Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

САМОПОНИМАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-2-66-72

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается понятие «национальная идентичность» как конструкт, акцентирующий субъектную сторону национальной принадлежности, вовлеченность человека в социокультурные и политические процессы. Данный аспект предполагает изучение народа в качестве предикативной стороны личностной самотождественности, выявление представлений о своей стране, этносе, чувства принадлежности к своей стране, народу. Актуальность исследования определяется важностью анализа исторического опыта, особенно опыта переживания критических, роковых событий истории, определяющих осознание принадлежности к своему народу как единой гражданской общности, переосмысления прошлого и включения его в оценку настоящего. Цель исследования - изучение самопонимания этнической идентичности студенческой молодежи как сущностной характеристики ее самосознания, связанной с осмыслением этнической принадлежности. Использованы следующие методики исследования: «Шкала экспресс-оценки выраженности этнической идентичности» (автор Н.М. Лебедева), «Шкала экспресс-оценки чувств, связанных с этнической принадлежностью» (автор Н.М. Лебедева), «Типы этнической идентичности» (авторы Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова). Представлены результаты исследования формирования самопонимания личностью этнической идентичности. На основе проведенного эмпирического исследования сделано заключение о том, что выраженность этнической идентичности, чувств, связанных с этнической принадлежностью, является свидетельством самопонимания и наиболее константной характеристикой самосознания человека, так как национальная идентичность формируется в процессе осмысления собственной истории, своего нынешнего состояния и возможных и желаемых перспектив в контексте представлений об этнокультурной идентичности. Полученные результаты позитивной этнической идентичности респондентов свидетельствуют об осознании ими принадлежности к определенному народу, что является сущностной характеристикой их самосознания.

Об авторах

А. С. Берберян
Российско-Армянский (Славянский) университет
Россия


Е. С. Романова
Московский городской педагогический университет
Россия


О. А. Корнилова
Самарский филиал Московского городского педагогического университета
Россия


Список литературы

1. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. 331 с.

2. Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы. М.: Юрайт, 2017. 302 с.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2005. 352 с.

4. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. СПб.: Питер, 2003. 508 с.

5. Роджерс К.Р. Несколько важных открытий гуманистической и трансперсональной психологии. М.: АСТ, 2000. 592 с.

6. Берберян А.С., Тучина О.Р. Исследование самопонимания этнокультурной идентичности в титульном этносе и сопряженной диаспоре // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13. № 3. С. 178-196.

7. Лисина М. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 318 с.

8. Семененко И.С. Нация, национализм, национальная идентичность: новые ракурсы научного дискурса // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 11. С. 91-102.

9. Пантилеев С.Р. Самоотношение // Психология самосознания: хрестоматия. Самара: БАХРАХ-М, 2000. С. 208-242.

10. Берберян А.С., Тучина О.Р. Нормативно-ценностная составляющая самопонимания этнокультурной идентичности в условиях титульного этноса и сопряженной диаспоры // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». 2015. № 6. С. 110-122.

11. Берберян А.С., Тучина О.Р. Исследование национальной идентичности и исторического опыта личности в титульном армянском этносе и сопряженной армянской диаспоре в России // Российский психологический журнал. 2018. Т. 15. № 2. С. 190-214.

12. Знаков В.В. Самосознание, самопонимание и понимающее себя бытие // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. № 3. С. 65-74.

13. Берберян А.С., Берберян Э.С. Этнопсихологические аспекты смысложизненных и ценностных ориентаций студенческой молодежи // Вопросы психологии. 2017. № 1. С. 103-116.

14. Meinecke F. Akademischer Lehrer und emigrierte Schuler: Briefe und Aufzeichnungen 1910-1977. Munchen: Oldenbourg, 2006. 514 p.

15. Тульчинский Г.Л. Национальная идентичность и социально-культурные технологии её формирования // Философские науки. 2011. № 7. С. 23-28.

16. Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001. 562 с.

17. Вердери К. Куда идут «нация» и «национализм»? // Нации и национализм. М.: Праксис, 2002. С. 297-307.

18. Рыжова С.В. Доверие и межэтническая толерантность. Исследование в Москве и регионах России // Этносоциология вчера и сегодня. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2016. С. 412-416.

19. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Теоретико-методологический подход к исследованию этнической толерантности в поликультурных регионах России // Толерантность в межкультурном диалоге. М.: ИЭА РАН, 2005. С. 10-41.

20. Ericson E.H. Identity, youth and crisis. London: Faber and Faber, 1968. 228 p.

21. Marcia J.E. Identity in adolescence // Handbook of adolescent psychology. New York: John Wiley, 1980. P. 109-137.

22. Гришина А.В., Зеленов А.А., Лунин С.Л. Диагностика влияния этнической идентичности на формирование этнических ауто- и гетеростереотипов у беженцев и вынужденных переселенцев из регионов локальных военных конфликтов принимающего населения. М.: Кредо, 2016. 26 с.

23. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Методы этнической и кросскультурной психологии. М.: Высшая школа экономики, 2011. 22 с.


Рецензия

Для цитирования:


Берберян А.С., Романова Е.С., Корнилова О.А. САМОПОНИМАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2019;(2):66-72. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-2-66-72

For citation:


Berberyan A.S., Romanova E.S., Kornilova O.A. SELF-UNDERSTANDING OF ETHNIC IDENTITY AS AN ESSENTIAL CHARACTERISTIC OF SELF-CONSCIOUSNESS OF YOUNG STUDENTS. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2019;(2):66-72. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-2-66-72

Просмотров: 39


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)