Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ МЕТАФОРИЧЕСКИХ ЗАГАДОК

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-1-9-13

Полный текст:

Аннотация

Проблема формирования речевой культуры старших дошкольников выступает одной из важнейших задач современного образования. В статье показана роль коммуникативных компетенций как инструмента социализации личности дошкольника, формирования психики и развития мышления в старшем дошкольном возрасте. М.Н. Аверина говорит о многоаспектности понятия «образность» в современной науке, подчеркивает, что эмоционально-экспрессивный оттенок выступает характерным признаком образной речи. В работе уделено внимание старшему дошкольному возрасту как наиболее сенситивному периоду формирования образной речи и понимания детьми старшего дошкольного возраста средств образности на материале метафорических загадок. Предметом исследования выступает процесс развития образности речи старших дошкольников на материале метафорических загадок. В статье проанализированы некоторые данные констатирующего эксперимента, который был направлен на изучение особенностей понимания и использования детьми старшего дошкольного возраста метафоры и других средств образности. Автор приводит результаты эксперимента, демонстрирующие характер затруднений при толковании метафор детьми, самостоятельном подборе метафоры для характеристики описываемого объекта. В частности, отмечены трудности в понимании переносных значений слов, осознание метафоры в тексте, понимание её иносказательного значения и сложности в создании собственных метафорических загадок. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что развитие образности речи у испытуемых детей недостаточно высокое. Вместе с тем отдельные случаи правильного интерпретирования метафор позволяют предположить, что формирование образности речи дошкольников допустимо на материале метафорических загадок. Непременным условием такого формирования выступает развитие лингво-мотивационного пространства через использование современных интерактивных методов и педагогических приёмов.

Об авторе

Мария Николаевна Аверина
Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Ульяновск
Россия

аспирант



Список литературы

1. Богуславская Н.В., Капинос В.И., Купалова А.Ю. Методика развития речи на уроках русского языка. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1991. 240 с.

2. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев: Киевская академия Евробизнеса, 1994. 288 с.

3. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. 5-е изд., испр. и доп. Назрань: Пилигрим, 2010. 486 с.

4. Голуб И.Б. Литературное редактирование. М.: Логос, 2010. 432 с.

5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Ю.Г. Русский язык и культура речи. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. 544 с.

6. Богданова Л.И. Стилистика русского языка и культура речи. Лексикология речевых действий. М.: Наука, 2011. 248 с.

7. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / под ред. Н.Н. Поддъякова, А.Ф. Говорковой. М.: Педагогика, 1985. 200 с.

8. Сапогова Е.Е. Вниз по кроличьей норе: метаморфоза и нонсенс в детском воображении // Вопросы психологии. 1996. № 2. С. 5–13.

9. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 424 с.

10. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 480 c.

11. Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка. СПб.: Наука, 1993. 246 с.

12. Федоров А.И. Образная речь. Новосибирск: Наука, 1985. 199 с.

13. Солодилова М.А. Метафора: когнитивные основы оценочности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 11. С. 118–123.

14. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. 2-е изд., испр. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.

15. Геворкян И.А. Когнитивная теория метафоры Эрла Маккормака // Филология и культура. 2012. № 1. С. 18–21.

16. Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка. М.: Флинта, 2008. 464 с.

17. Яшина В.И., Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей. М.: Академия, 2013. 448 с.

18. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. М.: Учпедгиз, 1957. 240 с.

19. Шадрина Л.Г., Семёнова Н.В. Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет. М.:ТЦ Сфера, 2012. 64 с.

20. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: ВЛАДОС, 2004. 288 с.


Рецензия

Для цитирования:


Аверина М.Н. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ МЕТАФОРИЧЕСКИХ ЗАГАДОК. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016;(1):9-13. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-1-9-13

For citation:


Averina M.N. SPECIAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF SPEECH IMAGERY OF SENIOR PRESCHOOLERS USING THE METAPHORICAL RIDDLES. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2016;(1):9-13. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-1-9-13

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)