Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

ПРОБЛЕМА ВИКТИМОГЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА В ФЕНОМЕНОЛОГИИ СИРОТСТВА: СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИЦИИ ЖЕРТВЫ

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-3-100-104

Полный текст:

Аннотация

Сиротство – сложная социально значимая проблема, разработка теоретических и прикладных аспектов которой находится в центре внимания многих современных научных исследований. В контексте интенсивных общественных трансформаций актуализировался научный интерес к анализу виктимогенного потенциала депривационных условий интернатного учреждения как фактора формирования и закрепления позиции жертвы у сирот. Высоковиктимный статус сирот определяет трудности их полноценной адаптации, интеграции, эффективного и полноценного личностно-социального функционирования, прежде после выпуска из интернатного учреждения/детского дома.

В настоящей статье представлены предпосылки формирования проблемы сиротства и виктимогенности депривационных условий. Отмечается роль травматичного опыта жизни в семье как условия формирования глубоких вторичных нарушений психофизического и психосоциального развития, определяющего наращивание виктимогенного потенциала сирот. Обобщены депривационные условия интернатного учреждения, влияние которых способствует активизации и закреплению установки на поведение жертвы: дефицит автономности, неумение планировать, делать выбор и принимать решение, дефицит внутренних ресурсов, опора на группу и др. В ходе теоретического анализа выделены психологические механизмы формирования позиции жертвы (нарушение психологических границ личности), ее функции в условиях интерната. Установлено, что последствия социальной депривации остаются на уровне глубинных личностных структур, жестко фиксируются в поведении и определяют своеобразие взаимодействия с внешним миром: нарушение социально-психологической адаптации; акцентирование личностных особенностей, определяющих трудности социального функционирования; сензитивность к негативному воздействию общественных процессов; закрытость; обособленность; рентные установки; различные формы девиантного поведения и др.

Об авторе

Екатерина Сергеевна Фоминых
Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург
Россия

кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии



Список литературы

1. Потепалов Д.В. Виктимологические проблемы детства в Древней Руси и Допетровской России (X–XVII вв.) // Педагогическое образование. 2007. № 1. С. 110–116.

2. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2007. 416 с.

3. Фирсанов М. Россия в цифрах: 2012-2013. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 140 с.

4. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот. СПб.: Изд-во С.-Петерб. университета, 2005. 628 с.

5. Бардышевская М.К. Развитие привязанности у эмоционально депривированных детей // Дефектология. 2006. № 1. С. 6–20.

6. Фоминых Е.С. Семья как фактор виктимизации детей с ограниченными возможностями здоровья // Клиническая и специальная психология. 2014. Т. 3. № 3. С. 1–12.

7. Порохнюк Е.В. Ведущие социальные факторы, оказывающие влияние на процесс трансформации традиционной модели семьи и брака: социологический аспект // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 1. С. 99–102.

8. Руденская Ю.Е. Факторы онтогенетической виктимизации личности в интерактивной системе семьи // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 180–183.

9. Грицай А.Г. Семьи группы риска в структуре типологий неблагополучных семей // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2009. № 3. С. 32–36.

10. Зарецкий В.К., Дубровская М.О., Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Пути решения проблемы сиротства в России. М.: Вопросы психологии, 2002. 207 с.

11. Одинцова М.А. Психология жертвы. Сказкотерапия для взрослых. Самара: Бахрах-М, 2012. 240 с.

12. Одинцова М.А. Типы поведения жертвы. Диагностика ролевой виктимности. Самара: Бахрах-М, 2013. 160 с.

13. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2007. 224 с.

14. Махнач А.В. Модель позитивной социализации человека через призму его жизнеспособности // У истоков развития: сборник научных статей. М.: ГБОУ ВО МГППУ, 2011. С. 67–81.

15. Нартова-Бочавер С.К., Астанина Н.Б. «Униженность и оскорбленность» как черта личности: феноменологический анализ позиции жертвы // Социальная психология и общество. 2014. № 2. С. 13–26.

16. Руденский Е.В. Депривационный виктимизм как социально-психологический механизм онтогенеза личной виктимности // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 1. С. 141–146.

17. Леви Т.С. Пространственно-телесная модель развития личности // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 1. С. 23–33.

18. Ослон В.Н. Проблемы сопровождения замещающей профессиональной семьи // Дефектология. 2006. № 1. С. 30–35.

19. Журлова И.В. Социально-педагогическая виктимология. Мозырь: УО МГПУ им. И.П. Шамякина, 2014. 172 с.

20. Фоминых Е.С. Психологические механизмы виктимности // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № 5. С. 116–120.


Рецензия

Для цитирования:


Фоминых Е.С. ПРОБЛЕМА ВИКТИМОГЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА В ФЕНОМЕНОЛОГИИ СИРОТСТВА: СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИЦИИ ЖЕРТВЫ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016;(3):100-104. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-3-100-104

For citation:


Fominykh E.S. THE ISSUE OF VICTIMOGENIC POTENTIAL IN THE ORPHANAGE PHENOMENOLOGY: SOCIAL DEPRIVATION AS A FACTOR OF FORMATION OF A VICTIM POSITION. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2016;(3):100-104. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-3-100-104

Просмотров: 12


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)