Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-2-78-82

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению психологических аспектов развития коммуникативной толерантности у студентов педагогического вуза. Представлены основные подходы к определению толерантности и смысловому наполнению данного понятия в отечественной психологической науке. В статье представлено обобщенное определение коммуникативной толерантности как системообразующей характеристики, отражающей степень переносимости личностью неприятных или неприемлемых для неё психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию.

Автором осуществлён сравнительный анализ толерантных и интолерантных установок у студентов – будущих представителей социономического и сигномического типа профессий. В качестве методов исследования использованы организационные методы (в частности, сравнительный метод), психодиагностические методы и методы количественно-качественной (статистической) обработки данных. В результате проведённой психологической диагностики было выявлено, что студенты педагогического вуза, принявшие участие в исследовании, имеют средний уровень коммуникативной толерантности, который может проявляться в виде ситуативных, профессиональных и типологических толерантных и интолерантных установок. В работе статистически обосновано, что уровень общей коммуникативной толерантности у студентов – будущих представителей сигномического типа профессий в среднем выше, чем у студентов – будущих представителей социономического типа профессий. Однако часть студентов, представляющих сигномический тип профессий, на начальных этапах обучения проявляет такие интолерантные коммуникативные установки, как категоричность и нетерпимость в оценке других людей, что может затруднить их профессиональное взаимодействие. Особого внимания требуют к себе студенты, обучающихся по специальности «Социальная работа», у которых были выявлены такие интолерантные коммуникативные установки, как неумение или же нежелание понимать или принимать индивидуальные особенности других людей. Результаты исследования подтвердили актуальность диагностики и развития коммуникативной толерантности и отдельных интолерантных установок у студентов педагогического вуза для совершенствования их профессиональной подготовки.

Об авторе

Юлия Михайловна Власенко
Витебский государственный университет имени П.М. Машерова, Витебск
Россия

аспирант кафедры психологии



Список литературы

1. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности. 2001. № 1. С. 8–19.

2. Гриншпун И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сборник научно-методических статей. М.: МПСИ, 2003. С. 31–40.

3. Реан А.А. Психология изучения личности. СПб.: Издательство В.А. Михайлова, 1999. 288 с.

4. Лабунская В.А. Социально-психологические причины интолерантного общения // Век толерантности. 2001. № 3-4. С. 100–112.

5. Скрипкина Т.П. Доверие и толерантность: существуют ли границы? // Век толерантности. 2001. № 3-4. С. 42–52.

6. Солдатова Г.У. Толерантность и интолерантность – две грани межэтнического взаимодействия // Век толерантности. 2001. № 1. С. 131–137.

7. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости / отв. ред. А.Г. Асмолов. М.: Смысл, 2000. 73 с.

8. Третьяк В.Г. Психология толерантности и категория активности в теории интегральной индивидуальности // Общество и право. 2003. № 1. С. 77–81.

9. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2001. 112 с.

10. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2000. 416 с.

11. Гречко П.К. О границах толерантности // Свободная мысль XXI века. 2005. № 10. С. 173–182.

12. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. № 11. С. 46–54.

13. Баева Л.В. Толерантность: идея, образы, персоналии. Астрахань: Астраханский университет, 2009. 216 с.

14. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М.: Смысл, 2000. 255 с.

15. Психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

16. Гусаева К.Г., Магомедова Е.К. Толерантность как основа стабильности межнациональных и межконфессиональных отношений // Политика и общество. 2007. № 3. С. 27–32.

17. Нурлигаянова О.Б. Психологическое содержание педагогической толерантности как профессионально важного качества учителя : дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2006. 188 с.

18. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). Воронеж: МПСИ, 2003. 240 с.

19. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. 304 с.

20. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинъ, 1996. 472 с.

21. Шевандрин Н.И. Психодиагностика: коррекция и развитие личности. М.: ВЛАДОС, 2001. 512 с.

22. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2004. 392 с.


Рецензия

Для цитирования:


Власенко Ю.М. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016;(2):78-82. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-2-78-82

For citation:


Vlasenko Yu.M. SPECIAL ASPECTS OF DEMONSTRATION OF COMMUNICATIVE TOLERANCE OF THE STUDENTS OF VARIOUS SPECIALTIES. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2016;(2):78-82. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-2-78-82

Просмотров: 12


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)