Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ГАРМОНИЧНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-1-62-68

Полный текст:

Аннотация

Социально-экономическое и культурное развитие России напрямую связано с человеческим фактором, готовностью молодежи к самореализации в разных видах деятельности. С одной стороны, глобализация социокультурных процессов способствует росту возможностей для самореализации молодежи, а с другой стороны, вносит неопределенность и неустойчивость в систему нравственных ценностей и норм. Не всегда профессиональная и личностная самореализация студентов юношеского возраста опирается на духовно-нравственные ориентации и качества личности, что может приводить к негативным последствиям. Проведено эмпирическое исследование самореализации личности у студентов в юношеском возрасте в период обучения в вузе, зафиксированы особенности проявления самореализации у студентов. Эмпирически определены взаимосвязи между системой духовно-нравственных компонентов и гармоничным уровнем проявления самореализации личности студентов юношеского возраста. Среди преобладающих показателей самореализации студентов юношеского возраста были выявлены компоненты креативности, интернальности, оптимистичности, осмысленности целей и ценностей самореализации, эгоцентрической направленности и конструктивности. Определено, что самореализация личности у большинства студентов выборки соответствует адаптивному и инертному уровню развития. Эмпирически установлено, что гармоничная самореализация студентов положительно взаимосвязана с мотивами социальной значимости и полезности собственной деятельности, межличностными нравственными ориентациями доброжелательности, благородства и милосердия, сострадания и помощи; мировоззренческими духовно-нравственными представлениями о совокупности психического в человеке, о духовном потенциале, о саморазвитии конкретного человека и эволюции человечества; духовно-нравственными и духовно-волевыми качествами: эмпатичностью, доброжелательностью, ответственностью, уверенностью в себе, самокритичностью в нравственной самооценке своего поведения.

Об авторах

И. В. Костакова
Тольяттинский государственный университет
Россия


Т. А. Бергис
Тольяттинский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. Рефлексия множественности выбора в психологии межкультурных коммуникаций // Личность в эпоху перемен: сборник статей. М.: ИД ЯСК, 2018. С. 279-292.

2. Никитина Э.В. Специфика менталитетов народов Поволжья и Приуралья (татар, башкир, чувашей, мордвы, удмуртов, марийцев). Чебоксары: Чуваш. Ун-т, 2015. 200 с.

3. Канарш Г.Ю. Национально-психологические особенности в процессах модернизации // Горизонты гуманитарного знания. 2017. № 5. С. 30-47.

4. Юревич А.В. Нравственное состояние современного российского общества: эмпирические оценки // Вопросы психологии. 2016. № 6. С. 49-62.

5. Знаков В.В. Новые тенденции в исследовании психологии духовности // Вопросы психологии. 2018. № 4. С. 20-32.

6. Купрейченко А.Б., Воробьева А.Е. Нравственное самоопределение молодежи. М.: Институт психологии РАН, 2013. 480 с.

7. Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Личность в эпоху перемен: сборник статей. М.: ИД ЯСК, 2018. С. 13-26.

8. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. М.: Фолио, 2003. 160 с.

9. Adler A. Superiorityand Social Interest: A collection of later writings. New York: Viking Press, 1964. 218 р.

10. Jung C.G. Archetypes and the Collektive Unconsciolus. Princeton: Princeton university press, 1958. 287 р.

11. Егорычева И.Д. Самореализация как деятельность (к постановке проблемы) // Мир психологии. 2005. № 3. С. 11-33.

12. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл, 1997. С. 156-177.

13. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб.: Речь, 2005. 222 с.

14. Костакова И.В. Психологические особенности самореализации личности студентов // Самореализация личности с ограниченными возможностями в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тольятти: ТГУ, 2010. С. 155-160.

15. Кудинов С.И. Системные исследования самореализации личности. Тольятти: ТГУ, 2011. 235 с.

16. Maslow A.H. Toward a Psychology of Being. New York: Litton Education Publishing, 1968. 240 p.

17. Frankl V. The Doctor and the Soul. New York: Knopf, 1955. 280 p.

18. Палык Н.В. Духовная личностная направленность как фактор гармонизации характера в юношеском возрасте // Национальный психологический журнал. 2015. № 1. С. 88-95.

19. Щукина М.А. Проблема саморазвития личности в парадигме культурно-исторической психологии // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 6. № 4. С. 81-92.

20. Щукина М.А. Cтадия лиминальности в саморазвитии личности // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2017. Т. 27. № 1. С. 45-51.

21. Кудинов С.И., Кудинов С.С. Психодиагностика личности. Тольятти: ТГУ, 2012. 270 с.

22. Ежов И.В. Методика исследования духовно-нравственного самосознания личности в педагогической сфере // Мир психологии. 2008. № 2. С. 156-166.

23. Славинская И.С., Наследов А.Д., Дворецкая М.Я. Разработка методики диагностики нравственных ориентаций Современные исследования социальных проблем // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 1. С. 3-26.


Рецензия

Для цитирования:


Костакова И.В., Бергис Т.А. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ГАРМОНИЧНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2019;(1):62-68. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-1-62-68

For citation:


Kostakova I.V., Bergis T.A. THE SPIRITUAL AND MORAL DETERMINANTS OF HARMONIOUS PERSONAL SELF-FULFILLMENT OF THE UNIVERSITY STUDENTS. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2019;(1):62-68. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-1-62-68

Просмотров: 28


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)