Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФЕХТОВАНИЕМ НА КОЛЯСКАХ НА САМООЦЕНКУ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЦП

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-1-7-11

Полный текст:

Аннотация

Рассмотрены особенности свойств личности подростков с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, механизмы, обеспечивающие процессы формирования ценностей личности, и факторы, влияющие на эмоционально-волевое состояние подростков с ДЦП. Цель исследования - изучение влияния занятий фехтованием на колясках на самооценку свойств личности и межличностные отношения у подростков с ДЦП. Описаны и проанализированы методические приемы проведения занятий фехтованием на колясках с подростками, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Методические приемы, использованные в рамках учебно-тренировочных занятий по фехтованию на колясках, направлены на эффективную работу тренера с учениками, формирование навыков взаимодействия в группе, гармонизацию эмоциональных реакций, а также воспитание ответственного отношения к учебно-тренировочному процессу. Данные методические приемы включают вербальную оценку, отказ от излишней опеки, преднамеренное создание ситуаций успеха, систему взаимоотношений «тренер - ученик». Для определения свойств личности был использован тест «Личностный дифференциал», адаптированный в Институте им. В.М. Бехтерева. Контрольный эксперимент показал динамику улучшения психоэмоциональной сферы у подростков экспериментальной группы: значение показателя «Оценка» возросло на 6,05 балла, значение показателя «Сила» увеличилось в среднем на 4,3 балла, рост значения показателя «Активность» составил 7,4 балла. В контрольной группе достоверных изменений не обнаружено. Достижение подростками с повреждением опорно-двигательного аппарата реальных результатов в коррекции двигательных нарушений в результате занятий фехтованием на колясках приводит к повышению самооценки и жизненной активности, что способствует нарастанию мотивации к реабилитационному процессу.

Об авторах

Н. П. Горохова
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)
Россия


Н. О. Рубцова
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)
Россия


Список литературы

1. Лысенко К.Ю., Трифонова А.Д. Исследование динамики детской инвалидности в России за 2000-2015 гг. // Молодой ученый. 2016. № 14. С. 359-362.

2. Ткаченко Е.С., Голева О.П., Щербаков Д.В., Халикова А.Р. Детский церебральный паралич: состояние изученности проблемы (Обзор) // Мать и дитя в Кузбассе. 2019. № 2. С. 4-9.

3. Левченко И.Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом. М.: Альфа, 2001. 149 с.

4. Тимофеева И.В. Образ тела как компонент «Я-концепции» личности детей с детским церебральным параличом // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011. № 4. С. 99-105.

5. Кударинова А.С., Ашимханова Г.С., Жусупбекова З.Д., Садыков К.И., Саликов Ж.К. Особенности проведения лечебной физкультуры при детском церебральном параличе // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 5. С. 101-104.

6. Савина М.В. Проблемы психического развития детей и подростков с ДЦП // Международный медицинский журнал. 2010. Т. 16. № 3. С. 11-15.

7. Бегидова Т.П., Буданова Н.А., Фролова С.В., Швачун О.А. Воспитание гуманизма у подростков средствами адаптивного спорта // Адаптивная физическая культура. 2018. № 2. С. 24-26.

8. Социально-психологическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями / под ред. Н.В. Ялпаева. М.: Просвещение, 2002. 477 с.

9. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 654 с.

10. Therapeutic Motor Intervention programmes for children with cerebral Palsy: A Critical Analysis // European Journal Pediatrics. 2003. № 162. P. 443-444.

11. Потешкин А.В., Таламова И.Г., Стоцкая Е.С., Налобина А.Н. БОС-абилитация детей с детским церебральным параличом // Адаптивная физическая культура. 2019. № 1. С. 38-41.

12. Стоцкая Е.С., Самсонова Ю.В., Самсонов Д.А., Налобина А.Н. Опыт коррекции двигательных нарушений детей с детским церебральным параличом // Адаптивная физическая культура. 2019. Т. 80. № 4. С. 35-37.

13. Дубкова Е.С., Войнова Е.В., Горохова Н.П. Организация занятий фехтованием на колясках в специальной общеобразовательной коррекционной школе интернате № 31 Москвы // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 6. С. 55-59.

14. Горохова Н.П., Дубкова Е.С. Особенности организации тренировочных занятий по фехтованию со спортсменами с проблемами опорно-двигательного аппарата» // Адаптивная физическая культура. 2019. № 1. С. 41-43.

15. Graham H.K., Rosenbaum P., Paneth N., Dan B., Lin J.-P., Damiano D.L., Becher J.G., Gaebler-Spira D., Clover A., Reddihough D.S., Crompton K.E., Lieber R.L. Cerebral palsy // Nature Reviews Disease Primers. 2016. № 2. Article number 15082.

16. Woolfenden S., Galea C., Smithers-Sheedy H., Blair E., Mcintyre S., Reid S., Delacy M., Badawi N. Impact of social disadvantage on cerebral palsy severity // Development Medicine and Child Neurology. 2018. Vol. 61. № 5. P. 586-592.

17. Белкина Е.Б. Фехтование на инвалидных колясках - перспективы и трудности // Спорт России. 2009. Т. 2. С. 259-265.

18. 1.5. Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М. Бехтерева) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Институт психотерапии и клинической психологии, 2018. C. 46-48.

19. Юламанова Г.М., Мавлеткулова А.С. Особенности свойств личности и психоэмоционального состояния фехтовальщиков-колясочников различной квалификации // Теория и практика физической культуры. 2009. № 4. С. 47-50.

20. Bjornson K., Zhou C., Fatone S., Orendurff M., Stevenson R., Rashid S. The Effect of Ankle-Foot Orthoses on Community-Based Walking in Cerebral Palsy: A Clinical Pilot Study // Pediatric Physical Therapy. 2016. Vol. 28. № 2. P. 179-186.


Рецензия

Для цитирования:


Горохова Н.П., Рубцова Н.О. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФЕХТОВАНИЕМ НА КОЛЯСКАХ НА САМООЦЕНКУ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЦП. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2020;(1):7-11. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-1-7-11

For citation:


Gorokhova N.P., Rubtsova N.O. THE INFLUENCE OF WHEELCHAIR FENCING ON THE SELF-ASSESSMENT OF PERSONAL TRAITS AND INTERPERSONAL RELATIONS OF ADOLESCENTS WITH CEREBRAL PALSY. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2020;(1):7-11. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-1-7-11

Просмотров: 34


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)