Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

ИССЛЕДОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В ВОСПИТАНИИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-3-47-53

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме воспитания мальчиков и девочек в семье. В конце XX века по вопросу воспитания мальчиков и девочек возникла серьезная полемика как в психолого-педагогических, так и в родительских кругах, так как проводились многочисленные исследования гендерных вопросов и гендерного аспекта формирования личности. Целью нашего исследования является анализ родительских предпочтений аспектов, связанных с психологическим полом (фемининности, маскулинности, андрогинности), в процессе воспитания мальчиков и девочек, а также родительских предпочтений в процессе воспитания ценностных ориентаций у мальчиков и девочек. Авторы исследовали родительские предпочтения в воспитании фемининных и маскулинных черт характера, а также ценностно-смысловых ориентаций у мальчиков и девочек, затем провели анализ данных, полученных в результате исследования. В исследовании приняли участие 44 человека, или 22 супружеские пары. Исследование проводилось с помощью методики определения психологического пола S.L. Bem и теста М. Рокича «Исследование ценностных ориентаций». Из 20 маскулинных черт в зоне статистической значимости оказались только напористость, сила, властность, мужественность, соревновательность, что свидетельствует о родительском предпочтении в воспитании именно этих черт у сыновей. Из 20 фемининных черт в зоне статистической значимости остались доверчивость, женственность, мягкость, сердечность, привлекательность, что свидетельствует о родительском предпочтении в воспитании именно этих черт у дочерей. Родительские же предпочтения в воспитании ценностных ориентаций не имели значимых отличий по гендерному признаку.

Об авторах

Н. Н. Телепова
Московский городской педагогический университет, Самарский филиал
Россия


М. Н. Телепов
Центр развития образования городского округа Самара
Россия


Список литературы

1. Московичи С., Канетти Э. Монстр власти. Социальные представления. М.: Алгоритм-Книга, 2018. 240 с.

2. Кругляк Л.Г. Половое воспитание детей. Что и как мы должны объяснить своему ребенку. М.: Весь, 2014. 352 с.

3. Whitehead St., Talahite A., Moodley R. Gender and Identity. Key Themes and New Directions. Oxford: Oxford University Press, 2013. 368 p.

4. Девятых С.Ю. Половая социализация молодежи в условиях социокультурной трансформации семьи. М.: Юрайт, 2019. 185 с.

5. Тайсон Р.Л., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. М.: Когито-Центр, 2017. 407 с.

6. Дворянчиков Н.В., Новикова З.Д. Исследование образа «Я» у лиц с расстройством половой идентичности как дополнительный критерий дифференциальной диагностики при экспертизе спорных половых состояний // Психология и право. 2016. Т. 6. № 4. С. 142-154.

7. Bem S.L. The measurement of psychological androgyny // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1974. Vol. 42. № 2. P. 155-162.

8. Харламенкова Н.Е., Воловикова М.И., Артемцева Н.Г. Психологические исследования личности: история, современное состояние, перспективы. М.: Институт психологии РАН, 2016. 448 с.

9. Parlee M.B. The sexes under Scrutiny: from old biases to new theories // Psychology today. 1978. № 11. P. 62-69.

10. Телепов М.Н., Телепова Н.Н. Аспекты отношений. Самара: Телепова Н.Н., 2019. 231 с.

11. Jushua A. Copel. Obstetric imaging: Fetal Diagnosis and Care. Corpus Collosum. Philadelphia: Elsevier, 2018. 180 p.

12. Кон И.С. Сексуальная культура в России. М.: АСТ, 2018. 464 с.

13. Клецина И.С., Иоффе Е.В. Гендерные нормы как социально-психологический феномен. М.: Проспект, 2019. 144 с.

14. Куда и зачем прыгают гены? Номадическая теория половых генов / ред. С.В. Геодакян. М.: Апрель, 2018. 160 с.

15. Бреслав Г.М., Хасан Б.И. Половые различия и современное школьное образование // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 64-69.

16. Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб.: Питер, 2010. 686 с.

17. Исследование ценностных ориентаций М. Рокича // PsychoJournal.Ru. 2015. № 479. URL: psychojournal.ru/tests/479-issledovanie-cennostnyh-orientaciy-m-rokicha.html.

18. Дженсен Ф.Э., Натт Э.Э. Мозг подростка. Спасительные рекомендации нейробиолога для родителей тинейджеров. М.: Эксмо, 2019. 368 с.

19. Телепов М.Н., Телепова Н.Н. Личность: судьба или работа над собой? Аспекты формирования личности. Самара: Офорт, 2012. 159 с.

20. Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни. М.: Прометей, 2018. 352 с.


Рецензия

Для цитирования:


Телепова Н.Н., Телепов М.Н. ИССЛЕДОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В ВОСПИТАНИИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2019;(3):47-53. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-3-47-53

For citation:


Telepova N.N., Telepov M.N. THE RESEARCH OF PARENTS’ PREFERENCES IN UPBRINGING BOYS AND GIRLS. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2019;(3):47-53. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-3-47-53

Просмотров: 27


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)