Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-2-83-87

Полный текст:

Аннотация

В связи с глобальными изменениями системы образования и введением Федерального государственного образовательного стандарта начального образования (ФГОС НО), новые акценты приобретает и проблема эмоционального развития детей младшего школьного возраста. Достижение ребенком младшего школьного возраста уровня сформированной эмоциональной культуры во всей совокупности ее компонентов к моменту завершения возрастного периода сегодня считается центральной задачей образовательной деятельности и главным системным возрастным новообразованием. Целостность эмоционального развития детей младшего школьного возраста также является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания детей в последующие возрастные периоды. Целью исследования стала диагностика когнитивного компонента эмоциональной культуры. Результаты исследования выявили признаки недостаточной сформированности когнитивного компонента эмоциональной культуры. Дети демонстрировали неадекватные реакции на предложенные эмоциональные ситуации, незрелось моральных чувств, испытывали затруднения в различении эмоций (страха, гнева и печали). Искаженное понимание эмоций окружающих может стать причиной неадекватного поведения детей и неблагоприятного эмоционального состояния. Более точная дифференциация эмоциональных состояний наблюдалась при выполнении задания с сюжетной картинкой. Адекватному восприятию и пониманию эмоциональных состояний других людей способствовал сюжет, контекст деятельности, благодаря чему дети легче определяли эмоции изображенных героев. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости разработки и апробации программы по формированию и развитию когнитивного компонента эмоциональной культуры.

Об авторах

Дарья Викторовна Жарова
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина, Нижний Новгород
Россия

кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и организационной психологии



Мария Юрьевна Шушерова
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Интеллект», г. Кстово
Россия

педагог дополнительного образования



Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования №373 от 6 октября 2009 года // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: миноборнауки.рф.

2. Зарезнова А.В. Эмоциональная культура как фактор эмоциональной регуляции личности //APRIORI. Серия: Гуманитарныенауки. 2014. №. 4. С. 1–9.

3. Середина Т.С. Эмоциональный интеллект и психологическая культура личности активных пользователей социальных сетей // Актуальные вопросы современной психологии: материалы Международной научной конференции. Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 89–92.

4. Романова О.М. Структура эмоциональной культуры// Психологическая культура человека: теория и практика. Саранск: МорГУ им Н.П. Огарева, 2012. С. 76–81.

5. Рыжов Д.М. Младший школьный возраст как сенситивный период развития эмоционального интеллекта // Среднее профессиональное образование. 2013. №2. С. 29–31.

6. Чакова И.Н. Эмоциональная культура и общение детей младшего школьного возраста // Практика коммуникативного поведения в социально- гуманитарных исследованиях: материалы II международной научно- практической конференции. Пенза: Социосфера, 2011. С. 5–8.

7. Возрастная психология: детство, отрочество, юность / под ред. В.С.Мухиной, А.А.Хвостова. М.: Академия, 2001. 432с.

8. Романова О.М. Особенности эмоциональной культуры младших школьников // Интеграция образования. 2010. №3. С. 89–93.

9. Романова О.М. Формирование эмоциональной культуры младших школьников// Вестник Балтийского Федерального университета им. И.Канта.Серия: Филология, педагогика, психология. 2010. № 10. С.41–47.

10. Карелина И.О. Педагогическое сопровождение ребенка в процессе развития у него понимания и вербализации эмоциональных состояний: дис. … канд. пед. наук. Ярославль, 2004. 208 c.

11. Колмогорова Л.С., Бычкова Е.Е. Особенности гуманистических идеалов и ценностей в различных поколениях младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2010.№3. С. 214–218.

12. Сергеева О.А. Способы воспитания эмоциональной культуры школьников // Молодой ученый. 2009. №4. С. 282–285.

13. Слуднова Н.В. Развитие эмоциональной культуры младших школьников как психолого-педагогическая проблема // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 8. С. 115–120.

14. Волгуснова Е.А. Взаимосвязь показателей тревожности и неуверенности у дошкольников и младших школьников // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Т. 21. № 1. С. 67–70.

15. Ульянова Н.С. Формирование эмоциональной культуры младших школьников на занятиях по изобразительному искусству: дис. … канд. пед. наук. Ижевск, 2006. 171 с.

16. Волгуснова Е.А. Особенности развития когнитивного компонента эмоциональной сферы дошкольников // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Т. 21. № 4. С. 51–54.

17. Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение, 1995. 291 с.

18. Жарова Д.В., Шушерова М.Ю. Диагностика уровня сформированности когнитивного компонента эмоциональной культуры детей младшего школьного возраста // Научные исследования: от теории к практике. 2016. № 1. С. 104–105.

19. Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 38–48.

20. Сергеева O.A. Эмоциональная культура и ее составляющие // Великий Волжский путь: человек, пространство, время, документ: сборник материалов 2-й Межрегиональной университетской научно-методической конференции. Ярославль: Литера, 2009. С. 18–21.


Рецензия

Для цитирования:


Жарова Д.В., Шушерова М.Ю. ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016;(2):83-87. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-2-83-87

For citation:


Zharova D.V., Shusherova M.Yu. THE STUDY OF COGNITIVE COMPONENT OF EMOTIONAL CULTURE OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2016;(2):83-87. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-2-83-87

Просмотров: 10


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)