Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

Физическая культура как компонент профессионального развития студентов-геологов

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2022-2-27-35

Полный текст:

Аннотация

Современная парадигма высшего образования во главу угла ставит не только расширение компетентности молодого специалиста в области своей профессии, но и развитие высокого уровня кругозора, культуры, здоровья и личностных качеств. Содержание учебных дисциплин, и физической культуры в частности, должно соответствовать этим целям. Проблема в том, что далеко не каждое занятие по физическому воспитанию в вузах строится с учетом будущей профессиональной деятельности геолога, хотя потенциал физической культуры при правильной ее организации достаточно высок для развития многих профессиональных качеств будущего специалиста. В работе актуализируется непрерывный комплексный подход к развитию профессиональных качеств студентов средствами физической культуры как во время учебных пар, так и в самостоятельной работе. Проведен опрос студентов-геологов Тюменского индустриального университета, определивший уровень двигательной активности студентов (средний), отношение к своему здоровью (большинство оценивает как хорошее), степень идентификации занятий физической культурой с приобретением профессионально важных качеств (средняя). Предложены варианты упражнений для развития каждого качества в процессе физической, интеллектуальной, психической, мыслительной деятельности с целью комплексного самосовершенствования студентов в самостоятельной работе. Подобный подход, на наш взгляд, повысит целеполагание студентов, стремление не только развиваться профессионально на специальных предметах, но и осознавать междисциплинарные связи всех элементов учебной среды для своего профессионального роста.

Об авторах

Светлана Александровна Тяглова
Тюменский индустриальный университет, Тюмень
Россия

старший преподаватель кафедры физического воспитания



Елена Александровна Дерябина
Тюменский индустриальный университет, Тюмень
Россия

студент кафедры геологии месторождений нефти и газа



Список литературы

1. Лубышева Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике // Л.И. Лубышева, А.И. Загревская, А.А. Передельский, И.В. Манжелей, и др. М.: НИЦ Теория и практика физической культуры и спорта, 2017. 200 с.

2. Мартиросова Т.А. Концептуальные положения формирования профессионально-прикладной физической культуры бакалавров в высшем образовании // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 3. С. 108–114.

3. Черняев В.В., Дрепин В.В. Развитие личности студента в гуманитарном пространстве физической культуры // Культура физическая и здоровье. 2018. № 1. С. 12–15.

4. Сериков С.Г., Сериков Г.Н. Здоровьесберегающая роль физической культуры в образовательном процессе вуза // Теория и практика физической культуры. 2016. № 5. С. 6–8.

5. Могучева А.В. Обеспечение психофизической готовности студентов полевых специальностей средствами спортивного ориентирования // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2010. № 3. С. 79–83.

6. Панченко И.А., Руденко Г.В. Профессиональная подготовка студентов полевых специальностей средствами и методами физической культуры // Человек и образование. 2010. № 2. С. 103–106.

7. Дубровская Ю.А., Пихконен Л.В., Руденко Г.В. Значение физической подготовки для адаптивности выпускника к особенностям горного производства // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 9. С. 79–82.

8. Виленский М.Я. Образовательные ценности физической культуры в высшей школе: содержание, свойства, функции // Культура физическая и здоровье. 2017. № 1. С. 62–67.

9. Мартиросова Т.А., Поборончук Т.Н., Трифоненкова Т.А., Яцковская Л.Н. Акмеологический подход в формировании профессионально-прикладной физической культуры бакалавров в вузе // Казанский педагогический журнал. 2019. № 5. С. 142–151.

10. Горелов А.А. О новых научных специальностях, представляющих науку о двигательной активности человека, и о целесообразности выделения их в отдельную группу «Кинезиологические науки» // Известия Российской академии образования. 2021. № 1-2. С. 39–49.

11. Ключникова С.Н., Демиденко О.В., Гущина Н.В. Методологические основы управления физкультурно-спортивной деятельностью учащейся молодежи с целью подготовки к профессиональной деятельности // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016. Т. 11. № 4. С. 76–83.

12. Буров А.Э., Кириллова С.С. Коррекционные возможности физической культуры интернет-зависимых студентов // Вестник спортивной науки. 2010. № 4. С. 42–46.

13. Лакейкина И.А., Буров А.Э. Выявление распространённости интернет-аддикций среди первокурсников – студентов технического вуза // Культура физическая и здоровье. 2022. № 1. С. 163–166.

14. Рябинова Е.Н., Земсков А.С., Жукова Е.И. Педагогический контроль и оценка уровня профессионально важных качеств личности у студентов в процессе физического воспитания // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014. № 3. С. 174–181.

15. Евсеев Ю.И., Денисов Е.А. Культура физическая, спорт и туризм как факторы самореализации личности // Культура физическая и здоровье. 2015. № 2. С. 51–54.

16. Пермяков О.М., Третьякова Н.В. Формирование здорового стиля жизни у студентов на занятиях физической культурой. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2019. 124 с.

17. Нго Д.Т. Навыки профессиональной самоидентификации как центральный момент становления профессионально-личностных качеств у студентов в вузе // Психология образования в поликультурном пространстве. 2021. № 1. С. 100–106.

18. Романова Е.С. 147 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2011. 416 с.

19. Кладкин Н.Н. Обеспечение профессиональной направленности физической подготовки студентов-геологов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 70-2. С. 71–76.

20. Кладкин Н.Н. Физическая подготовка студентов геологических специальностей в условиях полевых практик // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 69. С. 397–403.


Рецензия

Для цитирования:


Тяглова С.А., Дерябина Е.А. Физическая культура как компонент профессионального развития студентов-геологов. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2022;(2):27-35. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2022-2-27-35

For citation:


Tyaglova S.A., Deryabina E.A. Physical culture as a component of professional development of students-geologists. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2022;(2):27-35. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2022-2-27-35

Просмотров: 25


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)