Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-3-72-77

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме мотивации учебной деятельности в условиях вузовского обучения. Известно, что мотивация учения является необходимой для эффективного осуществления учебного процесса. В статье рассматриваются внешний и внутренний тип учебной мотивации, анализируются познавательные и социальные мотивы студентов-первокурсников педагогического вуза, обучающихся на разных факультетах.

Формирование учебной мотивации является тонким и сложным процессом, подверженным влиянию множества различных факторов, в том числе социально-экономических условий конкретного региона, таких как традиционное отношение к престижности высшего образования, востребованность определенных профессий на рынке труда. Поэтому учебная мотивация у студентов вузов разных регионов может иметь свои особенности.

Исходя из этого, целью исследования стало выявление мотивационных предпочтений студентов разных факультетов Самарского государственного социально-педагогического университета и последующий сравнительный анализ полученных данных. В результате опроса первокурсников и обработки статистических данных были выявлены различные факторы, пробуждающие мотивацию к учебной деятельности студентов факультета математики, физики и информатики, факультета экономики, управления и сервиса и факультета физической культуры и спорта, а также проанализированы основные трудности, с которыми столкнулись первокурсники. Представлен сравнительный анализ результатов по разным факультетам и степени удовлетворенности студентов их учебной деятельностью.

Полученные данные позволяют сделать вывод об особенностях мотивационных предпочтений студентов разных специальностей педагогического вуза и могут служить исходным основанием для планирования, определения организационных форм, способов, средств учебного процесса с точки зрения формирования учебной мотивации студентов и повышения качества обучения.

Об авторах

Наталья Владимировна Григорьева
Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара
Россия

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии



Ольга Владимировна Василевицкая
Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара
Россия

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии



Список литературы

1. Григорьева Н.В. К вопросу о трансформации мотивации в процессе учебной деятельности студентов педагогического вуза // Самарский научный вестник. 2014. № 1. С. 47–50.

2. Григорьева Н.В., Самсонова О.С. Психологическое исследование отношения студентов к учебной деятельности и своей будущей профессии // Вестник Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. 2013. № 8. С. 204–207.

3. Журавлёв Д. Мотивация и проблемы в обучении // Народное образование. 2002. № 9. С. 123–130.

4. Овчинников М.В. Динамика мотивации учения студентов педагогического вуза и ее формирование : автореф. … канд. психол. наук. Екатеринбург, 2008. 26 с.

5. Дубовицкая Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии. 2003. № 3. С. 73–78.

6. Афанасенкова Е.Л. Мотивы учения и их изменение в процессе обучения студентов ВУЗа : автореф. … канд. психол. наук. М., 2005. 23 с.

7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. 304 с.

8. Верхова Ю.Л. Формирование личностной и профессиональной направленности студентов в контекстном обучении : автореф. … канд. психол. наук. M., 2007. 30 с.

9. Селиверстова С.Ю. Анализ предпочтений абитуриентов в контексте формирования учебно-профессиональной мотивации к обучению в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 1. С. 242–247.

10. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. 192 с.

11. Лях Т.И. Опыт экспериментального формирования личностно значимого мотива учения. Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2004. 133 с.

12. Цветкова Р.И. Мотивационная сфера личности студента: условия и средства ее формирования // Психологическая наука и образование. 2006. № 4. С. 76–80.

13. Пакулина С.А., Кетько С.М. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза // Психологическая наука и образование. 2010. № 1. С. 1–11.

14. Бугрименко А.Г. Внутренняя и внешняя мотивация у студентов педагогического вуза // Психологическая науки и образование. 2006. № 4. С. 51–60.

15. Епифанова С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. 2000. № 3. C. 106–107.

16. Миляева Л.Г., Булгакова В.В. Анализ мотивационных приоритетов потребителей образовательных услуг // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 13. С. 3976–3980.

17. Гладкая И.В. Мотивация и мотивы получения высшего профессионального образования современными студентами // Вестник ТОГИРРО. 2012. № S1. С. 66–74.

18. Виштак О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов // Социологические исследования. 2003. № 2. С. 135–138.

19. Харченко И.И. Образовательные и профессиональные стратегии молодежи: сигналы среды и индивидуальные мотивы // Россия и россияне в новом столетии: вызовы времени и горизонты развития: исследования Новосибирской экономико-социологической школы. Новосибирск: СО РАН, 2008. С. 457–492.

20. Каратабан И.А. Мотивация и доступность высшего образования в современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. № 2. С. 167–175.


Рецензия

Для цитирования:


Григорьева Н.В., Василевицкая О.В. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016;(3):72-77. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-3-72-77

For citation:


Grigorieva N.V., Vasilevitskaya O.V. THE STUDY OF MOTIVATIONAL PREFERENCES OF FIRST-YEAR STUDENTS OF COLLEGE OF EDUCATION. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2016;(3):72-77. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-3-72-77

Просмотров: 8


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)