Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ МИНИМУМЫ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-4-24-28

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена вопросам формирования профессионально ориентированных лексических минимумов элементарного, базового и первого сертифицированного уровней, предназначенных для иностранных военнослужащих-артиллеристов. Анализ научной, учебно-методической и справочной литературы по русскому языку как иностранному позволяет говорить об отсутствии лексических минимумов, предназначенных иностранным слушателям и курсантам, что обусловливает актуальность темы исследования. Отсутствие современной типовой программы обучения иностранных военнослужащих на подготовительном курсе, а также указаний в руководящих документах диктуют необходимость описать основные принципы и критерии отбора лексического материала, а также его распределения по уровням владения русским языком. Автором были сформированы репрезентативные корпусы текстов по специальности, источниками которых послужили боевые уставы, учебные пособия по тактике, стрельбе, ракетно-артиллерийскому вооружению, военные словари и энциклопедии. С целью выборки первичного словника отобранные тексты были обработаны с помощью программы подсчета общего количества слов и их сортировки. Для формирования и структуризации итогового словника были определены и описаны основные принципы отбора военной лексики: частотность употребления, важность выражаемого словом понятия, тематическая отнесенность слова, коммуникативная ценность, парадигматические, синтагматические и словообразовательные отношения между словами. На основе анализа руководящих документов, а также метода экспертной оценки был определен количественный состав минимумов элементарного, базового и первого сертификационного уровней. Новизна работы заключается в определении количества лексических единиц, входящих в профессионально ориентированные лексические минимумы, предназначенные для иностранных военнослужащих-артиллеристов, и определении принципов отбора лексических единиц.

Об авторе

М. Н. Семенистая
Михайловская военная артиллерийская академия
Россия


Список литературы

1. Азимов Э.Г. Современный словарь методических терминов и понятий. М.: Русский язык, 2018. 495 с.

2. Андрюшина Н.П., Козлова Т.В. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Общее владение. СПб.: Златоуст, 2015. 80 с.

3. Андрюшина Н.П. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Базовый уровень. Общее владение. СПб.: Златоуст, 2019. 116 c.

4. Андрюшина Н.П., Битехтина Г.А., Клобукова Л.П., Норейко Л.Н., Одинцова И.В. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Первый сертификационный уровень. Общее владение. СПб.: Златоуст, 2019. 200 c.

5. Сурыгин А.И. Педагогическое проектирование системы предвузовской подготовки иностранных студентов. СПб.: Златоуст, 2019. 128 c.

6. Тарасова Е.Н. Учет профиля обучения в организации профессионально-педагогического общения на занятиях по РКИ // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2018. № 6. С. 1715-1720.

7. Боевой устав артиллерии. Часть 2. Дивизион, батарея, взвод, отделение. М.: МО РФ, 2013. 578 с.

8. Боевой устав Сухопутных войск. Часть 2. Батальон, рота. М.: МО РФ, 2019. 752 с.

9. Тактика. Часть 2. Боевые действия артиллерийских подразделений. СПб.: МВАА, 2015. 338 с.

10. Правила стрельбы и управления огнем. СПб.: МВАА, 2011. 310 с.

11. Сытин Л.Е. Самое современное оружие и боевая техника. М.: АСТ, 2019. 512 с.

12. Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 2007. 832 с.

13. Рогозин Д.О. Война и мир в терминах и определениях. Военно-политический словарь. Книга первая. М.: Вече, 2017. 640 с.

14. Щукин А.Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном. М.: Русский язык, 2015. 784 c.

15. Бабай Н.Г., Козлова Р.К. Витязь. М.: Русский язык, 1990. 254 с.

16. Левицкая Н.В., Луганска Л.Н., Лаврова К.И. Русский язык. М.: Воениздат, 1982. 416 с.

17. Краснова А.А., Меркулова Т.В., Мефодьева И.М. Спутник-1. М.: Русский язык, 1994. 470 с.

18. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. СПб.: Златоуст, 2001. 28 с.

19. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Базовый уровень. СПб.: Златоуст, 2001. 32 с.

20. Требования по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение. СПб.: Златоуст, 2009. 32 с.

21. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Профессиональные модули. Первый уровень. Второй уровень. СПб.: Златоуст, 2000. 56 с.

22. Сборник типовых учебных программ по русскому языку для обучения иностранных военнослужащих в военно-учебных заведениях МО РФ на подготовительных и основных курсах. М.: Русский язык, 1996. 222 с.

23. Семенистая М.Н. Лексический минимум по языку специальности для иностранных военнослужащих. Элементарный уровень. Базовый уровень. СПб.: МВАА, 2017. 53 с.

24. Семенистая М.Н. Лексический минимум по языку специальности для иностранных военнослужащих. Первый сертификационный уровень. СПб.: МВАА, 2018. 96 с.


Рецензия

Для цитирования:


Семенистая М.Н. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ МИНИМУМЫ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2019;(4):24-28. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-4-24-28

For citation:


Semenistaya M.N. PROFESSION-ORIENTED LEXICAL MINIMUMS FOR FOREIGN MILITARY STUDENTS. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2019;(4):24-28. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-4-24-28

Просмотров: 58


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)