Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

ДИАГНОСТИКА ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-2-15-20

Полный текст:

Аннотация

Одной из проблем, с которой сталкивается любой исследователь феномена «учебно-исследовательской деятельности», является подбор или создание диагностического инструментария оценки достижения ее целей обучающимися. В связи с тем что диапазон целей, для достижения которых можно применить учебно-исследовательскую деятельность как форму учебной работы, очень широк, применение имеющегося в педагогической литературе инструментария крайне затруднено. Цель данной работы – разработка диагностического инструментария достижения целей учебно-исследовательской деятельности обучающимися. Основой разработки диагностического инструментария выступила процедура типологизации возможных целей учебно-исследовательской деятельности в образовательной организации высшего образования. В результате анализа нескольких Федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Тыловое обеспечение» и среднего профессионального образования по специальностям «Технология молока и молочных продуктов», «Экономика и бухгалтерский учет» были выделены три группы целей: стратегические – конечные цели применения в рамках всего образовательного процесса, оперативные – цели применения в рамках преподавания отдельной учебной дисциплины, тактические – цели применения в рамках конкретного занятия. Исходя из этого определены критерии и показатели их оценки: личностный, характеризующий достижение стратегических целей учебно-исследовательской деятельности, в показателях отражающий содержание «общекультурных компетенций»; функциональный, характеризующий достижение тактических целей учебно-исследовательской деятельности, в показателях отражающий предметное назначение в учебно-воспитательной работе; операциональный, характеризующий достижение оперативных целей учебно-исследовательской деятельности, в показателях отражающий содержание конкретных требований, необходимых для проведения исследовательской деятельности, разработан необходимый инструментарий – опросный лист эксперта, анкета для обучающихся. Надежность и валидность последних проверена в ходе пилотного исследования, проведенного на базе Вольского военного института материального обеспечения.

Об авторе

Ольга Анатольевна Валеева
Саратовская государственная юридическая академия, Саратов
Россия

аспирант кафедры английского языка, теоретической и прикладной лингвистики



Список литературы

1. Белых С.Л. Управление исследовательской деятельностью студента. Ижевск: УдГУ, 2008. 72 с.

2. Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сборник статей. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С. 44–50.

3. Болюк В.А., Мосин Е.Ф. Учебно- и научно-исследовательская работа студентов как фактор развития познавательной самостоятельности // Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся и студентов. Саратов: СГУ, 1979. С. 74–76.

4. Брызгалова С.И. Исследовательский метод обучения как способ развития учебно-исследовательской деятельности учащихся // Развитие учебно-исследовательской деятельности в системе дополнительного образования детей: доклады и сообщения. Калининград: КГУ, 2001. С. 10–19.

5. Букреева И.А., Евченко Н.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций // Молодой ученый. 2012. № 8. С. 309–312.

6. Леонтович А.В. Разговор об исследовательской деятельности: публицистические статьи и заметки. М.: Исследовательская работа школьников, 2006. 112 с.

7. Белоносова В.В. Учебно-исследовательская работа студентов как средство развития их творческой деятельности : дис. … канд. пед. наук. СПб., 2003. 196 с.

8. Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности // Дополнительное образование. 2002. № 8. С. 6–10.

9. Далингер В.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения дробей и действий над ними. Омск: ОмГПУ, 2007. 191 с.

10. Меньшикова Н.А. Учебно-исследовательская математическая деятельность в средней школе как фактор приобщения к будущей научной работе : дис. … канд. пед. наук. Ярославль, 2003. 173 с.

11. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование. 1999. № 10. С. 158–161.

12. Халатян К.А. Формирование творческих умений старшеклассников в учебно-исследовательской деятельности : дис. … канд. пед. наук. Владикавказ, 2011. 183 с.

13. РФ. ФГОС ВПО 080225 Тыловое обеспечение: квалификация (степень) специалист: приказ Министерства образования и науки от 23.03.2011 года № 84 // Министерство обороны Российской Федерации. URL: vamto.net/upload/download/qualification-requirements-cadet/%D0%9A%D0%A2%20080225.pdf.

14. РФ. ФГОС ВПО 030901 Правовое обеспечение национальной безопасности: квалификация (степень) специалист: приказ Министерства образования и науки от 17.01.2011 года № 39 // Министерство образования Российской Федерации. URL: edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11/prm39-1.pdf.

15. РФ. ФГОС СПО 064212 Технология молока и молочных продуктов: приказ Министерства образования и науки от 22.04.2014 года № 378 // Министерство образования Российской Федерации. URL: edu.ru.

16. РФ. ФГОС СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям): приказ Министерства образования и науки от 06.04.2010 года № 282 // Министерство образования Российской Федерации. URL: edu.ru.

17. Включенное наблюдение // Википедия: свободная энциклопедия. URL: ru.wikipedia.org/wiki/.

18. Гласс Дж., Стенли Ж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1979. 211 с.

19. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высшая школа, 1981. 237 с.

20. Данюшенков В.С., Коршунова О.В. Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни). М.: Просвещение, 2012. 58 с.


Рецензия

Для цитирования:


Валеева О.А. ДИАГНОСТИКА ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016;(2):15-20. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-2-15-20

For citation:


Valeeva O.A. DIAGNOSTICS OF ACHIEVING GOALS OF LEARNING AND RESEARCH ACTIVITY BY THE STUDENTS. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2016;(2):15-20. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-2-15-20

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)