Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-2-20-26

Полный текст:

Аннотация

В статье изложен опыт реализации метода проектов в обучении студентов бакалавриата иностранному языку. Целесообразность его применения обусловлена недостаточностью традиционных направлений, форм и технологий подготовки студентов в условиях вынужденного дистанционного обучения. Целью реализации метода проектов стала активизация познавательного интереса и развитие коммуникативных способностей студентов в процессе формирования межкультурной компетенции. Проведен опрос педагогов и студентов с целью выявления сложностей, возникающих в ходе дистанционного обучения. Описан пример реализации ознакомительно-ориентировочного проекта в условиях вынужденного дистанционного обучения. Дано подробное описание трех этапов проектной деятельности (подготовительного, технологического и заключительного), представлены формы промежуточной и итоговой отчетности. Особое внимание уделено процессу создания студентами видеоролика о Британском музее в ходе реализации метода проектов. Описаны критерии оценки проектной деятельности, представлен механизм ее оценивания. Для анализа эффективности используемого метода выбраны следующие критерии: знание основных фактов по рассматриваемой проблеме и умение оперировать ими во время защиты проекта; владение иностранным языком в рамках заданной тематики (лексический, грамматический, фонетический аспекты); участие в групповых обсуждениях, а также самостоятельность суждений и умозаключений; способность к анализу и обобщению изучаемого материала; качество выступления. Представлены результаты мониторинга уровня владения лексическими единицами в рамках изучаемой тематики до начала описанной проектной деятельности и по итогам ее осуществления. Отмечена эффективность применения метода проектов с целью актуализации познавательного интереса студентов, поддержания на нужном уровне коммуникативных способностей в процессе формирования межкультурной компетенции в вынужденных условиях дистанционного обучения.

Об авторе

А. С. Опанасец
Тульский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Бобрикова О.С., Иванова В.И. Социолингвистическая компетенция в профессиональной деятельности переводчика // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 3. С. 155-159.

2. Цеунов К.С. Педагогическая модель формирования межкультурной компетенции будущих специалистов по рекламе и связям с общественностью // Вестник Университета Российской академии образования. 2015. № 2. С. 55-58.

3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2. С. 3-10.

4. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска // Учитель. 2000. № 1. С. 41-45.

5. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998. № 4. С. 3-10.

6. Плеханова Е.М., Лобанова О.Б. Метод проектов: его интерпретация в отечественной образовательной практике 1920-х гг. // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. С. 41-48.

7. Козлова Л.К. «Метод проектов» в дошкольной образовательной организации, история развития метода, основные понятия // Проектирование. Опыт. Результат. 2018. № 2. С. 34-40.

8. Смирнова Г.В., Алексеенко Д.П., Матюшенко У.А. Метод проектов как инновационный метод обучения русскому языку // Проблемы научной мысли. 2018. Т. 6. № 3. С. 003-005.

9. Бежанова Н.Л., Беляева С.А. К вопросу этапности внедрения технологии «метод проектов» для развития читательской самостоятельности младших школьников // Школьная педагогика. 2016. № 1. С. 50-53.

10. Константинова О.Е. Метод проектов «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2017. № 1-2. С. 88-90.

11. Тлеумбетова Д.Б., Иванова С.А. Метод проектов как эффективный метод обучения и воспитания студентов технических вузов // Преемственность в образовании. 2019. № 22. С. 827-833.

12. Байгускарова Т.Б. Метод проектов как один из эффективных методов обучения и формирования личности школьника XXI века // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2018. № 4. С. 77-88.

13. Hutchinson T. Introduction to Project Work. Oxford: Oxford University Press, 1996. 400 p.

14. Haines S. Projects: for the EFL Classroom: resource material for teachers. Walton-on-Thames: Nelson, 1989. 108 p.

15. Fried-Booth D.L. Project work. Oxford: Oxford University Press, 2002. 127 р.

16. Wurdinger S.D. The Power of Project-Based Learning: Helping Students Develop Important Life Skills. Maryland: Rowman & Littlefield, 2016. 134 p.

17. Cooper R., Murphy E. Hacking Project Based Learning: 10 Easy Steps to PBL and Inquiry in the Classroom. Cleveland: Times 10 Publications, 2017. 144 p.

18. Lenz B., Wells J., Kingston S. Transforming schools using project-based learning, performance assessment, and Common Core Standards. San Francisco: Jossey-Bass, 2015. 312 p.

19. Шарманова Н.И., Коник О.Г. Использование метода проектов в начальной школе для обучения иностранному языку // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 50-1. С. 204-210.

20. Ребрикова О.М. Метод проектов как эффективный метод преподавания профессионального иностранного языка в неязыковом вузе // Наука и инновации в современном мире: сборник научных статей. М.: Перо, 2019. С. 242-245.


Рецензия

Для цитирования:


Опанасец А.С. МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2020;(2):20-26. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-2-20-26

For citation:


Opanasets A.S. PROJECT-BASED LEARNING AS A MEANS OF DEVELOPING STUDENTS’ INTERCULTURAL COMPETENCE (IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING). Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2020;(2):20-26. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-2-20-26

Просмотров: 31


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)