Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

УПРАЖНЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-1-63-66

Полный текст:

Аннотация

Актуальность выбранного для исследования вопроса связана с необходимостью учитывать достижения смежных наук – морфологии, психологии и дидактики – для определения теоретических сведений о частях речи, для выявления умений и навыков, которые будут формироваться при выполнении отдельных упражнений. Рассмотрены различные классификации упражнений. Авторами охарактеризованы языковые, творческие и  комплексные упражнения как наиболее эффективные в овладении теоретическими сведениями о морфологической системе и развитии творческого мышления обучающихся. В статье уточнена важность системного представления о функционировании изучаемых частей речи в языке и речи и их коммуникативной значимости. Показаны возможности использования элементов занимательности в процессе работы, которые создают основу для развития логического мышления студентов. Представлены показатели сформированности лингвистической компетенции студентов: осознанное восприятие теоретических сведений о системе морфологических явлений родного языка, умение системно их анализировать и обобщать, употреблять в составлении собственных речевых высказываний. Особое значение уделено включению в содержание текста познавательного материала, служение его нравственному воспитанию обучающихся и соответствие нормам литературного языка. По результатам проведенного исследования сделан вывод о том, что увеличение объема и трудности заданий должно осуществляться поэтапно в соотвествии с целями и задачами формирования и развития умений и навыков. Обоснована необходимость подачи языкового материала в форме осмысленных текстов, которые рассматриваются в статье как дидактическая единица, соединяющая в себе познание системы литературного языка с правилами речевого общения. 

Об авторах

Чулпан Мухаррамовна Харисова
Казанский федеральный университет, Казань
Россия

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры татарского языкознания



Гульнара Расиховна Шакирова
Казанский федеральный университет, Казань
Россия

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры татарского языкознания



Фираз Фахразович Харисов
Казанский федеральный университет, Казань
Россия

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры татарского языкознания



Список литературы

1. Валиуллина З.М. О классификации слов по частям речи // Вопросы языкознания. 1976. № 2. С. 27–39.

2. Юсупова З.Ф. К вопросу о системе упражнений по изучению именных частей речи в функционально-семантическом аспекте // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 6. С. 179–182.

3. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания). СПб.: Златоуст, 1999. 472 с.

4. Бондарко А.В. Теория морфологических категорий и диалектологические исследования. М.: Языки славянских культур, 2005. 624 с.

5. Салистра И.Д. О принципах опоры на родной язык учащихся в процессе обучения иностранному языку // Педагогика. 1953. № 3. С. 28–30.

6. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 185 с.

7. Шакирова Л.З., Сабаткоев Р.Б. Методика преподавания русского языка (на материале национальных школ). Казань: Магариф, 2003. 376 с.

8. Успенский М.Б. Совершенствование методов и приемов обучения русскому языку в национальной школе. М.: Педагогика, 1979. 129 с.

9. Shakurova M.M., Mirzagitov R.H. Linguistic analysis of the Tatar language textbooks for non-Russian students // Life Science Journal. 2014. № 11. P. 674–677.

10. Закиев М.З. Классификация частей речи и аффиксов в тюркских языках // Советская тюркология. 1973. № 6. С. 58–67.

11. Харисова Ч.М. Татар телендә сүзләрне төркемләү принциплары // Millimәdәniәt. Afyonkarahisar-Qazan. Казань: КФУ, 2014. С. 155–157.

12. Гальперин П.Я. Информативность единиц языка. М.: Высшая школа, 1974. 175 с.

13. Kharisova Ch.M., Kharisov F.F., Shakirova G.R. Psycho-pedagogical basis of mother-tongue education // Journal of language and literature. 2015. Vol. 6. № 3. P. 155–158.

14. Шайхутдинова Г.И. Научные основы организации самостоятельной работы на уроках татарского языка. Казань: Школа, 2007. 200 с.

15. Yusupov R.A., Aydarova S.H., Sagdieva R.К., Harisova G.F. Improving efficiency of teaching the Tatar language to a foreign audience // International education studies. 2015. Vol. 8. № 5. P. 158–164.

16. Тумашева Д.Г. Хәзерге татар әдәби теле: морфология. Казань: КДУ, 1978. 246 с.

17. Юсупова З.Ф. Художественный текст как единица культуры: лингвометодический аспект // Филология и культура. 2014. № 4. С. 229–234.

18. Саяхова Л.Г. Связный текст как учебная единица на уроках русского языка. Уфа: Китап, 1987. 129 с.

19. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. М.: Флинта, 1998. 176 с.

20. Nurova L.A., Kharisov F.F. Modern information and communication technologies for Tatar language classes // Social Sciences (Pakistan). 2015. T. 10. № 4. P. 438–443.


Рецензия

Для цитирования:


Харисова Ч.М., Шакирова Г.Р., Харисов Ф.Ф. УПРАЖНЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016;(1):63-66. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-1-63-66

For citation:


Kharisova C.M., Shakirova G.R., Kharisov F.F. EXERCISE AS THE TOOL FOR DEVELOPMENT OF LANGUAGE COMPETENCE OF THE STUDENTS. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2016;(1):63-66. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-1-63-66

Просмотров: 72


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)