Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-4-52-57

Полный текст:

Аннотация

Детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) необходимы специальные условия развития, социализации и воспитания. Процесс адаптации у таких детей проходит значительно труднее и длительнее. Зачастую они отстают в развитии в эмоциональной, волевой и познавательной сферах, так как психические структуры и функции у них развиваются иначе, чем у здоровых детей. Одним из важнейших аспектов воспитания ребенка с ОВЗ является умение принять и понять его, так как для таких детей очень важен эмоциональный контакт с родителями. Родителям необходимо выстроить с ребенком теплые эмоциональные взаимоотношения и радоваться времени, проведенному с ним. Поэтому родителям детей с ОВЗ очень важно иметь хорошо развитый эмоциональный интеллект и высокий уровень эмпатии. В статье отражены данные эмпирического исследования особенностей эмпатии и эмоционального интеллекта родителей детей с ОВЗ по сравнению с родителями условно здоровых детей. Эмпирическое исследование эмпатии и эмоционального интеллекта родителей детей с ограниченными возможностями здоровья было проведено в апреле 2019 года. В нем приняло участие 28 человек, 14 из которых - родители детей с ОВЗ и 14 - родители условно здоровых детей. Для диагностики уровня эмпатических способностей использовали методику В.В. Бойко, для оценки «эмоционального интеллекта» использовали методику Н. Холла (опросник EQ). Установлено, что родители детей с ОВЗ не сопереживают другим людям и не проявляют соучастия к другим людям, но при этом способны хорошо управлять эмоциями и понимать состояния других людей. Выявленные особенности могут быть связаны с характером воспитательной и образовательной ситуации в их семейной системе.

Об авторах

И. В. Пономаренко
Новосибирский государственный медицинский университет
Россия


И. А. Курусь
Новосибирский государственный медицинский университет
Россия


А. А. Митенко
Новосибирский государственный медицинский университет
Россия


С. А. Волохова
Центр образования детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Кругозор»
Россия


А. Б. Андреев
Новосибирская региональная общественная организация многодетных семей и семей с детьми «Вектор»
Россия


Список литературы

1. Титов Д.Е., Сошинов А.Г. Образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ в России // Сборник научных трудов SWORLD. 2013. № 3. С. 45-50.

2. Матяш Н.В., Павлова Т.А. Психологические проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Брянского госуниверситета. 2015. № 2. С. 119-122.

3. Пономарева М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие. Минск: Бестпринт, 2009. 76 с.

4. Бутина-Гречаная С.В. Теоретические подходы к анализу детско-родительских отношений // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. 2010. № 5. С. 244-247.

5. Сумина К.С. Теоретические аспекты исследования роли семьи в развитии ребенка // Акмеология. 2016. № SI. С. 94-95.

6. Копылова Т.П. Развитие эмпатии у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья как условие успешной реализации инклюзивного образования // Молодежная наука: тенденции развития. 2018. № 1. С. 26-31.

7. Маллер А.Р. Повышение качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальной адаптации средствами воспитания в обществе эмпатии и толератности: «Дети как дети» // Профилактика зависимостей. 2015. № 1. С. 14-22.

8. Мукина Е.Ю. Ограниченные возможности здоровья ребенка как педагогическая проблема и десоциализирующий фактор // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 6. С. 122-132.

9. Альбекова С.Б., Данилова Т.Н. Детско-родительские отношения как фактор влияния на психическое развитие ребенка // Молодежный научный вестник. 2017. № 4. С. 45-48.

10. Готтман Дж., Деклер Дж. Эмоциональный интеллект ребенка. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 272 с.

11. Ерохина Е.В. Эмпирическое обоснования психологических типов эмоционального интеллекта // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011. № 1. С. 103-109.

12. Кузьмина В.П. Развитие эмпатии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья через оптимизацию детско-родительских отношений // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. № 11. С. 250-255.

13. Комлик Л.Ю., Меренкова В.С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта родителей и детско-родительских отношений // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 3. С. 37-40.

14. Чернышева Н.С., Фоминых Е.С. Проблема деструктивного взаимодействия в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. Т. 2. № 3. С. 237-240.

15. Арбатская К.И., Устинова Н.А. Психологические особенности семей, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями // Педагогическое образование в России. 2017. № 8. С. 85-89.

16. Гребенникова Е.В., Шелехов И.Л., Берестнева О.Г. Психолого-педагогическая компетентность родителей, воспитывающих детей инвалидов // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 2. С. 129-141.

17. Кустова Н.В. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного (интегративного) образования и воспитания // Специальное образование: материалы XI Международной научной конференции. СПб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2015. С. 176-179.

18. Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 2. С. 163-168.

19. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Бахрах-М, 2015. 667 с.

20. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Институт Психотерапии, 2009. 544 с.

21. Гришко Е.А., Ермолова В.М. Исследование детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2017. Т. 2. С. 28-33.

22. Иванова В.С., Гребенникова Е.В., Шелехов И.Л. Личностные особенности матерей и родительско-детские отношения в семьях, воспитывающих детей-инвалидов с детским церебральным параличом // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 12. С. 48-53.


Рецензия

Для цитирования:


Пономаренко И.В., Курусь И.А., Митенко А.А., Волохова С.А., Андреев А.Б. ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2019;(4):52-57. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-4-52-57

For citation:


Ponomarenko I.V., Kurus I.A., Mitenko A.A., Volokhova S.A., Andreev A.B. SPECIAL ASPECTS OF EMPATHY AND EMOTIONAL INTELLIGENCE OF PARENTS OF CHILDREN WITH DISABILITIES. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2019;(4):52-57. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-4-52-57

Просмотров: 289


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)