Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

ВЗАИМОСВЯЗЬ РИСКА АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С УРОВНЕМ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-3-54-62

Полный текст:

Аннотация

Изучение риска аутодеструктивного поведения старших подростков, проблем формирования жизнестойкости в подростковом возрасте, а также исследование их взаимосвязи, позволяющее сравнивать результаты российских исследований с зарубежными данными, является актуальной проблемой в современном обществе в связи с необходимостью организации безопасной образовательной среды. В статье описаны ситуационные и личностные компоненты риска аутодеструктивного поведения подростков. Приводятся результаты исследования, целью которого было изучить взаимосвязь риска аутодеструктивного поведения старших подростков с уровнем жизнестойкости. В исследовании приняли участие 297 учащихся 9-10-х классов в возрасте 14-17 лет (М=15,3; SD=0,26). Выявлены особенности проявления ситуационных и личностных составляющих риска аутодеструктивного поведения в старшем подростковом возрасте. Описаны наиболее значимые сдерживающие факторы аутодеструктивного поведения: для большинства старших подростков это вера в возможность решения проблем и ответственность перед семьей. Выявлены и описаны значимые взаимосвязи между риском аутодеструктивного поведения и жизнестойкостью. Уровень жизнестойкости и ее параметры (вовлеченность, контроль, риск) связаны и с личностными, и с ситуативными составляющими риска аутодеструктивного поведения. Однако наиболее тесно жизнестойкость взаимосвязана с личностными факторами аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте. Среди ситуативных факторов наиболее взаимосвязаны с уровнем жизнестойкости те из них, что связаны с решением текущих жизненных задач данного возраста. Высокий уровень жизнестойкости обратно взаимосвязан с параметрами риска аутодеструктивного поведения в старшем подростковом возрасте.

Об авторах

Е. В. Евсеенкова
Кемеровский государственный университет
Россия


Ю. В. Борисенко
Кемеровский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Морозова И.С., Борисенко Ю.В., Евсеенкова Е.В. Современное состояние исследований риска суицидального поведения личности // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 10. С. 83-91.

2. Шнейдман Э. Душа самоубийцы. М.: Смысл, 2001. 315 с.

3. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. М.: Моск. НИИ психиатрии, 1980. 48 с.

4. Ипатов А.В., Шишигина Т.Р. Аутодеструктивное поведение подростков в контексте отклоняющегося развития личности // Акмеология. 2018. № 4. С. 25-31.

5. Бородина Т.И., Корчемный П.А. Предрасположенность как психологическое условие личностно-профессиональной диагностики государственных служащих // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2019. № 2. С. 126-135.

6. Неумоева-Колчеданцева Е.В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте // Образование и наука. Известия УРО РАО. 2011. № 1. С. 42-51.

7. Банников Г.С., Павлова Т.С., Кошкин К.А., Летова А.В. Потенциальные и актуальные факторы риска развития суицидального поведения подростков (обзор литературы) // Суицидология. 2015. Т. 6. № 4. С. 21-32.

8. Beck A.T., Steer R.A., Kovacs M., Garrison B. Hopelessness and eventual suicide: A 10-yearprospective study of patients hospitalized with suicidal ideation // American Journal of Psychiatry. 1985. № 142. P. 559-563.

9. Алехин А.Н., Королева Н.Н. Феномен саморазрушающего поведения подростков в современных российских условиях // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2013. № 3. С. 83-90.

10. Леонтьев Д.А. Экзистенциальный смысл суицида: жизнь как выбор // Московский психотерапевтический журнал. 2008. № 4. С. 58-81.

11. Максименкова Л.И. Психологические аспекты аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2015. Т. 10. № 2. С. 496-499.

12. Орешкина А.С. Особенности копинг-поведения суицидальной личности // Социальная и клиническая психиатрия. 2017. Т. 27. № 3. С. 43-48.

13. Freedman S.B., Newton A.S. Screening for suicide risk - The need, the possibilities, and a call for resources // Canadian journal of emergency medicine. 2020. Vol. 22. № 3. P. 269-270.

14. Sabbath J.C. The suicidal adolescent: The expendable child // Journal of the American Academy of Child Psychiatry. 1969. Vol. 8. № 1. P. 272-285.

15. Maddi S.R. Hardiness Enhances Effectiveness and Fulfillment // Encyclopedia of Mental Health (Second Edition). San Diego: Academic Press, 2016. P. 294-297.

16. Jersild A., Meigs M. Children and war // Psychological Bulletin. 1943. Vol. 40. № 8. Р. 541-573.

17. Altshuler J.L., Ruble D.N. Developmental changes in children's awareness of strategies for coping with uncontrollable stress // Child Development. 1989. Vol. 60. № 6. Р. 1337-1349.

18. Bernard M. The Social-Emotional Wellbeing Surveys. Victoria, 2003. URL: https://www.acer.org/files/SEW-Info_Doc-Background.pdf.

19. Neenan M. Developing resilience: a cognitive behavioral approach. London: Routledge, 2011. 183 p.

20. Kidd J. Understanding career counseling: theory, research and practice. London: Sage, 2006. 174 p.

21. Hellerstein D. How can I become resilient? How new research can help us cope with postmodern stresses. URL: https://www.psychologytoday.com/us/blog/heal-your-brain/201108/how-can-i-become-more-resilient.

22. Legate N., Ryan R., Weinstein N. Is coming out always a “good thing”? Exploring the relations of autonomy support, wellness for lesbian, gay, and bisexual individuals // Social Psychological and Personality Science. 2012. Vol. 3. № 2. Р. 145-152.

23. Мамченко А.М., Цветкова Н.А. Исследование связи жизнестойкости с уровнем суицидального риска у подследственных, содержащихся в следственном изоляторе // Прикладная юридическая психология. 2017. № 3. C. 41-49.

24. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Описание методик, инструкции по применению. СПб.: СПГУ, 2003. 80 с.

25. Психология подростка от 11 до 18 лет. Методики и тесты / под ред. А.А. Реана. М.: АСТ, 2007. 128 с.

26. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. СПб.: Речь, 2009. 141 с.

27. Белогай К.Н., Борисенко Ю.В., Евсеенкова Е.В., Каган Е.С., Морозова И.С. Опыт использования методики «Детская шкала безнадежности» в процессе апробации скринингового метода исследования суицидального поведения подростков // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2018. Т. 24. С. 3-22.

28. Осин Е.Н., Рассказова Е.И. Краткая версия теста жизнестойкости: психометрические характеристики и применение в организационном контексте // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2013. № 2. С. 147-165.


Рецензия

Для цитирования:


Евсеенкова Е.В., Борисенко Ю.В. ВЗАИМОСВЯЗЬ РИСКА АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С УРОВНЕМ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2020;(3):54-62. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-3-54-62

For citation:


Evseenkova E.V., Borisenko J.V. THE CORRELATION BETWEEN THE RISK OF SELF-INJURIOUS BEHAVIOR IN LATE ADOLESCENCE AND THE HARDINESS LEVEL. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2020;(3):54-62. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-3-54-62

Просмотров: 13


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)