Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

АНАЛИЗ ПЕРЕЖИВАНИЙ ФРУСТРИРУЮЩИХ СИТУАЦИЙ У ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ПАТРОНАТНОМ ВОСПИТАНИИ И ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ)

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-2-94-98

Полный текст:

Аннотация

Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей – актуальная проблема современного общества. При этом воспитание детей в традиционной модели опеки и попечительства, которой является детский дом, строится без учета адекватных психологических условий, обеспечивающих полноценное развитие детей. Данное исследование нацелено на раскрытие аспекта переживания фрустрирующих ситуаций детьми, находящимися на патронатном воспитании и воспитывающимися в детском доме. Результаты исследования позволяют утверждать ценность патронатного воспитания. Четко просматривается сглаживание реакций на фрустрирующие ситуации у детей, воспитывающихся в семье, показатели самооценки в данной группе также ближе к нормальным значениям. В качестве объекта исследования данной работы рассматривается фрустрация как психологический феномен, а переживание проблемных ситуаций у детей, оставшихся без попечения родителей, как предмет данного исследования. Выдвинуты следующие предположения: дети, воспитывающиеся в детском доме, характеризуются рядом особенностей в проявлении реакций на проблемную ситуацию в отличие от детей, находящихся на патронатном воспитании; имеется связь между характером преодоления проблемных ситуаций у детей, оставшихся без попечения родителей, и самооценкой.

Установлено, что дети, находящиеся в семье, менее болезненно реагируют на фрустрирующие ситуации, в большей степени воспринимают себя способными справится с проблемами, самооценка таких детей приближена к адекватной. Дети, воспитывающиеся в детском доме, имеют самооценку, близкую к завышенной, проблемные ситуации воспринимают как неизбежные и неподдающиеся контролю. Отмечается положительная роль патронатного воспитания для развития полноценной личности ребенка.

Об авторе

Алёна Михайловна Первитская
Курганский государственный университет, Курган
Россия

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Общая и социальная психология»



Список литературы

1. Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. 40 с.

2. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М.: Академия, 2004. 256 с.

3. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. М.: Дрофа, 2005. 254 с.

4. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи: детский дом: заботы и тревоги общества. М.: Педагогика, 1990. 160 с.

5. Первитская А.М. Анализ взаимосвязи эмоционально-волевой регуляции и особенностей преодоления критической ситуации у девочек-подростков // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2014. № 3. С. 56–58.

6. Первитская А.М. Эмоционально-волевая регуляция как средство преодоления проблемных ситуаций у девочек-подростков (сравнительный анализ девочек-подростков с «нормальным» и делинквентным поведением) // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2014. № 3. С. 137–143.

7. Духновский С.В. Влияние переживания критических ситуаций на развитие девиантного поведения подростков : автореф. дис. … канд. психол. наук. Казань, 2002. 22 с.

8. Духновский С.В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2003. 124 с.

9. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.

10. Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1975. Т. V. С. 15–109.

11. Child A.R., Waterhous I.K. Frustration and the quality of performance. I. A critique of the Barker, Dembo and Lewin experiment // Psychological review. 1952. Vol. 59. № 5. P. 351–362.

12. Hilgard E.R., Atkinson R.C. Introduction to psychology. New York: Brace & World, 1967. 686 p.

13. Janis I.L., Mahl G.P., Кagan J., Hоlt R.R. Personality. Dynamic, development, and assessment. New York: Harcourt, Brace & World, 1969. 859 p.

14. Kisker G.W. The disorganised personality. New York: McGraw Hill, 1972. 562 p.

15. Lewin К. The dynamic theory of personality. New York: McGraw Hill, 1935. 286 p.

16. Sarnoff A. Personality. Dynamic and development. New York: Wiley & Sons, 1962. 572 p.

17. Maslow A.H. Motivation and personality. New York: Harper & Brothers, 1954. 411 p.

18. Фрустрация: понятие и диагностика / сост. Л.И. Дементий. Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. 68 с.

19. Данилова E.Е. Детский тест «рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга. М.: Московский городской психолого-медико-социальный центр, 1992. 64 с.

20. Данилова Е.Е. Методика изучения фрустрационных реакций у детей // Иностранная психология. 1996. № 6. С. 69–81.


Рецензия

Для цитирования:


Первитская А.М. АНАЛИЗ ПЕРЕЖИВАНИЙ ФРУСТРИРУЮЩИХ СИТУАЦИЙ У ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ПАТРОНАТНОМ ВОСПИТАНИИ И ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ). Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016;(2):94-98. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-2-94-98

For citation:


Pervitskaya A.M. THE ANALYSIS OF FRUSTRATING SITUATIONS EXPERIENCE BY CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT (ON THE EXAMPLE OF CHILDREN BEING AT FOSTER CARE AND BROUGHT UP IN THE ORPHANAGE). Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2016;(2):94-98. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-2-94-98

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)