САМОПОНИМАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-2-66-72
Аннотация
В статье рассматривается понятие «национальная идентичность» как конструкт, акцентирующий субъектную сторону национальной принадлежности, вовлеченность человека в социокультурные и политические процессы. Данный аспект предполагает изучение народа в качестве предикативной стороны личностной самотождественности, выявление представлений о своей стране, этносе, чувства принадлежности к своей стране, народу. Актуальность исследования определяется важностью анализа исторического опыта, особенно опыта переживания критических, роковых событий истории, определяющих осознание принадлежности к своему народу как единой гражданской общности, переосмысления прошлого и включения его в оценку настоящего. Цель исследования – изучение самопонимания этнической идентичности студенческой молодежи как сущностной характеристики ее самосознания, связанной с осмыслением этнической принадлежности.
Использованы следующие методики исследования: «Шкала экспресс-оценки выраженности этнической идентичности» (автор Н.М. Лебедева), «Шкала экспресс-оценки чувств, связанных с этнической принадлежностью» (автор Н.М. Лебедева), «Типы этнической идентичности» (авторы Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова). Представлены результаты исследования формирования самопонимания личностью этнической идентичности. На основе проведенного эмпирического исследования сделано заключение о том, что выраженность этнической идентичности, чувств, связанных с этнической принадлежностью, является свидетельством самопонимания и наиболее константной характеристикой самосознания человека, так как национальная идентичность формируется в процессе осмысления собственной истории, своего нынешнего состояния и возможных и желаемых перспектив в контексте представлений об этнокультурной идентичности. Полученные результаты позитивной этнической идентичности респондентов свидетельствуют об осознании ими принадлежности к определенному народу, что является сущностной характеристикой их самосознания.
Об авторах
А. С. БерберянАрмения
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии
Е. С. Романова
Россия
доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии, социологии и социальных отношений
О. А. Корнилова
Россия
доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры педагогической и прикладной психологии
Список литературы
1. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. 331 с.
2. Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы. М.: Юрайт, 2017. 302 с.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2005. 352 с.
4. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. СПб.: Питер, 2003. 508 с.
5. Роджерс К.Р. Несколько важных открытий гуманистической и трансперсональной психологии. М.: АСТ, 2000. 592 с.
6. Берберян А.С., Тучина О.Р. Исследование самопонимания этнокультурной идентичности в титульном этносе и сопряженной диаспоре // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13. № 3. С. 178-196.
7. Лисина М. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 318 с.
8. Семененко И.С. Нация, национализм, национальная идентичность: новые ракурсы научного дискурса // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 11. С. 91-102.
9. Пантилеев С.Р. Самоотношение // Психология самосознания: хрестоматия. Самара: БАХРАХ-М, 2000. С. 208-242.
10. Берберян А.С., Тучина О.Р. Нормативно-ценностная составляющая самопонимания этнокультурной идентичности в условиях титульного этноса и сопряженной диаспоры // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». 2015. № 6. С. 110-122.
11. Берберян А.С., Тучина О.Р. Исследование национальной идентичности и исторического опыта личности в титульном армянском этносе и сопряженной армянской диаспоре в России // Российский психологический журнал. 2018. Т. 15. № 2. С. 190-214.
12. Знаков В.В. Самосознание, самопонимание и понимающее себя бытие // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. № 3. С. 65-74.
13. Берберян А.С., Берберян Э.С. Этнопсихологические аспекты смысложизненных и ценностных ориентаций студенческой молодежи // Вопросы психологии. 2017. № 1. С. 103-116.
14. Meinecke F. Akademischer Lehrer und emigrierte Schuler: Briefe und Aufzeichnungen 1910-1977. Munchen: Oldenbourg, 2006. 514 p.
15. Тульчинский Г.Л. Национальная идентичность и социально-культурные технологии её формирования // Философские науки. 2011. № 7. С. 23-28.
16. Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001. 562 с.
17. Вердери К. Куда идут «нация» и «национализм»? // Нации и национализм. М.: Праксис, 2002. С. 297-307.
18. Рыжова С.В. Доверие и межэтническая толерантность. Исследование в Москве и регионах России // Этносоциология вчера и сегодня. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2016. С. 412-416.
19. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Теоретико-методологический подход к исследованию этнической толерантности в поликультурных регионах России // Толерантность в межкультурном диалоге. М.: ИЭА РАН, 2005. С. 10-41.
20. Ericson E.H. Identity, youth and crisis. London: Faber and Faber, 1968. 228 p.
21. Marcia J.E. Identity in adolescence // Handbook of adolescent psychology. New York: John Wiley, 1980. P. 109-137.
22. Гришина А.В., Зеленов А.А., Лунин С.Л. Диагностика влияния этнической идентичности на формирование этнических ауто- и гетеростереотипов у беженцев и вынужденных переселенцев из регионов локальных военных конфликтов принимающего населения. М.: Кредо, 2016. 26 с.
23. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Методы этнической и кросскультурной психологии. М.: Высшая школа экономики, 2011. 22 с.
Рецензия
Для цитирования:
Берберян А.С., Романова Е.С., Корнилова О.А. САМОПОНИМАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2019;(2):66-72. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-2-66-72
For citation:
Berberyan A.S., Romanova E.S., Kornilova O.A. SELF-UNDERSTANDING OF ETHNIC IDENTITY AS AN ESSENTIAL CHARACTERISTIC OF SELF-CONSCIOUSNESS OF YOUNG STUDENTS. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2019;(2):66-72. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-2-66-72