Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-1-48-55

Полный текст:

Аннотация

На современном этапе развития общества система образования переживает этап активной модернизации, что, в свою очередь, предъявляет ряд новых требований к преподавателям, таких как компетентность в рамках своей сферы деятельности, педагогическое мастерство, а также заинтересованность и профессиональная мотивированность, максимальное включение в педагогический процесс и самореализация в новых условиях трудовой деятельности. Актуальность исследования взаимосвязи профессиональной мотивации и синдрома эмоционального выгорания педагогов обусловлена высокой социальной значимостью их профессиональной деятельности. В статье предпринята попытка поиска психологических условий предупреждения возникновения синдрома эмоционального выгорания педагогов. На основании результатов корреляционного анализа в качестве такого условия предлагается рассматривать профессиональную мотивацию личности. В проведенном исследовании участвовали преподаватели общеобразовательных школ г. о. Тольятти в количестве 82 человек от 24 до 65 лет. Половое соотношение в выборке выражается в сочетании 62 женщин и 20 мужчин. Полученные данные свидетельствуют о существовании достоверных прямых и обратных взаимосвязей между выраженностью таких явлений, как синдром эмоционального выгорания и мотивационно-потребностная сфера в педагогической деятельности преподавателей. Так, установка личности педагога в первую очередь на эгоизм, деньги способствует формированию и развитию синдрома эмоционального выгорания, его фаз и симптомов. Внешняя мотивация выбора и в последующем ее реализация в педагогической деятельности способствует тому, что у учителя формируются симптомы эмоционального выгорания. Чем выше у педагога мотивация достижения, тем в меньшей степени формируются симптомы эмоционального выгорания.

Об авторах

Г. А. Виноградова
Тольяттинский государственный университет
Россия


С. М. Харитонов
Тольяттинский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Бабинцева Л.Н. Развитие социально-психологической компетентности как ресурс профилактики «эмоционального выгорания» у педагогов // Педагогический имидж. 2017. № 3. С. 118-125.

2. Жеребкина В.Ф., Сиврикова Н.В. Взаимосвязь эмоционального выгорания педагогов с их удовлетворенностью различными сторонами образовательного процесса // Вестник ВЭГУ. 2017. № 5. С. 60-67.

3. Горбушина А.В., Федосимова Д.А. Особенности эмоционального выгорания у педагогов с разным стажем профессиональной деятельности // Мир педагогики и психологии. 2017. № 8. С. 116-125.

4. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008. 544 с.

5. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 90-101.

6. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. СПб.: Сударыня, 2009. 278 с.

7. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М.: Аспект Пресс, 1998. 517 с.

8. Джексон П. Импровизация в тренинге. СПб.: Питер, 2002. 256 с.

9. Saboori F., Pishghadam R. English Language Teachers’ Burnout Within the Cultural Dimensions Framework // Asia-Pacific education researcher. 2016. Vol. 25. № 4. P. 677-687.

10. Водопьянова Н.Е., Никифоров Г.С. Теоретические аспекты профилактики и коррекции профессионального выгорания // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2013. № 2. С. 4-14.

11. Ghanizadeh A., Jahedizadeh S. EFL teachers’ teaching style, creativity, and burnout: A path analysis approach // Cogent Education. 2016. Vol. 3. P. 1-17.

12. Merida-Lopez S., Extremera N. Emotional intelligence and teacher burnout: A systematic review // International Journal of Educational Research. 2017. Vol. 85. P. 121-130.

13. Усманова М.Н., Бафаев М.М., Остонов Ш.Ш. Симптомы эмоционального выгорания современного педагога // Наука. Мысль. 2014. № 10. С. 23-32.

14. Компан Е.Ю., Костина Н.В. Факторы формирования и развития синдрома профессионального угасания // Ежегодник Российского психологического общества: материалы III Всероссийского съезда психологов. СПб.: СПбГУ, 2003. Т. 4. С. 335-337.

15. Каяшева О.И. Перфекционизм как фактор развития синдрома эмоционального выгорания преподавателей высшей школы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2018. № 4. С. 64-70.

16. Костин Е.Ю. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2013. № 2. С. 40-44.

17. Катцова А.П. Особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов, работающих в школах при больницах // Человеческий капитал. 2017. № 9. С. 98-102.

18. Алексеева Е.Е. Психологический тренинг профилактики эмоционального выгорания и профессиональной дезадаптации педагогов // Дошкольная педагогика. 2010. № 10. С. 52-57.

19. Перепелкина Л.К. Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов // Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск: Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2016. С. 121-124.

20. Черкашина Е.Ю., Высоцкая Н.В. Предварительные итоги исследования эмоционального выгорания педагогов высшей школы // Теория и практика общественного развития. 2015. № 18. С. 24-26.

21. Потемкина О.Ф., Романова Е.С. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1991. 164 с.

22. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. 255 с.

23. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. Курган: Курганский гос. ун-т, 2001. 210 с.


Рецензия

Для цитирования:


Виноградова Г.А., Харитонов С.М. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2019;(1):48-55. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-1-48-55

For citation:


Vinogradova G.A., Kharitonov S.M. THE INTERRELATION OF PROFESSIONAL MOTIVATION AND EMOTIONAL BURNOUT OF TEACHERS. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2019;(1):48-55. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-1-48-55

Просмотров: 53


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)