Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

ВЗАИМОСВЯЗЬ КАУЗАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ С СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ УСТАНОВКАМИ И МОТИВАЦИЕЙ ДОСТИЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-ВОЛОНТЕРОВ

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-1-37-41

Полный текст:

Аннотация

В последнее время отмечается повышение интереса к проблеме развития добровольческой деятельности, в связи с чем представляется актуальным анализ индивидуально-психологических характеристик лиц, вовлеченных в волонтерство. В статье приведен анализ взаимосвязи каузальной ориентации с социально-психологическими установками и мотивацией достижения у студентов, включенных в добровольческую деятельность. Исследование проводилось в 2019 году, в нем приняли участие 27 человек (средний возраст – 18±1,8 года) – студенты вузов г. Новосибирска. У студентов-волонтеров выявлены основные социально-психологические установки на процесс, альтруизм и труд; ведущий тип мотивационной подсистемы автономный (внутренний); доминирует мотивация на избегание неудачи. В целом волонтеры характеризуются дисгармоничными установками. Так, для них характерно получение удовольствия от процесса деятельности, что зачастую может приводить к затягиванию сроков ее выполнения и формированию негативного отношения при увеличении объемов работы; они часто выполняют работу в ущерб себе, забывая о собственных потребностях. Таким образом, студенты, занимающиеся добровольческой деятельностью, имеют внутренний локус контроля и характеризуются установками просоциальной направленности, т. е. ориентированы на идею.

При проведении корреляционного анализа была получена обратная корреляция по шкале безличной каузальной ориентации с установками на результат, свободу, мотивацию на достижение успеха. Результаты исследования показывают, что чем больше выражена мотивация, направленная на достижение успеха, ориентация на свободу и результат, тем меньше проявляется безличная каузальная атрибуция.

Об авторах

И. А. Курусь
Новосибирский государственный медицинский университет
Россия

старший преподаватель кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии



И. В. Пономаренко
Новосибирский государственный медицинский университет
Россия

старший преподаватель кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии 



Е. И. Бодунова
Новосибирский государственный медицинский университет
Россия

студент



Список литературы

1. Бурчакова М.А., Хожемпо В.В. Волонтерство как форма проявления социальной ответственности государства, общества и бизнеса // Современные технологии управления. 2015. № 4. С. 15-20.

2. Айгубов Л.С., Хаджиалиев К.И. Современные проблемы волонтерства в Дагестане // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. 2016. Т. 11. № 2. С. 6-13.

3. Сушко В.А. Проявление волонтерства в современном российском обществе // Теория и практика общественного развития. 2017. № 11. С. 43-46.

4. Мarkovа A. The “inclusive volunteering” phenomenon: Research into the volunteering of people with disabilities // Kontakt. 2018. Vol. 20. № 1. P. 49-58.

5. Rovers J., Japs K., Truong E., Shah Y. Motivations, barriers and ethical understandings of healthcare student volunteers on a medical service trip: a mixed methods study // BMC Med Educ. 2016. Vol. 16. № 1. Article number 94.

6. Богинская Ю.В., Глузман Я.А. Формирование мотивации достижений у современной молодежи // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 1-4. С. 15-17.

7. Горбунова К.Ю., Маслова Т.М. Мотивация достижения успеха у первокурсников вуза // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5. С. 484-486.

8. Dolgova V.I. Features of emotional stability in volunteers of gerontology programs // Advances in Gerontology = Uspekhi gerontologii. 2014. Vol. 27. № 2. Р. 315-320.

9. Lederer A.M., Autry D.M., Day C.R.T., Oswalt S.B. The Impact of Work and Volunteer Hours on the Health of Undergraduate Students // Journal of American College Health. 2015. Vol. 63. № 6. Р. 403-408.

10. Перминова М.С. Специфика формирования социальной активности молодежи в условиях волонтерской деятельности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2016. Т. 16. № 1. С. 22-25.

11. Певная М.В. Студенческое волонтерство: особенности деятельности и мотивации // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 81-88.

12. Ильюшкин В.В. Социальный стереотип как концентрированное выражение социальной установки // Вестник науки и образования. 2015. № 1. С. 87-92.

13. Ульянова Е.В. Социально-культурные векторы развития волонтерской деятельности в современном российском обществе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 6. С. 127-131.

14. Строкова Е.Е., Строков Е.С. Социально-психологические установки, коммуникативные и организаторские склонности студентов - волонтеров // Евразийское научное объединение. 2015. Т. 2. № 11. С. 141-143.

15. Хаджиалиев К.И., Айгубов Л.С. Роль волонтерской деятельности в воспитании социальной активности молодежи // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2015. № 3. С. 69-75.

16. Кретова У.П. Психологические особенности мотивационно-смысловой сферы лиц, включенных в волонтерскую деятельность // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2015. № 1. С. 44-54.

17. Ильин Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. СПб.: Питер, 2013. 304 с.

18. Дергачева О.Е., Дорфман Л.Я., Леонтьев Д.А. Русскоязычная адаптация опросника каузальных ориентаций // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2008. № 3. С. 91-106.

19. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Институт психотерапии, 2002. 362 с.

20. Руслякова Е.Е., Разумова Е.М., Шпоковская Е.Ю. Социально-психологические аспекты волонтерской деятельности студентов-психологов // Перспективы науки и образования. 2019. № 1. С. 301-315.


Рецензия

Для цитирования:


Курусь И.А., Пономаренко И.В., Бодунова Е.И. ВЗАИМОСВЯЗЬ КАУЗАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ С СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ УСТАНОВКАМИ И МОТИВАЦИЕЙ ДОСТИЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-ВОЛОНТЕРОВ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2020;(1):37-41. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-1-37-41

For citation:


Kurus I.A., Ponomarenko I.V., Bodunova E.I. THE INTERRELATION OF CAUSAL ORIENTATION WITH SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ATTITUDES AND MOTIVATION OF ACHIEVEMENT OF THE VOLUNTEER STUDENTS. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2020;(1):37-41. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-1-37-41

Просмотров: 73


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)