Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-1-12-17

Полный текст:

Аннотация

Одним из распространенных речевых нарушений, представляющих собой сложный симптомокомплекс, проявляющийся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речи, является стертая форма дизартрии. Предметом работы являются малоизученные особенности темпо-ритмической организации речи у дошкольников, имеющих стертую форму дизартрии, и описание авторских адаптированных приемов по их формированию. Описаны формы стертой дизартрии, ее специфические проявления, нарушения, в том числе неврологические, которые негативно сказываются на речевом становлении дошкольников. Раскрывается содержание понятия «темпо-ритмическая организация речи» и описывается значение данного компонента просодики. Основное внимание в работе уделено описанию направлений логоритмической работы, рассмотрению организационных и содержательных аспектов, способствующих преодолению речевых нарушений с помощью систематизированных двигательных упражнений в сочетании со словом и музыкой. Описана структура логопедического занятия и обоснована необходимость использования логопедической ритмики как средства преодоления нарушений темпа и ритма (двигательного, музыкального и речевого) у дошкольников со стертой формой дизартрии. На основе обобщенного практического опыта ученых, занимающихся данной проблемой, в статье представлены и четко описаны ключевые элементы логоритмики, которые могут быть включены в структуру логопедического занятия для оптимизации формирования темпа и ритма у дошкольников. Так как темпо-ритмическая организация речи является высшим уровнем развития двигательной функции организма, базируясь на моторном обеспечении, то в предложенных авторами упражнениях на всех этапах работы значительное внимание уделяется совершенствованию общей и мелкой моторики, координации движений, ориентации в пространстве, регуляции мышечного тонуса.

Об авторах

Е. А. Ларина
Тихоокеанский государственный университет
Россия


В. Н. Перевалова
Тихоокеанский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Гарёва Т.А. Состояние речеязыковых процессов у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией // Дефектология. 2017. № 5. С. 12-18.

2. Belyk M., Brown S. Perception of affective and linguistic prosody: an ALE meta-analysis of neuroimaging studies // Social cognitive and affective neuroscience. 2015. Vol. 9. № 9. P. 1395-1403.

3. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М.: Астрель, 2010. 254 с.

4. Bohrova Kh.B. Results of a study of a prosodic component of a speech in preschool children // Psycholinguistics. 2016. Vol. 20. № 1. P. 26-35.

5. Филатова Ю.О., Прокопенко Е.В. Логоритмика: технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи. М.: Национальный книжный центр, 2017. 208 с.

6. Шашкина Г.Р. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: логопедическая ритмика. М.: Юрайт, 2019. 215 с.

7. Комаровская А.О. Роль логоритмики в коррекционной работе с детьми с дизартрией // Мир детства в современном образовательном пространстве: сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов. Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2017. С. 225-227.

8. Иванова Н.В. К вопросу о значении логопедической ритмики в коррекции речевых нарушений // Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. 2017. № 3. С. 67-72.

9. Ларина Е.А., Артемьева В.Е. К вопросу о формировании темпо-ритмической организации речи у дошкольников со стертой дизартрией // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 5А. С. 260-269.

10. Ларина Е.А. Скрининг-диагностика интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста // Современное образование: проблемы и перспективы развития. Чебоксары: Среда, 2019. С. 39-55.

11. Григорьева Л.В. Формирование просодики у дошкольников со стертой формой дизартрии // Приоритетные направления развития образования и науки: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Интерактив плюс, 2017. C. 89-90.

12. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. М.: Флинта, 2018. 200 с.

13. Бабинова Н.В. Особенности проведения логоритмических занятий с детьми с тяжелыми нарушениями речи // Образовательная среда сегодня: теория и практика: сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Интерактив плюс, 2017. С. 28-30.

14. Zborowski M., Zborowska J. Terapia dysfunkcji procesu komunikacji: dysartria - studium przypadku // Symbolae Europaeae. 2015. Vol. 7. P. 78-88.

15. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Детство-Пресс, 2010. 352 c.

16. Коновалова Е.Г. Логоритмика - метод формирования коммуникативных навыков дошкольников посредством музыки, движения и слова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2015. № 2. С. 169-170.

17. Бохан О.А., Лашкова Л.В. Логоритмика как средство коррекции речевого нарушения у дошкольников // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2015. № 2. С. 100-102.

18. Меженцева Г.Н. Логопедическая ритмика как средство развития моторных и речевых функций детей дошкольного возраста с ОНР // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2019. № 4. С. 67-73.

19. Жулина Е.В., Соловьева Н.Н. Логопедическая ритмика как средство коррекции просодики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 79-82.

20. Чарушина А.В. Особенности формирования просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией. Пенза: Социосфера, 2017. 114 с.


Рецензия

Для цитирования:


Ларина Е.А., Перевалова В.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2020;(1):12-17. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-1-12-17

For citation:


Larina E.A., Perevalova V.N. DEVELOPMENT OF THE TEMPO-RHYTHMIC ORGANIZATION OF SPEECH OF PRESCHOOL CHILDREN WITH ERASED DYSARTHRIA IN SPEECH THERAPY SESSIONS USING THE ELEMENTS OF LOGOPEDIC RHYTHMICS. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2020;(1):12-17. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-1-12-17

Просмотров: 38


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)