Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЦЕНТРОМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-3-61-66

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы сопровождения инклюзивного образования на современном этапе: нормативно-правовая база, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение; особое внимание обращается на недостаток специалистов, владеющих методиками обучения, воспитания и психолого-педагогической коррекции вариантов отклоняющегося развития и нарушений поведения у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Немаловажной проблемой является низкий уровень толерантности всех участников образовательного процесса в отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья. Несмотря на очевидную значимость и изученность данной проблемы, остается ряд вопросов, требующих дальнейшей проработки. Распространение в регионах процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях не только является отражением современной действительности, но и представляет собой реальную возможность получения доступного полноценного образования. Авторами показан теоретический аспект указанной проблемы и материалы практического опыта. Представлены результаты исследования мнений учащихся по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе. Предлагается структурно-функциональная модель сопровождения детей с ОВЗ Центром психолого-педагогической и медико-социальной помощи на муниципальном уровне в условиях инклюзивного образования; раскрываются особенности организации и принципы работы по сопровождению детей в условиях инклюзии. Модель включает следующие компоненты: психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение детей с ОВЗ, обучающихся в ОУ; направления деятельности дошкольного образовательного учреждения, общеобразовательного учреждения и среднего профессионального образовательного учреждения, осуществляющих инклюзивную практику. Представленная модель позволит координировать деятельность педагогов образовательного учреждения и специалистов центра при организации образовательного процесса детей с особенностями в развитии; обеспечить психолого-педагогическую поддержку всех участников инклюзивного обучения (детей с ОВЗ и их сверстников, родителей и педагогов); создать оптимальный уровень психологического комфорта в образовательном учреждении, реализующем принципы инклюзии, через развитие толерантности детей, педагогов, родителей.

Об авторах

Татьяна Степановна Бобкова
Филиал Самарского государственного экономического университета, Сызрань
Россия

кандидат психологических наук, доцент кафедры экономики и управления



Татьяна Николаевна Гороховицкая
Западное управление Министерства образования и науки Самарской области, Сызрань
Россия

кандидат экономических наук, доцент, руководитель



Список литературы

1. Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Педагогический институт СГУ, 2002. С. 15–21.

2. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет, 2013. С. 71–95.

3. Зарецкий В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование. 2005. № 1. С. 83–94.

4. Бобкова Т.С., Кожевникова С.А. Направления деятельности психологической службы с замещающей семьей в условиях Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17. № 1. С. 1102–1107.

5. Бобкова Т.С. Проблемы замещающей семьи в воспитании детей-сирот: психологический аспект // Проблемы современной науки. 2013. № 7-1. С. 8–14.

6. Бобкова Т.С. Социальное сиротство: условия воспитания и психическое развитие // Научный потенциал. 2013. № 2. С. 51–55.

7. Айбазова М.Ю., Лавринец К.Ю. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детских домов // Вестник университета российской академии образования. 2011. № 1. С. 144–148.

8. Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83–92.

9. Артюшенко Н.П. Организация процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. 2011. № 1. С. 57–76.

10. Бутенко В.Н. Межличностные отношения детей в инклюзивных группах детского сада // Психология обучения. 2010. № 10. С. 46–56.

11. Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. 2010. № 1. С. 77–87.

12. Семаго М.М., Семаго Н.Я., Аверина И.Е. Определение образовательного маршрута ребенка с ОВЗ на психолого-медико-педагогической комиссии ресурсного центра по развитию инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 50–58.

13. Беленкова Л.Ю. Инновационные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: от интеграции к инклюзии // Интеграция образования. 2011. № 1. С. 59–64.

14. Гладилина Л.С. Исследование процесса социально-психологической адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья и развития толерантности по отношению к ним // Современный детский сад. 2011. № 1. С. 56–59.

15. Дудкин А.С. Параметры и индикаторы доступности получения образования для детей-инвалидов в регионе // Регионология. 2010. № 3. С. 172–177.

16. Ямбург Е.А. Сохранить педагогические позиции управления: медико-психолого-педагогическое сопровождение // Социальная педагогика. 2011. № 3. С. 45–56.

17. Шуклова Л.А. Проблема обучения и воспитания детей с ЗПР: подходы и их решение // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 11. С. 267–272.

18. Бобкова Т.С. Патронатное воспитание – альтернативная форма устройства детей-сирот в семью // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: материалы VIII Международной научно-практической конференции. Самара: ПГСГА, 2013. С. 44–47.

19. Лопатина В.И. Широкие аспекты инклюзивного образования // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. № 6. С. 11–13.

20. Бубеева Б.Н. Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 1. С. 221–225.


Рецензия

Для цитирования:


Бобкова Т.С., Гороховицкая Т.Н. СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЦЕНТРОМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016;(3):61-66. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-3-61-66

For citation:


Bobkova T.S., Gorokhovitskaya T.N. SUPPORT FOR DISABLED CHILDREN PROVIDED BY CENTERS OF PSYCHO-PEDAGOGICAL AND MEDICO-SOCIAL ASSISTANCE IN INCLUSIVE EDUCATION. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2016;(3):61-66. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-3-61-66

Просмотров: 8


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)