Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭТНОМЕНТАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОСТРОЕНИЯ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ В МОЛОДОМ ВОЗРАСТЕ

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-1-93-98

Полный текст:

Аннотация

В статье изложены результаты исследования влияния этнического менталитета молодежи на построение в молодом возрасте системы жизненных планов на перспективу. Жизненная модель будущего представлена как совокупность ценностей, смыслов, представлений относительно направленности своей жизни, а также с учетом собственной гендерной характеристики. Гендер как фактор построения модели перспективного будущего рассматривается в контексте традиционной нормативной характеристики (юноши – маскулинные, а девочки – фемининные). Моделирование жизненной перспективы представлено как решение комплексной психологической задачи. Данная задача решается в молодом возрасте личностью с учетом системы субъективных представлений о себе как о члене социальной и этнической общности одновременно. В молодом возрасте целостная программа жизненного будущего не может быть сформирована в отрыве от этноментальных представлений. Экспериментально подтверждено, что решающим при составлении личностью успешной ментальной программы своего жизненного будущего является умение интегрировать как современные социальные, так и традиционные этнические ценности. Выделены современные представления молодежи о роли семьи в структуре перспективных жизненных ожиданий.

Показано, что успешные программы жизненной перспективы характеризуются согласованностью этнического, социального, культурного, гендерного и личностного компонентов. При нарушении идентичности указанных компонентов программы перспективного будущего формируются массивные зоны внутриличностных конфликтов, содержание которых указывает на смыслы и ценности, в отношении которых нарушено интегративное единство ментальных, социальных, культурных и гендерных составляющих программы жизненной перспективы.

Об авторе

Илона Николаевна Некрасова
Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования, Донецк
Украина

кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой «Менеджмент образования и психология»



Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

2. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 161–165.

3. Абраменкова В.В. Идентификация-отвержение как механизм развития индивидуальности личности в онтогенезе // Психологические проблемы индивидуальности. Л.: Общество психологов, 1984. С. 75–78.

4. Гнатенко П.И., Кострюкова Л.О. Национальная психология: анализ проблем и противоречий. Киев: Наукова думка, 1990. 80 с.

5. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс (экспериментальная психология). СПб.: Издательство «ДНК», 2000. 528 с.

6. Бромлей Ю.В. Основные тенденции этнических процессов в современном мире // Советская этнография. 1982. № 2. С. 3–15.

7. Некрасова И.Н., Нагиева В. Проблеми дослідження гендерних аспектів етноментальних структур свідомості // Соціальна психологія. 2008. № 3. С. 27–38.

8. Душков Б.А. Актуальные проблемы этнической психологии // Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 5. С. 11–17.

9. Байрамов А.С. Этнопсихологические проблемы развития личности. Баку: АзГУ, 1985. 140 с.

10. Максименко С.Д. Генезис существования личности. Киев: КММ, 2006. 240 с.

11. Слюсаревський М.М. Ілюзії і колізії. Киев: Гнозис, 1998. 234 с.

12. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Просвещение, 1988. 375 с.

13. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000. 235 с.

14. Чебоксаров Н.Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах современных ученых // Советская этнография. 1967. № 4. С. 102–104.

15. Майерс Дж. Социальная психология. СПб.: Питер Ком, 2004. 688 с.

16. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. 92 с.

17. Поддьяков А.Н. Решение комплексных проблем в неклассической парадигме // Теория и методология психологии. Постнеклассическая перспектива: сборник статей. М.: Институт психологии РАН, 2007. С. 136–156.

18. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. 391 с.

19. Гулидов А.И., Наберухин Ю.И. Диалектика необходимого-случайного в свете концепции динамического хаоса // Философия науки. 2001. № 1. С. 33–46.

20. Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. 431 с.


 Статья ретрагирована 06.06.2020
Причина ретракции: Дублирование публикации в нескольких изданиях
Дополнительная информация о причинах ретракции:

Ретракция оформлена на основании решения редакции по причине наличия дублирующей публикации:

(Некрасова И.Н. Исследование особенностей этноментальной регуляции построения жизненной перспективы в молодом возрасте // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 180–184.).

Рецензия

Для цитирования:


Некрасова И.Н. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭТНОМЕНТАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОСТРОЕНИЯ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ В МОЛОДОМ ВОЗРАСТЕ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016;(1):93-98. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-1-93-98

For citation:


Nekrasova I.N. THE STUDY OF SPECIAL ASPECTS OF ETHNIC MENTAL REGULATION OF FORMATION OF PROJECT OF LIFE AT A YOUNG AGE. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2016;(1):93-98. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-1-93-98

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)