Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

ДИНАМИКА ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ У СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-3-78-83

Полный текст:

Аннотация

Одной из приоритетных задач в системе образования выступает подготовка грамотных специалистов. Исследователями отмечено, что переживание кризисных состояний на разных этапах обучения в высшем учебном заведении может затруднить успешность освоения образовательной программы. Период обучения с 1-го по 3-й курс психологи считают наиболее насыщенным трудностями разного рода. В этот период студенты проходят через ряд личностных изменений, которые тесно связаны, в том числе и с кризисными процессами, происходящими в мире. Представляет интерес анализ динамики кризисных переживаний в наиболее насыщенный кризисами период обучения на 1–3 курсах, что позволит повысить эффективность психологического сопровождения студентов.

В исследовании приняли участие 35 студентов Новосибирского государственного медицинского университета. Исследование проводилось с помощью метода продольных срезов у студентов с 1-го по 3-й курс. Для статистической обработки результатов использовалась программа Statistica 12.0. Оценка динамики переживания кризисных ситуаций проводилась с помощью критерия Вилкоксона для зависимых выборок.

Результаты исследования позволяют сделать вывод, что основная динамика переживаний связана преимущественно с кризисом вхождения во взрослость. В зависимости от этапа обучения отмечается усиление и понижение отдельных кризисных переживаний. По мере обучения с 1-го по 3-й курс снижается интенсивность переживания одиночества, отрыва от друзей детства, тоски по школьному коллективу и друзьям, невозможности совмещения двух одинаково важных потребностей. Повышается сила переживаний, связанных с формированием профессиональной идентичности. Наряду с традиционными кризисами, характерными для этапа вузовского обучения, динамика проявляется в наличии «кризиса второкурсника», который практически не рассматривается в научной литературе. 

Об авторе

Ирина Александровна Курусь
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск
Россия

аспирант кафедры психологии и педагогики



Список литературы

1. Курусь И.А. Содержание переживания кризисных ситуаций у студентов первого курса // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016. № 1. С. 87–92.

2. Шевелёва А.М. К вопросу об адаптации студентов первого курса к учебе в вузе // Совет ректоров. 2014. № 4. С. 55–69.

3. Серый А.В. Тренинговое обучение в вузе как условие интернализации смыла будущей профессии // Сибирский психологический журнал. 2007. № 26. С. 181–185.

4. Серый А.В., Яницкий М.С., Харченко Е.В. Ценностно-смысловые аспекты психологической работы со студенческой молодежью, находящейся в кризисной ситуации // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 2. С. 40–48.

5. Гущина Е.В. Психологический анализ особенностей системы отношений студента к самому себе и среде вуза // Гуманизация образования. 2010. № 3. С. 31–36.

6. Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1994. 24 с.

7. Улитенко Т.В. Биографические кризисы студентов Дальневосточного региона // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 297–298.

8. Манукян В.Р. Психологическое содержание и факторы возникновения кризиса профессионального развития у студентов вуза // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 109–117.

9. Фараххов А.Ф. Социальные факторы, вызывающие чувство одиночества у молодых людей // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2013. № 3. С. 168–173.

10. Шагивалеева Г.Р. Одиночество и особенности его переживания студентами. Елабуга: Алмедиа, 2007. 157 с.

11. Агнаева К.Х., Верещагина М.В. Копинг-стратегии и переживание одиночества у студентов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 2. С. 51–54.

12. Ломакина Э.Н. Особенности профессионального становления студента в процессе обучения в вузе // Труды Дальневосточного государственного технического университета. 2005. № 140. С. 161–167.

13. Кожевникова О.В., Вьюжанина С.А. К вопросу о «кризисе второкурсника» как одном из этапов академической адаптации студентов // Символ науки. 2015. № 7-2. С. 176–178.

14. Головей Л.А., Данилова М.В., Рыкман Л.В., Петраш М.Д., Манукян В.Р., Леонтьева М.Ю., Александрова Н.А. Профессиональное развитие личности: начало пути (эмпирическое исследование). СПб.: Нестор-История, 2015. 336 с.

15. Маленов А.А., Ларионова Е.Г. Особенности самосознания студентов психологического факультета на разных этапах учебно-профессиональной подготовки // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2010. № 1. С. 50–62.

16. Уманская И.А. Изучение особенностей кризисов профессионального становления личности различных образовательно-возрастных групп // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2008. Т. 14. № 4. С. 81–85.

17. Манукян В.Р. Субъективная картина жизненного пути и кризисы взрослого периода : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2003. 217 c.

18. Сагалакова Л.П., Ондар Л.М. Проблемы адаптации первокурсников ссузов и вузов // Вестник Тувинского государственного университета. № 4 Педагогические науки. 2010. № 4. С. 12–15.

19. Пухачева Л.И. Изучение психологических трудностей первокурсников в условиях адаптации к обучению в вузе // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2013. № S1. С. 58–65.

20. Голубева Н.М., Голованова А.А. Факторы адаптации студентов к образовательной среде вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3. № 2. С. 125–131.

21. Демидченкова А.И. Психолого-педагогические трудности первокурсников в период адаптации к вузу // Молодежь в современном мире: материалы международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. Курск: МедТестИнфо, 2015. С. 206–211.

22. Якубенко О.В. Диагностика и профилактика нарушений адаптации студентов-первокурсников // Кубанский научный медицинский вестник. 2009. № 3. С. 149–153.


Рецензия

Для цитирования:


Курусь И.А. ДИНАМИКА ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ У СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016;(3):78-83. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-3-78-83

For citation:


Kurus I.A. THE DYNAMICS OF EMOTIONAL EXPERIENCE OF THE STUDENTS IN CRISIS SITUATIONS AT THE INITIAL STAGE OF STUDYING AT THE UNIVERSITY. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2016;(3):78-83. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-3-78-83

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)