Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ ОБЩЕНИЯ С ПРИРОДОЙ

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-3-13-19

Полный текст:

Аннотация

Состояние современного общества, характеризующееся научными, технологическими прорывами, разнообразием и доступностью информационных ресурсов, обуславливает необходимость подготовки любознательного, активного, инициативного подрастающего поколения, готового к предстоящим открытиям, стремящегося к поиску неизвестной информации, овладению способами ее добывания. В связи с этим в настоящее время актуальна проблема развития любознательности детей начиная с дошкольного возраста. В статье раскрывается опыт внедрения в педагогический процесс комплекса образовательных ситуаций общения детей с природой, направленного на развитие любознательности у детей 5-6 лет. Исследование уровня развития любознательности у детей проводилось в рамках педагогического процесса в дошкольной образовательной организации. Любознательность как многокомпонентное интегративное качество изучалось в процессе наблюдений, бесед, с помощью авторских методик оценки характера ответа, креативности, самостоятельности, чуткости к новому. Для развития любознательности использовался комплекс образовательных ситуаций общения детей с природой, особенностями которого являются: построение образовательных ситуаций на основе алгоритма, включающего проблемный вопрос, активизацию детских вопросов, дискуссию с детьми, подкрепление высказываний детей интересными фактами, обозначение перспективы дальнейшего самостоятельного поиска; использование метода экологической эмпатии, диалога с природой, метода экологической заботы, эколого-педагогического тренинга, метода опосредованного общения детей с природой на основе материала художественных произведений о природе. Выявлена положительная динамика по всем выделенным критериям, показана зависимость уровня развития любознательности от алгоритма организации образовательной ситуации общения детей с природой, построения комплекса образовательных ситуаций на основе методов экологического образования.

Об авторах

В. А. Зебзеева
Оренбургский государственный педагогический университет
Россия


М. Н. Пономарева
Оренбургский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Красова Т.Д. Специфика развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста // Традиции и инновации в начальном образовании: материалы российской научно-практической конференции. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2018. С. 178-182.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.

3. Ермаков С.С., Юркевич В.С. Развитие познавательной потребности у школьников в процессе обучения // Современная зарубежная психология. 2013. Т. 2. № 2. С. 87-100.

4. Люблинская А.А. Ранние формы мышления ребенка // Исследование мышления в советской психологии. М.: Директ-Медиа, 2008. С. 415-420.

5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1980. 286 с.

6. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. 352 с.

7. Кудинов С.И. Психология любознательности: теоретические и прикладные аспекты. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999. 274 с.

8. Захарова О.И. Влияние игровой деятельности на развитие любознательности у детей дошкольного возраста // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2017. № 1. С. 32-34.

9. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говоркова. М.: Педагогика, 1985. 200 с.

10. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989. 416 с.

11. Римашевская Л.С., Ивченко Т.А. Приобщение детей к природе в опыте Педагогического института дошкольного образования: от истории к современности // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. 2018. Т. 13. № 3. С. 46-56.

12. Конохова Е.А. Использование образовательных ситуаций в нравственном воспитании старших дошкольников // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2013. № 12. С. 091-097.

13. Сушкова И.В. Педагогические ситуации: возможности и особенности использования в ДОУ // Оптимизация начального образования в современных условиях: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 35-летию факультета педагогики и методики начального образования. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. С. 275-281.

14. Тубельский А.Н. Школа будущего, построенная вместе с детьми. СПб.: Образовательные проекты, 2019. 440 с.

15. Делеске Т.В. Использование развивающих образовательных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста. Новосибирск: НовГУ, 2016. 93 с.

16. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении // Хрестоматия по педагогической психологии. М.: Междунар. пед. акад., 1995. С. 312-326.

17. Кларина Л.М. Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников // Готовимся к аттестации. СПб.: Детство-пресс, 1999. С. 9-18.

18. Юркевич В.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьника // Вопросы психологии. 1980. № 2. С. 83-92.

19. Зебзеева В.А., Пономарева М.Н. Педагогическое сопровождение процесса развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-2. С. 90-93.

20. Бренифье О. Как отвечать на детские вопросы // Образование и наука. 2016. № 2. С. 111-120.

21. Зебзеева В.А. Формирование у детей дошкольного возраста субъективного отношения к природе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. C. 1000-1008.

22. Бианки В.В., Ливеровский А., Павлова Н., Сладков Н., Шим Э. Вести из леса. М.: Эксмодетство, 2017. 254 с.


Рецензия

Для цитирования:


Зебзеева В.А., Пономарева М.Н. РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ ОБЩЕНИЯ С ПРИРОДОЙ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2019;(3):13-19. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-3-13-19

For citation:


Zebzeeva V.A., Ponomareva M.N. THE DEVELOPMENT OF CURIOSITY OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE IN EDUCATIONAL COMMUNICATION WITH NATURE. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2019;(3):13-19. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-3-13-19

Просмотров: 27


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)