Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

ДИДАКТИЧНОСТЬ АМПЛУА РОДИТЕЛЕЙ В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ АБХАЗОВ

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-2-9-14

Полный текст:

Аннотация

Данная статья посвящена рассмотрению роли родителей в воспитании детей с позиции абхазской народной педагогики. Приводятся причины национального своеобразия воспитания. Проводится обзор особенностей образа жизни, наиболее ярко демонстрирующих поведенческие различия отца и матери в воспитании детей, в распределении повседневных обязанностей, сложившихся и закрепившихся согласно спецификам народных обычаев, традиций и национального менталитета. Подобная дифференциация обусловлена не только природосообразностью, жизненной необходимостью, но и стремлением воспитать детей, несущих набор характеристик определенного этноса. Выполнить эту задачу, по мнению автора, под силу только родителям, придерживающимся в воспитании своих детей национально-культурных ценностей, духовного единения. Изучением подобных способов и методов обучающего воздействия на подрастающее поколение с применением воспитательного опыта предков занимается народная педагогика. В рамках исследования особенностей этнопедагогики абхазов была выявлена значимая роль как социума, так и семьи в деле формирования принципов народного воспитания. Естественным является тот факт, что именно в семье совершается наибольшее количество ошибок в воспитании, поскольку все общественные изменения отражаются на ней, соответственно, меняется и ее уклад. Согласно вышесказанному, актуальным является рассмотрение регламентированных и устоявшихся воспитательных амплуа отца и матери в абхазской народной педагогике. Новым и ранее не изученным является анализ моделей поведения отца и матери в абхазской семье с позиции этнопедагогики. В заключении автором приведены рекомендации и требования к родителям, существующие в абхазской народной педагогике, приемлемые благодаря своей мудрости и гуманности и в наши дни.

Об авторе

Марина Фёдоровна Анкваб
Абхазский государственный университет, Сухум
Абхазия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков



Список литературы

1. Анкваб М.Ф. Социальное воспитание в абхазской народной педагогике // Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия: труды XIV международной научно-практической конференции. Новосибирск: Educatio, 2015. С. 60–63.

2. Анкваб М.Ф. Первичная воспитательная среда в педагогике абхазского народа // Прорывные научные исследования как двигатель науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С. 164–170.

3. Мусханова И.В. Личный пример как базовая доминанта семейного воспитания чеченцев // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 2. С. 113–116.

4. Монахова Л.А. Роль воспитания детей в современной семье // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2013. Т. 4. С. 3036–3040.

5. Халиуллина В. Роль родителей в развитии ребенка и ошибки семейного воспитания // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2005. № S3. С. 112–114.

6. Шамба О.Б. Абхазские пословицы на русском и английском языках. Сухуми: Абхазский государственный университет, 2009. 140 с.

7. Валеева Р.А., Биктагирова Г.Ф. Проблемы семьи и семейного воспитания в трудах татарских просветителей Г. Буби и Р. Фахретдина // Образование и саморазвитие. 2015. № 1. С. 44–47.

8. Кузнецова Р.Ш. Женщина в старой и новой Абхазии: «Что нового?!» // Бюллетень: антропология, меньшинства, мультикультурализм. 2004. № 5. С. 56–89.

9. Гулиа Д.И. Сборник абхазских пословиц, загадок, скороговорок, омонимов и омографов, народных примет о погоде, заговоров и наговоров. Сухуми: Абгиз и АбНИИ АН СССР, 1939. 164 с.

10. Агрба В.Б. Абхазская поэзия и устное народное творчество. Тбилиси: Мецниереба, 1971. 158 c.

11. Квициния Ш.И., Касландзия В.А. Абхазские пословицы и их русские эквиваленты. Сухуми: АГУ, 2010. 24 с.

12. Бгажба Х.С. Абхазские сказки и пословицы. Сухуми: Издательско-полиграфическое объединение РА, 2003. 380 с.

13. Пименов В.А. Личный пример родителей как средство повышения физической активности детей // Инновационные тенденции развития системы образовании: сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Интерактив плюс, 2016. С. 286–289.

14. Васильев С.А., Петрова Т.Н. Личный пример и авторитет родителей как факторы эффективности физического воспитания детей // Состояние, опыт и перспективы развития физкультурного движения Якутии: сборник трудов региональной научно-практической конференции, посвященной 90-летию физкультурного движения в Российской Федерации. Киров: Международный центр научно-исследовательских проектов, 2014. С. 195–202.

15. Каюмова Х., Ульмасов Х. Когда в ответе родители // Вестник Педагогического университета. 2012. № 3-2. С. 175–176.

16. Токарева Ю.А. Родительское отношение отца и его роль в воспитании ребенка // Образование и наука. 2009. № 6. С. 70–77.

17. Хашба А.Ш. Современная семья в республике Абхазия // Абхазоведение: Археология. История. Этнология: сборник. Сухуми: АбИГИ, 2013. С. 275–297.

18. Рубцова С.В., Филатова Н.О. Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка // Инновационное реформирование экономики и общества в условиях глобальной нестабильности: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Саратов: Институт исследований и развития профессиональных компетенций, 2015. С. 190–192.

19. Богомолова М.И. Проблема семьи и семейного воспитания детей // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 1. С. 39–44.

20. Сиразетдинова Э.И. Януш Корчак и его концепция любви к детям // Молодежь и наука. 2014. № 3. С. 53–56.


Рецензия

Для цитирования:


Анкваб М.Ф. ДИДАКТИЧНОСТЬ АМПЛУА РОДИТЕЛЕЙ В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ АБХАЗОВ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016;(2):9-14. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-2-9-14

For citation:


Ankvab M.F. DIDACTICISM OF PARENTS’ ROLE IN FOLK PEDAGOGY OF ABKHAZIANS. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2016;(2):9-14. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-2-9-14

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)