Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-1-52-56

Полный текст:

Аннотация

Актуальность выбранного для исследования вопроса напрямую связана с протекающим в сегодняшние дни процессом социализации личности ребенка в современном мире.  Преодоление последствий насилия над ребенком посредством организации различных творческих видов деятельности, направленных на гармонизацию детско-родительских отношений, развитие компесанторных механизмов, помогающих ребенку осознать происходящее и изменить отношение к стрессовым событиям, является приоритетным направлением воспитательной работы педагога с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

Проблема преодоления последствий насилия над детьми неоднократно рассматривалась в трудах видных представителей отечественной и зарубежной педагогики. Путем сравнения и сопоставления мнений различных авторов был создан авторский подход к организации коррекционно-развивающей работы педагога с детьми, переживших насилие, представленный в работе. В статье уточнена сущность художественного творчества, способствующего «проживанию» травмирующей ситуации, динамическому развитию эмоционально-чувственной сферы личности, восстановлению психического равновесия. В рамках педагогической технологии определены основные этапы совместной деятельности взрослого и ребенка, содержание которых включало использование свободного сочетания различных видов, поэтического, изобразительного, музыкального, игрового видов искусств, а также ведущие методы, с учетом принципов индивидуализации, дифференциации оптимальной реализации диалогического общения. В статье отмечено, что моделирование дисгармоничной ситуации в процессе творческой деятельности занимает особое место в исследовании кризисных, посттравматических ситуаций. Доказано также, что раскрытие символических значений художественных образов содействует осознанию и изменению отношения личности к актуальным и прошедшим  событиям, принятию ответственности за собственную жизнь. По результатам проведенного исследования установлено, что преодоление последствий насилия над ребенком возможно при реализации гуманистической идеологии путем установления доверительных уважительных субъект-субъектных отношений между ребенком и родителями. Это должно стать перспективным направлением дальнейшего исследования вопросов социализации личности в современных условиях межличностных коммуникаций.

Об авторе

Евгения Владимировна Пчелинцева
Ивановская государственная медицинская академия, Иваново
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психология и педагогика», докторант



Список литературы

1. Введение в культурологию / под ред. Е.В. Попова. М.: Владос, 1995. 336 с.

2. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. 656 с.

3. Локк Дж. Мысли о воспитании. М.: К.И. Тихомиров, 1913. 238 с.

4. Руссо Ж. Ж. Эмиль, или о воспитании. СПб.: Школа и жизнь, 1912. 491 с.

5. Толстой Л.Н. Путь жизни. М.: Республика, 1993. 431 с.

6. Толстой Л.Н. Не могу молчать. М.: Советская Россия, 1985. 525 с.

7. Ребенок в мире культуры. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. 558 с.

8. Фельдштейн Д.И. Психологическое развитие личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. 208 с.

9. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми. М.: Дом, 1993. 216 с.

10. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. М.: ИТПИМИО, 1993. 210 с.

11. Таранова Т.Н. Методологические основы проектирования культурно-образовательного пространства // Вестник университета (Государственный университет управления). 2009. № 22. С. 101–104.

12. Фирсов М.В. История социальной работы. М.: Владос, 2007. 608 с.

13. Субботинский Е.В. Ребенок открывает мир: книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1991. 207 с.

14. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. М.: Педагогика, 1981. 144 с.

15. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: Владос, 2003. 160 с.

16. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. М.: Юрайт, 2015. 424 с.

17. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. Ростов н/Дону: РПУ, 1997. 120 с.

18. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Просвещение, 1982. 208 с.

19. Римашевская Л.С. Роль эмоционально-коммуникативного компонента в развитии сотрудничества дошкольников со сверстниками // Перспективы развития дошкольного и начального образования: материалы межвузовской научно-практической конференции. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. С. 20–22.

20. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. 367 с.

21. Корчагин В.Н., Корчагина Л.Н. Социально-психологическая реабилитация детей, пострадавших от жестокого обращения, и его профилактика в условиях образовательно-воспитательных организаций // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6. С. 93–98.

22. Овчинникова И.В., Пчелинцева Е.В. Воспитание творческой направленности личности детей, переживших насилие на основе моделирования проблемно-поисковых ситуаций // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1. С. 166–169.

23. Шафигуллина Л.Р. Правозащитные женские организации республики татарстан: аспекты деятельности кризисных центров // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 36–39.

24. Репецкая А.Л., Зырянова Ю.В. Технологии восстановительного правосудия как мера специально-криминологического предупреждения насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних членов семьи // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4. С. 286–292.

25. Ситников В.П. Образ ребенка в сознании детей и взрослых. СПб.: Химиздат, 2001. 288 с.

26. Сакулина Н.П. Игра и формирование художественного образа // Дошкольное воспитание. 1964. № 4. С. 69–71.

27. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М.: Просвещение, 1986. 210 с.


Рецензия

Для цитирования:


Пчелинцева Е.В. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016;(1):52-56. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-1-52-56

For citation:


Pchelintseva E.V. PRINCIPAL DIRECTIONS OF EDUCATIONAL WORK ON OVERCOMING THE CONSEQUENCES OF CHILD ABUSE. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2016;(1):52-56. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-1-52-56

Просмотров: 13


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)