Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-2-43-47

Полный текст:

Аннотация

Важным условием для формирования связной речи дошкольника является овладение языком как средством общения. Общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер. Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной речи, состоящей не из отдельных, не связанных друг с другом предложений, а представляющей собой связное высказывание: рассказ, сообщение, описание. Умение составлять различные типы текстов является одним из требований, предъявляемых государственными образовательными стандартами дошкольного образования к уровню речевого развития дошкольников, так как именно на уровне текста, являющегося реальной единицей речевого общения, происходит взаимодействие языка и мышления.

Проведен анализ проблемы речевого развития детей дошкольного возраста, в частности развития связного описательного высказывания детей младшего дошкольного возраста. Раскрыто содержание понятий «текст», «описание», «связное высказывание», «связная описательная речь» с позиций лингвистического и психологического подходов. Выделены функциональные и онтологические признаки текста, определяющие его как результат речетворческого процесса, а также вербальный, синтаксический, семантический параметры текста с точки зрения объекта и субъекта речевой деятельности. В работе дана характеристика описания как одной из форм связной монологической речи. Проанализированы существующие в литературе подходы к развитию связного описательного высказывания у дошкольников разных возрастных групп. Определено содержание работы с детьми по обучению их описанию на основе лингвистической характеристики описательного текста с выделением подготовительного, основного и завершающего этапов работы. Предложена методика обучения описанию детей младшего дошкольного возраста и приемы работы на каждом из этапов.

Об авторах

Ольга Витальевна Ефимова
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Росток», Ульяновск
Россия

учитель-логопед



Людмила Геннадьевна Шадрина
Ульяновский государственный педагогический университет, Ульяновск
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики



Список литературы

1. РФ. ФГОС Дошкольного образования: утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155. URL: director.edu54.ru/node/268046.

2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: КомКнига, 2007. 144 с.

3. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.И. Ярцева. М.: Большая российская энциклопедия, 2002. 709 с.

4. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Институт Психотерапии, 2001. 256 с.

5. Леонтьев А.А. Понятие текста в современной лингвистике и психологии // Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. Киев: Вища школа, 1979. С. 28–32.

6. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. СПб.: Питер, 2004. 432 с.

7. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи 3–7 лет. М.: Дошкольное детство, 2005. 296 с.

8. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. М.: Просвещение, 1966. С. 5–25.

9. Реферовская Е.А. Коммуникативная структура текста в лексико-грамматическом аспекте. М.: Эдиториал УРСС, 2007. 168 с.

10. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1984. 94 с.

11. Лебедева И.Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности // Специальное образование. 2011 № 4 С 138–166.

12. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л.А. Венгера. М.: Педагогика, 1986. 224 с.

13. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2007. 239 с.

14. Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания. М.: ВЛАДОС, 2005. 119 с.

15. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: ВЛАДОС, 2004. 288 с.

16. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 256 с.

17. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. М.: Просвещение, 2009. 76 с.

18. Шадрина Л.Г. Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4. С. 326–329.

19. Зрожевская А.А. Формирование связной описательной речи в средней группе детского сада : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1986. 24 с.

20. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 2000. 400 с.


Рецензия

Для цитирования:


Ефимова О.В., Шадрина Л.Г. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016;(2):43-47. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-2-43-47

For citation:


Efimova O.V., Shadrina L.G. THE DEVELOPMENT OF COHERENT DESCRIPTIVE SPEECH OF PRESCHOOL AGE CHILDREN. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2016;(2):43-47. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-2-43-47

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)