие виды видео жанров, как видеолекция, видеокейс, фаст, беседа, интервью, хроникальная видеолекция, постановочный видеоролик. Раскрывается процесс создания учебной видеолекции с участием педагога и студента, описаны этапы разработки сценария, оформления контента, видеосъемки и монтажа. Разработка и перевод учебных программ в электронный контент влечет за собой изменение роли педагога, расширяются его возможности коммуникации. Преподавателю требуется адаптация инновационных технологий в свою методическую деятельность. Участие студента в процессе подготовки материалов, сопровождающих лекцию преподавателя, дает возможность как расширить его знания в предметной области, так и освоить базовые эстетические и технологические принципы и приемы создания видеоконтента. Представленный материал позволяет сделать вывод, что совместное участие в разработке видеолекций преподавателя и студента является эффективным средством формирования целого комплекса навыков подачи и обработки видеоконтента, столь востребованных в современном образовательном процессе.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 

59-66 16
Аннотация
Статья посвящена исследованию механизмов становления социального интеллекта студентов-инвалидов, детерминирующих развитие психологического реабилитационного потенциала профессионализации (ПРПП). Развитие ПРПП рассмотрено как поэтапное развертывание способности анализировать, прогнозировать и реализовывать тот вариант учебно-профессиональной подготовки, который будет обеспечивать здоровьесберегающий, т. е. сохраняющий и стабилизирующий жизнедеятельность инвалида, способ овладения профессиональными действиями в зависимости от специфики протекания заболевания. Становление социального интеллекта представлено как формирование комплекса особенных когнитивно-личностных системных структур (в зависимости от специфических и общих тенденций течения заболевания), детерминирующих готовность к овладению профессиональными действиями в образовательной среде вуза без усугубления валеологических (био-медико-психологических) показателей заболевания. Выделены два механизма (внутренний и внешний), объясняющие становление социального интеллекта студентов-инвалидов. Внутренний механизм раскрывает взаимосвязь продуктивной самооценки валеологических составляющих определенного заболевания и овладения профессиональными действиями с «включенностью» в профессиональные коммуникации. Внешний механизм обозначен как взаимообусловленность овладения технологией сравнения себя с «похожими другими» субъектами профессионального труда и установки на реализацию благополучного сценария будущей профессиональной жизни. Общий уровень осмысленности жизни рассмотрен как значимое условие становления социального интеллекта студента-инвалида. Ценностные ориентации, связанные с направленностью на ведение образа жизни, обеспечивающего стабилизацию базового заболевания и долгосрочную включенность в профессиональные сообщества, выделены как важное условие становления социального интеллекта студента-инвалида. Осуществлено моделирование трех уровней становления социального интеллекта, которые рассмотрены как этапы развития ПРПП студента-инвалида.
67-74 17
Аннотация
Толерантность к неопределенности - систематическая, устойчивая тенденция человека реагировать на воспринятую неоднозначность с большей или меньшей интенсивностью. Толерантность к неопределенности активизируется во время ситуаций принятия решений, при решении задач профессиональной и учебной деятельности. То, насколько продуктивно поведение человека в неожиданных, малоизвестных ситуациях, во многом определяется его творческим потенциалом. В условиях многозначности и многозадачности социальной среды толерантность к неопределенности и креативность личности включены в структуру профессионально важных качеств различных специальностей, что делает актуальным изучение взаимосвязи данных феноменов. В настоящем эмпирическом исследовании приняли участие 148 студентов Новосибирского государственного медицинского университета, обучающиеся на 1-м, 2-м и 3-м курсах, из них 25 юношей и 123 девушки. Средний возраст испытуемых составил 20±2,2 года. Результаты исследования демонстрируют, что толерантность к неопределенности имеет значимые положительные связи с параметрами креативности. Полученные данные свидетельствуют, что студенты с высоким уровнем толерантности к неопределенности обладают более высоким уровнем реальных (оригинальность, эмоциональность/эмпатия) и идеальных параметров креативности (воображение, творческое мышление, оригинальность, любознательность). Таким образом, ситуации, порождающие неопределенность, актуализируют у студентов творческий потенциал личности и способствуют принятию нестандартных решений, гибкому поведению, восприятию различных аспектов задачи, эмоциональному отреагированию на возникшую неоднозначность.
75-80 18
Аннотация
Образование все шире использует различные технологии: системы управления обучением, различные платформы, мобильные устройства, социальные сети и прочее. В условиях дистанционного обучения повышаются требования к самостоятельности обучающихся, учебная деятельность осуществляется на основе саморегуляции. Исследование проведено в апреле - мае 2020 года в условиях перевода студентов очной формы обучения на удаленный режим. Цель исследования заключалась в выявлении взаимосвязи особенностей саморегуляции учебной деятельности и принятия технологий студентами в условиях дистанционного обучения. Гипотеза исследования: респонденты, имеющие высокие показатели по уровню саморегуляции, будут демонстрировать более высокий уровень принятия технологий. К началу сбора материала студенты в течение двух месяцев обучались удаленно с использованием дистанционных образовательных технологий. Исследование проведено на выборке студентов высших учебных заведений в количестве 75 человек. В целом по выборке можно отметить низкие значения по шкалам «Моделирование», «Оценка результатов» и «Гибкость» и более высокие значения по шкале «Программирование». Были выявлены различия между мужской и женской выборками по шкалам «Моделирование», «Надежность» и «Общий уровень саморегуляции» ( p ≤0,05). Респонденты, которые субъективно оценивают качество интернет-связи как невысокое, в целом более лояльно относятся к технологиям и в большей степени проявляют намерение использовать технологии в своем обучении. Между шкалами «Надежность», «Общий уровень саморегуляции» и «Субъективная полезность» двух методик были обнаружены отрицательные корреляционные связи. В данном случае наша гипотеза не подтвердилась: оказалось, что респонденты с высоким уровнем саморегуляции склонны считать, что технологии не так полезны в их деятельности, т. е. не способствуют повышению ее эффективности.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)