Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СТРУКТУРЫ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ЛИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ, СКЛОННОЙ К САМОПОВРЕЖДАЮЩЕМУ И САМОРАЗРУШАЮЩЕМУ ПОВЕДЕНИЮ

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-1-42-47

Полный текст:

Аннотация

Исследование направлено на выявление особенностей ценностных ориентаций и системы компонентов жизнестойкости личности молодого человека, склонного к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. С позиций диспозиционной концепции личности делается предположение о взаимосвязи системы ценности и жизнестойкости личности как компонентов целостной иерархической структуры личности, как факторов, связанных с уровнем склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению у молодежи. С целью эмпирической проверки указанной гипотезы проведено исследование систем ценностей ориентаций и структуры жизнестойкости личности молодежи. Исследование проводилось в Димитровградском инженерно-технологическом институте - филиале Национального исследовательского ядерного университета «Московский инженерно-физический институт». Выборка исследования включала 90 студентов в возрасте 18-20 лет. Использовались следующие методики: тест жизнестойкости С. Мадди, шкалы диагностики склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению методики А.Н. Орел, ценностный опросник Ш. Шварца. Интерпретация результатов эмпирического исследования проводилась с использованием статистического критерия, что позволило выявить значимые различия в группах молодежи, не склонной и склонной к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. Полученные результаты позволили заключить, что для лиц, которые имеют низкий уровень склонности к саморазрущающему и самоповреждающему поведению, в большей степени характерна ориентация на достижение социального успеха, социальной власти и социальности. Показано, что жизнестойкость и система личностных ценностей могут рассматриваться как факторы успешной адаптации, способствующей усилению личностного адаптационного потенциала в различных жизненных ситуациях.

Об авторах

А. А. Ощепков
Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «Московский инженерно-физический институт»
Россия


В. В. Фриауф
Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «Московский инженерно-физический институт»
Россия


Список литературы

1. Сычева Н.Б. Типы и виды саморазрушающего поведения обучающихся // Педагогическое образование в России. 2018. № 3. С. 66-72.

2. Чуева Е.Н. Самоповреждающее поведение детей и подростков // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2017. № 1. С. 71-77.

3. Польская Н.А. Модели коррекции и профилактики самоповреждающего поведения // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 3. С. 110-125.

4. Алимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. Барнаул: БГУ, 2014. 100 с.

5. Сыроквашина К.В., Дозорцева Е.Г. Психологические факторы риска суицидального поведения у подростков // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 3. С. 8-24.

6. Профилактика суицида среди несовершеннолетних / сост. Н.А. Разнадежина, Л.А. Бездольная. Сургут: Методический центр развития социального обслуживания, 2012. 130 с.

7. Preventing suicide: a global imperative. Geneva: World Health Organization, 2014. 98 p.

8. Зайцева И.А. К вопросу о ценностных ориентациях молодежи малых городов как отражение ценностных приоритетов современного общества // Молодежь и молодежная политика: новые смыслы и практики. Т. 5. М.: Экон-Информ, 2019. № 1. С. 165-171.

9. Овакимян Г.П. Общественный моральный кризис и национальные ценностные ориентации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 11-3. С. 57-63.

10. Черникова Е.Г., Пташко Т.Г., Рослякова С.В. Ценностные ориентации современных городских подростков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 1. С. 333-337.

11. Панкова Ю.О. Воспитание ценностной ориентации на здоровье в семье // Волжский вестник науки. 2016. № 2. С. 26-28.

12. Закревская О.В. Особенности ценностных ориентаций старших подростков // Система ценностей современного общества. 2013. № 29. С. 103-109.

13. Kudinov S.I., Kudinov S.S., Kudinova I.B., Belousova S.S. The axiological orientation of students’ personalities // Psychology in Russia: State of the Art. 2018. Vol. 11. № 1. P. 95-105.

14. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция. М.: ЦСПиМ, 2013. 376 с.

15. Maddi S., Khoshaba D., Persico M., Lu J., Harvey R., Bleecker F. The Personality Construct of Hardiness: Relationships With Comprehensive Tests of Personality and Psychopathology // Journal of Research in Personality. 2002. Vol. 36. № 1. P. 72-85.

16. Лобза О.В. Жизнестойкость как компонент психологической безопасности личности // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 2. С. 75-79.

17. Ощепков А.А., Пискунова Е.Н., Салахова В.Б. Особенности жизнестойкости личности, склонной к суицидальному поведению // Симбирский научный вестник. 2019. № 3. С. 37-44.

18. Merino-Tejedor E., Hontangas-Beltrán P.M., Boada-Grau J., Lucas-Mangas S. Hardiness as a moderator variable between the Big-Five Model and work effort // Personality and Individual Differences. 2015. Vol. 85. P. 105-110.

19. Alipour Hamze Kandi N, Zeinali A. Relationship between Personality Characteristics, Internal Locus of Control, Psychological Hardiness and Nurses’ Quality of Life // Journal of research development in nursing and midwifery. 2017. Vol. 14. № 1. P. 8-15.

20. Salim J., Wadey R., Diss C. Examining the relationship between hardiness and perceived stress-related growth in a sport injury context // Psychology of Sport and Exercise. 2015. Vol. 19. P. 10-17.

21. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 23 с.

22. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 448 с.

23. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.


Рецензия

Для цитирования:


Ощепков А.А., Фриауф В.В. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СТРУКТУРЫ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ЛИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ, СКЛОННОЙ К САМОПОВРЕЖДАЮЩЕМУ И САМОРАЗРУШАЮЩЕМУ ПОВЕДЕНИЮ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2020;(1):42-47. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-1-42-47

For citation:


Oshchepkov A.A., Friauf V.V. PECULIARITIES OF VALUE SYSTEM AND THE STRUCTURE OF VIABILITY OF A PERSONALITY OF YOUNG PEOPLE WHO ARE PRONE TO SELF-INJURIOUS AND SELF-DESTRUCTIVE BEHAVIOR. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2020;(1):42-47. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-1-42-47

Просмотров: 19


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)