Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ ОБЩЕНИЯ С ПРИРОДОЙ

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-3-13-19

Полный текст:

Аннотация

Состояние современного общества, характеризующееся научными, технологическими прорывами, разнообразием и доступностью информационных ресурсов, обуславливает необходимость подготовки любознательного, активного, инициативного подрастающего поколения, готового к предстоящим открытиям, стремящегося к поиску неизвестной информации, овладению способами ее добывания. В связи с этим в настоящее время актуальна проблема развития любознательности детей начиная с дошкольного возраста.

В статье раскрывается опыт внедрения в педагогический процесс комплекса образовательных ситуаций общения детей с природой, направленного на развитие любознательности у детей 5–6 лет. Исследование уровня развития любознательности у детей проводилось в рамках педагогического процесса в дошкольной образовательной организации. Любознательность как многокомпонентное интегративное качество изучалось в процессе наблюдений, бесед, с помощью авторских методик оценки характера ответа, креативности, самостоятельности, чуткости к новому. Для развития любознательности использовался комплекс образовательных ситуаций общения детей с природой, особенностями которого являются: построение образовательных ситуаций на основе алгоритма, включающего проблемный вопрос, активизацию детских вопросов, дискуссию с детьми, подкрепление высказываний детей интересными фактами, обозначение перспективы дальнейшего самостоятельного поиска; использование метода экологической эмпатии, диалога с природой, метода экологической заботы, эколого-педагогического тренинга, метода опосредованного общения детей с природой на основе материала художественных произведений о природе. Выявлена положительная динамика по всем выделенным критериям, показана зависимость уровня развития любознательности от алгоритма организации образовательной ситуации общения детей с природой, построения комплекса образовательных ситуаций на основе методов экологического образования.

Об авторах

В. А. Зебзеева
Оренбургский государственный педагогический университет
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования Института дошкольного и начального образования



М. Н. Пономарева
Оренбургский государственный педагогический университет
Россия

магистрант Института дошкольного и начального образования



Список литературы

1. Красова Т.Д. Специфика развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста // Традиции и инновации в начальном образовании: материалы российской научно-практической конференции. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2018. С. 178-182.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.

3. Ермаков С.С., Юркевич В.С. Развитие познавательной потребности у школьников в процессе обучения // Современная зарубежная психология. 2013. Т. 2. № 2. С. 87-100.

4. Люблинская А.А. Ранние формы мышления ребенка // Исследование мышления в советской психологии. М.: Директ-Медиа, 2008. С. 415-420.

5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1980. 286 с.

6. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. 352 с.

7. Кудинов С.И. Психология любознательности: теоретические и прикладные аспекты. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999. 274 с.

8. Захарова О.И. Влияние игровой деятельности на развитие любознательности у детей дошкольного возраста // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2017. № 1. С. 32-34.

9. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говоркова. М.: Педагогика, 1985. 200 с.

10. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989. 416 с.

11. Римашевская Л.С., Ивченко Т.А. Приобщение детей к природе в опыте Педагогического института дошкольного образования: от истории к современности // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. 2018. Т. 13. № 3. С. 46-56.

12. Конохова Е.А. Использование образовательных ситуаций в нравственном воспитании старших дошкольников // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2013. № 12. С. 091-097.

13. Сушкова И.В. Педагогические ситуации: возможности и особенности использования в ДОУ // Оптимизация начального образования в современных условиях: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 35-летию факультета педагогики и методики начального образования. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. С. 275-281.

14. Тубельский А.Н. Школа будущего, построенная вместе с детьми. СПб.: Образовательные проекты, 2019. 440 с.

15. Делеске Т.В. Использование развивающих образовательных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста. Новосибирск: НовГУ, 2016. 93 с.

16. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении // Хрестоматия по педагогической психологии. М.: Междунар. пед. акад., 1995. С. 312-326.

17. Кларина Л.М. Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников // Готовимся к аттестации. СПб.: Детство-пресс, 1999. С. 9-18.

18. Юркевич В.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьника // Вопросы психологии. 1980. № 2. С. 83-92.

19. Зебзеева В.А., Пономарева М.Н. Педагогическое сопровождение процесса развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-2. С. 90-93.

20. Бренифье О. Как отвечать на детские вопросы // Образование и наука. 2016. № 2. С. 111-120.

21. Зебзеева В.А. Формирование у детей дошкольного возраста субъективного отношения к природе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. C. 1000-1008.

22. Бианки В.В., Ливеровский А., Павлова Н., Сладков Н., Шим Э. Вести из леса. М.: Эксмодетство, 2017. 254 с.


Рецензия

Для цитирования:


Зебзеева В.А., Пономарева М.Н. РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ ОБЩЕНИЯ С ПРИРОДОЙ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2019;(3):13-19. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-3-13-19

For citation:


Zebzeeva V.A., Ponomareva M.N. THE DEVELOPMENT OF CURIOSITY OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE IN EDUCATIONAL COMMUNICATION WITH NATURE. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2019;(3):13-19. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-3-13-19

Просмотров: 65


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)