Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ПРИНЯТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-4-75-80

Полный текст:

Аннотация

Образование все шире использует различные технологии: системы управления обучением, различные платформы, мобильные устройства, социальные сети и прочее. В условиях дистанционного обучения повышаются требования к самостоятельности обучающихся, учебная деятельность осуществляется на основе саморегуляции. Исследование проведено в апреле – мае 2020 года в условиях перевода студентов очной формы обучения на удаленный режим. Цель исследования заключалась в выявлении взаимосвязи особенностей саморегуляции учебной деятельности и принятия технологий студентами в условиях дистанционного обучения. Гипотеза исследования: респонденты, имеющие высокие показатели по уровню саморегуляции, будут демонстрировать более высокий уровень принятия технологий. К началу сбора материала студенты в течение двух месяцев обучались удаленно с использованием дистанционных образовательных технологий. Исследование проведено на выборке студентов высших учебных заведений в количестве 75 человек. В целом по выборке можно отметить низкие значения по шкалам «Моделирование», «Оценка результатов» и «Гибкость» и более высокие значения по шкале «Программирование». Были выявлены различия между мужской и женской выборками по шкалам «Моделирование», «Надежность» и «Общий уровень саморегуляции» (p≤0,05). Респонденты, которые субъективно оценивают качество интернет-связи как невысокое, в целом более лояльно относятся к технологиям и в большей степени проявляют намерение использовать технологии в своем обучении. Между шкалами «Надежность», «Общий уровень саморегуляции» и «Субъективная полезность» двух методик были обнаружены отрицательные корреляционные связи. В данном случае наша гипотеза не подтвердилась: оказалось, что респонденты с высоким уровнем саморегуляции склонны считать, что технологии не так полезны в их деятельности, т. е. не способствуют повышению ее эффективности. 

Об авторах

В. С. Лукина
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
Россия

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и социальных наук



А. Е. Миронов
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
Россия

студент Института психологии



Список литературы

1. Crompton H., Bernacki M., Greene J.A. Psychological foundations of emerging technologies for teaching and learning in higher education // Current Opinion in Psychology. 2020. Vol. 36. Р. 101-105.

2. Айсмонтас Б.Б. Некоторые психолого-педагогические особенности создания и использования компьютерных обучающих программ в вузе // Психологическая наука и образование. 2004. № 4. С. 51-59.

3. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности личности // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 5-11.

4. Афанасьева А.С. Особенности взаимосвязи саморегуляции и академической успеваемости студентов 3 курса разных форм обучения // Ярославский психологический вестник. 2020. № 1. С. 34-36.

5. Конопкин О.А. Структурно-функциональный и содержательно-психологический аспекты осознанной саморегуляции // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 1. С. 27-42.

6. Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции личности // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 121-127.

7. Моросанова В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2010. № 1. С. 36-45.

8. Davis F.D. Perceived usefulness, perceived ease of use, and user acceptance of information technology // MIS Quarterly: management information systems. 1989. Vol. 13. № 3. P. 319-340.

9. Al-Emran M., Mezhuyev V., Kamaludin А. Technology Acceptance Model in M-learning context: A systematic review // Computers and Education. 2018. Vol. 125. P. 389-412.

10. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека. М.: Когито-Центр, 2015. 304 c.

11. Бочарова Е.Е. Адаптационная готовность личности к ситуации социальных изменений // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 1. С. 45-51.

12. Моросанова В.И., Сагиев Р.Р. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 134-140.

13. Заводчиков Д.П., Манякова П.О. Взаимосвязь саморегуляции и личной профессиональной перспективой студентов // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 1. С. 116-135.

14. Герасимова В.Г., Романова Ю.Д., Меламуд М.Р., Женова Н.А., Сорокина М.Ю. Метод Дэвиса для оценки привлекательности внедрения e-learning в РЭУ имени Г.В. Плеханова // Транспортное дело России. 2018. № 4. С. 102-104.

15. Sánchez R.A., Hueros A.D. Motivational factors that influence the acceptance of Moodle using TAM // Computers in Human Behavior. 2010. Vol. 26. № 6. P. 1632-1640.

16. Sukendro S., Habibi A., Khaeruddin K., Indrayana B., Syahruddin S., Makadada F.A., Hakim H. Using an extended Technology Acceptance Model to understand students’ use of e-learning during Covid-19: Indonesian sport science education context // Heliyon. 2020. Vol. 6. № 11. Article number e05410.

17. Abdullah F., Ward R. Developing a General Extended Technology Acceptance Model for E-Learning (GETAMEL) by analysing commonly used external factors // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 56. № 1. P. 238-256.

18. Zheng J., Li S. What drives students’ intention to use tablet computers: An extended technology acceptance model // International Journal of Educational Research. 2020. Vol. 102. Article number 101612.

19. Dečman M. Modeling the acceptance of e-learning in mandatory environments of higher education: The influence of previous education and gender // Computers in Human Behavior. 2015. Vol. 49. P. 272-281.

20. Masood M., Musman A. The Usability and its Influence of an e-Learning System on Student Participation // Procedia - Social and Behavioral Sciences: 7th world conference on educational science. 2015. Vol. 197. P. 2325-2330.


Рецензия

Для цитирования:


Лукина В.С., Миронов А.Е. ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ПРИНЯТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2020;(4):75-80. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-4-75-80

For citation:


Lukina V.S., Mironov A.E. THE INTERRELATION BETWEEN SELF-REGULATION AND ACCEPTANCE OF TECHNOLOGIES BY THE HIGH SCHOOL STUDENTS. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2020;(4):75-80. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-4-75-80

Просмотров: 67


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)