Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

ИССЛЕДОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-1-81-86

Полный текст:

Аннотация

В психологии проблема духовно-нравственной сферы личности является одной из актуальных и обусловлена, в первую очередь, массовыми и глобальными переменами как российского общества в целом, так и каждого человека в отдельности. Данная статья посвящена изучению и анализу психологических особенностей духовно-нравственного самосознания личности педагогов. Актуальность поднятой темы связана, на наш взгляд, с динамичными изменениями системы российского образования, ведущими за собой изменения в системе сознания и самосознания всех субъектов образовательного процесса: учеников, их родителей и, конечно, учителей. В опытно-экспериментальной работе использовалась методика исследования духовно-нравственного самосознания личности И.В. Ежова. В выборку исследования вошли учителя, осуществляющие педагогическую деятельности в школах г. о. Тольятти в количестве 61 человека. В статье раскрываются психологические особенности духовно-нравственного самосознания личности педагогов: ответственность, целеустремленность, эмпатия, духовно-нравственная направленность в деятельности и взаимодействии с другими людьми, низкая уверенность в себе и своих силах, внешняя детерминированность своего личностного и профессионального развития. Раскрыт и проанализирован каждый компонент духовно-нравственного самосознания педагогов: когнитивно-онтологический, мотивационно-ценностный, отношенческо-поведенческий и самооценочный. Также охарактеризованы типы самосознания педагогов на основе доминирующего представления о субъектном «Я»: эго-прагматическое самосознание, личностное духовное самосознание и религиозное самосознание личности. У учителей, принимавших участие в данном исследовании, доминирующим типом духовно-нравственного самосознания является личностное духовное самосознание. Эго-прагматическое самосознание выражено в меньшей степени. Анализ возрастных особенностей духовно-нравственного самосознания педагогов, позволил раскрыть изменения компонентов духовно-нравственного самосознания личности с возрастом и профессиональным педагогическим стажем.

Об авторах

Сергей Иванович Кудинов
Российский университет дружбы народов, Москва
Россия

доктор психологических наук, профессор кафедры «Социальная и дифференциальная психология»



Софья Сергеевна Белоусова
Российский университет дружбы народов, Москва
Россия

аспирант кафедры «Социальная и дифференциальная психология»



Список литературы

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 23 с.

2. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. М.: Фолио, 2003. 160 с.

3. Миронов В.В. Философия. М.: Норма, 2005. 673 с.

4. Журавлева Н.А. Ценностные ориентации личности в изменяющемся российском обществе // Психологический журнал. 2012. № 1. С. 30–39.

5. Зеньковский В.В. Социальное воспитание, его задачи и пути. М.: Академия, 1996. 91 с.

6. Рубинштейн М.М. Проблема учителя, его психология и образование. М.: Моск. акц. изд. тип. «Красной газеты» им. Володарского, 1927. 173 с.

7. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М.: Педагогика, 1979. 304 с.

8. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Институт практической психологии, 1995. 356 с.

9. Кон И.С. Словарь по этике. М.: Политиздат, 1981. 435 с.

10. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 288 с.

11. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. М.: Знание, 1985. 65 с.

12. Муздыбаев К. Психология ответственности. СПб.: Наука, 1983. 240 с.

13. Знаков В.В. Психология понимания правды. СПб.: Алетейя, 1999. 281 с.

14. Немов Р.С. Общие основы психологии. М.: ВЛАДОС, 2003. 688 с.

15. Коваль Н.А. Духовность личности в историко-методологическом аспекте // Акмеология. 2004. № 1. С. 8–10.

16. Коваль Н.А. Подходы к психологической интерпретации «духовности» // Вестник Тамбовского государственного университета. 1998. № 1. С. 33–39.

17. Коваль Н.А. Социально-психологические основы духовности личности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 8. С. 23–28.

18. Коростылёва Л.А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности : дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2001. 398 с.

19. Кудинов С.И. Полисистемная концепция самореализации личности // Дизайн и Технологии. 2014. № 41. С. 114–121.

20. Ежов И.В. Методика исследования духовно-нравственного самосознания личности в педагогической сфере // Мир психологии. 2008. № 2. С. 156–167.


Рецензия

Для цитирования:


Кудинов С.И., Белоусова С.С. ИССЛЕДОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016;(1):81-86. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-1-81-86

For citation:


Kudinov S.I., Belousova S.S. STUDY OF SPIRITUAL AND ETHICAL SELF-AWARENESS OF THE TEACHER PERSONALITY. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2016;(1):81-86. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-1-81-86

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)