Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

Активизация обучения преподавателей в рамках программы профессиональной переподготовки

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2023-2-30-41

Полный текст:

Аннотация

Существует противоречие между необходимостью целенаправленного развития готовности педагога к инновационной деятельности в процессе реализации программ высшего и дополнительного образования и недостаточным вниманием к этой проблеме при создании и реализации дополнительных профессиональных программ для профессорско-преподавательского состава. Существует целый ряд проектов, которые объединяют ученых в области организации подготовки и переподготовки преподавателей инженерных вузов. Одним из них является проект Erasmus+ «Педагогическая подготовка инженерных преподавателей (ENTER)». Целью настоящего исследования является апробация модуля «Повышение интерактивности обучения» программы «Инновационная педагогика для преподавателей инженерных вузов» и активизация обучения слушателей. При разработке модуля «Повышение интерактивности обучения» учитывались рекомендации Международного общества инженерной педагогики (IGIP), опыт Эстонского центра инженерной педагогики, в котором ведется работа по переподготовке преподавателей, а также внепредметные перспективные современные инновационные методы обучения: интерактивные лекции, групповая работа, обсуждение, дизайн портфолио, кейс-стади и др. В процессе исследования использовались методы моделирования обучения, педагогический эксперимент и включенное наблюдение. Результаты проведенного эксперимента показали, что в экспериментальной группе уровень оценки выпускных работ респондентов выше по сравнению с контрольной. Сделан вывод о том, что эффективными организационными формами обучения преподавателей являются интерактивные лекции, групповая работа, обсуждение; рекомендуемыми методами – дизайн портфолио, кейс-стади, взаимное оценивание, презентации, обратная связь, анализ собственного курса, метакогнитивные стратегии, паузы для рефлексии; рекомендуемыми средствами визуализации – интеллект-карты, концептуальные карты обзора литературы, тезаурусные карты. 

Об авторах

Тийя Рюютманн
Таллиннский технический университет, Таллинн
Эстония

доктор философии (PhD) по педагогическим наукам, доцент института механики и промышленной инженерии, руководитель Эстонского центра инженерной педагогики, директор Центра развития образования инженерного факультета



Гузель Рафаэлевна Хусаинова
Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань
Россия

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Иностранные языки в профессиональной коммуникации»



Мансур Флоридович Галиханов
Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань
Россия

доктор технических наук, профессор кафедры «Технология переработки полимеров и композиционных материалов», директор института дополнительного профессионального образования



Список литературы

1. Хусаинова Г.Р., Карстина С.Г., Галиханов М.Ф. Оценка готовности преподавателей к инновационной профессионально-педагогической деятельности // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 7. С. 42–60. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-7-42-60.

2. Осипов П.Н. Наставничество как социально-педагогический феномен // Управление устойчивым развитием. 2023. № 1. С. 102–108. DOI: 10.55421/2499992X_2023_1_102.

3. Khusainova G.R., Galikhanov M.F. Work-in-Progress: Development of the Discipline “Innovations in Engineering Pedagogy” as Part of an Advanced Professional Training for Educators of Engineering Schools in Higher Education Institutions // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2021. Vol. 1329. P. 3–10. DOI: 10.1007/978-3-030-68201-9_1.

4. Чучалин А.И. Подготовка в вузе STEM:IT-профессионалов к инновационной деятельности в 3D-командах // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 8-9. С. 79–96. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-79-96.

5. Lu J., Bridges S., Hmelo-Silver C.E. Problem-based learning // The Cambridge handbook of the learning sciences. Cambridge: Cambridge University Press, 2014. P. 298–318. DOI: 10.1017/CBO9781139519526.019.

6. Ruutmann T. Engineering Pedagogy as the Basis for Effective Teaching Competencies of Engineering Faculty // Higher Education in Russia. 2019. № 28. P. 123–131. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-12-123-131.

7. Ruutmann T. Development of Teachers’ Judgement Skills as a Component of Pre- and In-Service Training // Learning in the Age of Digital and Green Transition. 2020. P. 639–648. DOI: 10.1007/978-3-031-26190-9_67.

8. Buzan T. The Mind Map Book. London: BBC Books, 2000. 320 p.

9. Gassman S.L., Maher M.A., Timmerman B., Pierce C.E. Pedagogical Techniques to Promote Development of Graduate Engineering Students as Disciplinary Writers // ASEE Annual Conference & Exposition. 2013. P. 23.959.1–23.959.11. DOI: 10.18260/1-2--22344.

10. Козлова И.В. Применение тезаурусного подхода к построению карт знаний // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 12-5. С. 147–149. DOI: 10.18454/IRJ.2016.54.067.

11. Mosteller F. The “Muddiest Point in the Lecture” as a Feedback Device on Teaching and Learning // Journal of the Harvard Danforth Center on Teaching and Learning. 1989. № 3. P. 10–21.

12. Crouch C.H., Mazur E. Peer instruction: Ten Years of Experience and Results // American Journal of Physics. 2001. Vol. 69. № 9. P. 970–977. DOI: 10.1119/1.1374249.

13. Crawley E.F., Malmqvist J., Östlund S., Brodeur D.R., Edström K. Rethinking Engineering Education: The CDIO Approach. 2nd ed. New York: Springer, 2014. 311 p.

14. Enelund M., Wedel M.K., Lundqvist U., Malmqvist J. Integration of education for sustainable development in the mechanical engineering curriculum // Australasian Journal of Engineering Education. 2013. Vol. 19. № 1. P. 51–62. DOI: 10.7158/D12-018.2013.19.1.

15. Ruutmann T. Development of Critical Thinking and Reflection // The Challenges of the Digital Transformation in Education. 2019. P. 895–906. DOI: 10.1007/978-3-030-11935-5_85.

16. Brent R., Felder R.M. Want Your Students to Think Creatively and Critically? How About Teaching Them? // Chemical Engineering Education. 2014. Vol. 48. № 2. P. 113–114.

17. Золотарева С.А. «Метод перевернутого класса»: история и опыт применения // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 2. С. 29–32. DOI: 10.24412/1991-5497-2022-293-29-32.

18. Feder L., Cramer C. Research on portfolios in teacher education: a systematic review // European Journal of Teacher Education. 2023. DOI: 10.1080/02619768.2023.2212870.

19. Valeeva R.A., Menter I. Russian Teacher Education in global context // Teacher Education in Russia. Past, Present, and Future. London: Routledge, 2021. P. 193–210. DOI: 10.4324/9780429325281.

20. Boonpracha J. SCAMPER for creativity of students’ creative idea creation in product design // Thinking Skills and Creativity. 2023. Vol. 48. Article number 101282. DOI: 10.1016/j.tsc.2023.101282.

21. Шагеева Ф.Т., Мищенко Е.С., Чернышов Н.Г., Нургалиева К.Е., Туреханова К.М., Омиржанов Е.Т. Международный проект ENTER: новый подход к педагогической подготовке преподавателей инженерных дисциплин // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 65–74. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-6-65-74.

22. Pilous R., Leuders T., Ruede C. Novice and expert teachers’ use of content-related knowledge during pedagogical reasoning // Teaching and Teacher Education. 2023. Vol. 129. Article number 104149. DOI: 10.1016/j.tate.2023.104149.


Рецензия

Для цитирования:


Рюютманн Т., Хусаинова Г.Р., Галиханов М.Ф. Активизация обучения преподавателей в рамках программы профессиональной переподготовки. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2023;(2):30-41. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2023-2-30-41

For citation:


Ruutmann T., Khusainova G.R., Galikhanov M.F. Intensification of teacher training within a professional retraining programme. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2023;(2):30-41. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2023-2-30-41

Просмотров: 143


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)