Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-1-46-51

Полный текст:

Аннотация

Данная статья посвящена рассмотрению такого феномена современного образования, как поддерживающая образовательная среда. Дается определение понятиям «образовательная среда», «поддерживающая образовательная среда» и делается попытка уточнения этих понятий. Проводится обзор отечественной педагогической литературы, посвященной изучению данной проблемы. Очерчивается круг научных проблем, в рамках которых ведутся исследования поддерживающей образовательной среды. В статье выделяются основные параметры качества, присущие поддерживающей образовательной среде: модальность, широта, осознанность, интенсивность и обобщенность. Рассматриваются особенности поддерживающей образовательной среды, цели ее создания и предназначение, которое видится в первую очередь в повышении качества постдипломного педагогического образования учителей, в формировании такого свойства личности учителя, как андрагогическая субъектность. Среди организационных особенностей поддерживающей образовательной среды выделяют технологии обучения взрослых, построенных на андрагогической модели обучения, в которой ведущая роль отводится взрослому обучающемуся как организатору своего обучения в ситуации повышения квалификации; предлагается описание таких современных технологий, как технология сторителлинга, диалектического обучения, позиционного обучения и пр. В статье подчеркивается значимость определенных позиций участников поддерживающей образовательной среды института развития образования: андрагогической позиции педагогов и андрагогической субъектности учителей-слушателей, которая определяется эффективностью качества образовательного процесса. Говорится о том, что андрагогическая позиция педагога выражается во включенности педагога в сопровождение обучения учителей-слушателей, позиция же учителя-слушателя характеризуется его активностью и самостоятельностью учителя в учебной деятельности. Утверждается роль поддерживающей образовательной среды в повышении качества постдипломного педагогического образования.

Об авторах

Светлана Анатольевна Пилюгина
Саратовский областной институт развития образования, Саратов
Россия

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Теория и методика обучения и воспитания»



Наталия Григорьевна Чанилова
Саратовский областной институт развития образования, Саратов
Россия

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Теория и методика обучения и воспитания»



Ирина Анатольевна Ушакова
Саратовский областной институт развития образования, Саратов
Россия

старший преподаватель кафедры «Теория и методика обучения и воспитания»



Список литературы

1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2011. 365 с.

2. Рубцов В.В. Проектирование развивающей образовательной среды школы. М.: МГППУ, 2013. 224 с.

3. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. М.: Смысл, 2014. 230 с.

4. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М.: Сентябрь, 2015. 180 с.

5. Улановская И.М., Поливанова Н.И., Ермакова И.В. Образовательная среда вуза и интеллектуальное развитие студентов // Экспериментальные площадки в московском образовании. М.: Академия, 2014. 212 с.

6. Чанилова Н.Г., Пилюгина С.А., Мигунова Е.А., Ушакова И.А. Современный урок. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2015. 82 с.

7. Тубельский А.Н. Экспертиза инновационной школы // Инновационные движения в российском школьном образовании. М.: Просвещение, 2009. 232 с.

8. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школы. Вып. 7. М.: Инноватор, 2013. С. 66–84.

9. Рубцов В.В. Развитие образовательной среды региона. М.: Педагогика, 2014. 216 с.

10. Тубельский А.Н. Экспертиза инновационной образовательной среды // Инновационные движения в российском школьном образовании. М.: Просвещение, 2015. 232 с.

11. Менг Т.В., Лабунская Н.А. Образовательная среда: подходы к раскрытию понятия // Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития. СПб.: Питер, 2011. C. 19–21.

12. Шевелев А.Н. Социально-политическая история образования как составная часть историко-педагогического понимания категории «образовательная среда» // Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития. СПб.: ЛОИРО, 2001. C. 24–30.

13. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: Педагогика, 2013. 220 с.

14. Тряпицына А.П. Теория проектирования образовательных программ // Петербургская школа: теория и практика формирования многовариантной образовательной школы. СПб.: Речь, 1994. С. 37–46.

15. Раудсепп М. Субъект и поддерживающая среда // Средовые условия развития. СПб.: Научная жизнь, 2015. C. 67–89.

16. Панов В.И. Введение в экологическую психологию. М.: МНЭПУ, 2014. 144 с.

17. Черноушек М. Психология жизненной среды. М.: Просвещение, 2009. 210 с.

18. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 2015. 210 с.

19. Пилюгина С.А. Особенности андрагогической субъектности учителя: сущность и структура // Казанский педагогический журнал. 2012. № 2. С. 48–57.

20. Андросова Ю.В. Ценности и их место в структуре мировоззрения современного учителя и ученика // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 7–9.

21. Гирка И.В. Формирования профессиональной компетентности у будущих учителей информатики в процессе профессиональной подготовки // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2. С. 42–45.

22. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3. С. 25–27.

23. Хренова В.В. Структура предметной компетентности учителя технологий профильной школы как научная проблема // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 116–119.

24. Кондаурова И.К. Подготовка будущих учителей к интеграции урочной и внеурочной деятельности детей в условиях ФГОС // Карельский научный журнал. 2015. № 3. С. 13–14.

25. Шуляр В.И. Акмеологические основы развития компетентности учителя-словесника и ученика-читателя // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1. С. 35–40.

26. Кондаурова И.К. Подготовка будущих учителей к реализации дополнительного образования детей в контексте требований профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3. С. 22–24.

27. Сорокина И.В. Методическая компетентность учителя как условие его профессионализма и мастерства // Самарский научный вестник. 2014. № 4. С. 114–116.

28. Примакова В.В. Профессионализация учителей начальной школы в условиях последипломного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 55–58.

29. Пилюгина С.А. Формирование андрагогической субъектности учителя. Тольятти: ТГУ, 2014. 192 с.


Рецензия

Для цитирования:


Пилюгина С.А., Чанилова Н.Г., Ушакова И.А. ОСОБЕННОСТИ ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016;(1):46-51. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-1-46-51

For citation:


Pilyugina S.A., Chanilova N.G., Ushakova I.A. CHARACTERISTICS OF SUPPORTING EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE INSTITUTE OF DEVELOPMENT OF EDUCATION. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2016;(1):46-51. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-1-46-51

Просмотров: 11


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)