Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ ПЕДАГОГА И ЦЕННОСТНООБРАЗУЮЩИЕ КОНТЕКСТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-3-90-95

Полный текст:

Аннотация

В статье обосновывается методологическое единство конструктов «самодетерминация педагога» и «самодетерминация педагогической деятельности» с позиций субъектно-деятельностного и экзистенционально-гуманистического подходов к интерпретации субъект-субъектной аксиологической сущности педагогической деятельности в специфической обусловленности тенденциями современного образования.

Автор рассматривает приоритетные направления современного гуманистического образования в широком контексте личностно ориентированного (мотивационно-смыслового и ценностно порождающего) образования в условиях постоянно изменяющейся социокультурной ситуации.

Обсуждается феноменологическое содержание самодетерминации субъекта педагогической деятельности как имплицитно заданной характеристики профессиональной активности педагога, инициирующей созидательное творческое развитие и саморазвитие на основе гуманистических ориентаций сотрудничества, диалога, самовыражения, фасилитации, свободы выбора личности.

Автор отмечает важность анализа самодетерминации как целостного феномена педагогической деятельности на основе ценностей и смыслов субъект-субъектной парадигмы гуманистического образования, в котором самодетерминация находит свое воплощение в интенциональных, рефлексивных, регуляторных, поведенческих, атрибутивных характеристиках, сущностью которых является взаимосвязанность и взаимообусловленность процессов интериоризации и экстериоризации, выражающих специфику личностного, социального, образовательного, профессионального проявлений педагога.

Анализ феномена самодетерминации выполнен на основе приоритетных задач инновационного развития образования и педагогической деятельности. Особое внимание автор уделяет психолого-педагогическому анализу структуры самодетерминации субъекта педагогической деятельности, определяя компонентный состав базовых потребностей педагога на основе современных представлений о самодетерминации: профессионально-педагогической автономии, профессиональной компетентности педагога и субъект-субъектных отношений при взаимодействии с участниками образовательного процесса.

Подчеркивается, что самодетерминация педагога – это именно та профессиональная активность, которая трансформирует профессиональный облик педагога, определяя динамическую составляющую психологического содержания и социального контекста педагогической деятельности, направленную на преобразование как внутреннего мира педагога, так и окружающей социокультурной реальности.

Представлены различные научные точки зрения исследователей на проблему самодетерминации и проблему влияния самодетерминации на личностно-профессиональное развитие педагога. Дается оценка состояния проблемы самодетерминации в настоящее время. Делается вывод о том, что становление субъектности педагога и развитие самодетерминации педагогической деятельности является ключевым направлением теории и практики образования.

Об авторе

Елена Юрьевна Почтарева
Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург
Россия

аспирант кафедры психологии образования



Список литературы

1. Васягина Н.Н. Человек как субъект социокультурного пространства // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 7–15.

2. Почтарева Е.Ю. Психологическое содержание самодетерминации педагога // Общество и цивилизация. 2015. Т. 2. С. 80–84.

3. Levesque C., Zuehlke A.N., Stanek L.R., Ryan R.M. Autonomy and competence in German and American university students: a comparative study based on self-determination theory // Journal of Education Psychology. 2004. Vol. 96. № 1. P. 64–68.

4. Почтарева Е.Ю. Ценностно-смысловая сфера педагога в аспекте самодетерминации педагогической деятельности // Педагогическое образование в России. 2015. № 6. С. 193–197.

5. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development and well-being // American psychologist. 2000. Vol. 55. № 1. P. 68–78.

6. Deci E.L., Ryan R.M. The support of autonomy and control behavior // Journal of personality and social psychology. 1987. № 53. P. 1024–1037.

7. Reeves J., Nix G., Hamm D. Test models of self-determination in the experience needed to motivate action and mystery selection // Journal of educational psychology. 2003. Vol. 95. № 2. P. 375–392.

8. Deci E.L., Vallerand R.J., Pelletier L.G., Ryan R.M. Motivation and education: the self-determination perspective // Educational Psychologist. 1991. Vol. 3. № 26. P. 325–346.

9. Hardr P.L., Reeves J. Motivational model intentions of rural students to continue learning against the departure of the senior classes // Journal of educational psyshology. 2003. Vol. 95. № 2. P. 347–356.

10. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002. 480 с.

11. Брушлинский А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе // Психологический журнал. 1996. Т. 18. № 2. С. 18–32.

12. Чудновский В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 5. С. 3–12.

13. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

14. Ryan R.M., Connell J.P., Deci E.L. A motivational analysis of self-determination and self-regulation in education // Research on motivation in education. 1985. Vol. 2. P. 13–51.

15. Raven J. Toward professionalism in psychology and education // The Psychology of Education Review. 2012. Vol. 36. № 1. P. 3–18.

16. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. М.: Когито-Центр, 2001. 144 с.

17. Почтарева Е.Ю. Самодетерминация педагога как фактор становления субъектности обучающегося // Психолого-педагогические проблемы девиантного поведения личности: материалы Международной научно-практической конференции. Псков: Псковский государственный университет, 2015. С. 94–101.

18. Васягина Н.Н. К вопросу о социокультурном воспитательном пространстве // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 1. С. 143–148.

19. Васягина Н.Н. Самосознание как условие субъектного становления личности // Дисскусия. 2013. № 4. С. 94–104.

20. Почтарева Е.Ю. Ценностные предикторы самодетерминации субъекта педагогической деятельности // Наука, образование и инновации: сборник статей Международный научно-практической конференции. Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2016. С. 191–193.


Рецензия

Для цитирования:


Почтарева Е.Ю. САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ ПЕДАГОГА И ЦЕННОСТНООБРАЗУЮЩИЕ КОНТЕКСТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016;(3):90-95. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-3-90-95

For citation:


Pochtareva E.Yu. SELF-DETERMINATION OF A TEACHER AND VALUE-FORMING CONTEXTS OF EDUCATIONAL ACTIVITY. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2016;(3):90-95. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-3-90-95

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)