Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

О ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-3-53-57

Полный текст:

Аннотация

Актуальность проведенного теоретического исследования связана с обновлением Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в котором уточнены требования, предъявляемые к организации внеурочной деятельности в школе. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса и способствует развитию и социализации личности обучающихся.

В статье рассматриваются сущность и содержание внеурочной деятельности, а также ее организация в школе в различные временные периоды: советский период (1950–1990 годы), постсоветский период (1990–2010 годы) и настоящее время. Описываются формы и принципы организации внеурочной деятельности в эти исторические периоды.

Отмечается влияние реформирования образования на содержание и развитие внеурочной деятельности. Дается определение понятиям «внеклассная работа», «внешкольная работа» и «внеурочная работа». Описываются их основные функции и роль в учебно-воспитательном процессе школы. Приводятся особенности и общие принципы внешкольной и внеклассной работы. В статье говорится о том, что в постсоветский период система образования столкнулась с рядом проблем, которые не способствовали развитию внеурочной работы в образовательных учреждениях. Рассматривается организация внеурочной деятельности в настоящее время согласно ФГОС, описываются ее цель, задачи, направления и формы.

Проведенный анализ понятийно-содержательной сущности внеурочной деятельности в различные временные периоды позволил сделать вывод о необходимости разграничения понятий «внеклассная работа», «внешкольная работа» и «внеурочная работа», уточнить содержание понятия «внеурочная деятельность» в настоящее время, доказать необходимость ее организации и развития в школе.

Об авторе

Татьяна Сергеевна Пчелинцева
Тольяттинский государственный университет, Тольятти
Россия

аспирант кафедры «Дошкольная педагогика и психология»



Список литературы

1. О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1644 (зарегистрировано в Минюсте РФ 6 февраля 2015 г. Регистрационный № 35915).

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.

3. Данилов М.А., Скаткин М.Н. Дидактика средней школы. М.: Просвещение, 1975. 425 с.

4. Медынский Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. М.: Наука, 1918. 322 с.

5. Педагогический словарь / под ред. И.А. Каирова. М.: Акад. пед. наук, 1960. Т. 2. 766 с.

6. Педагогическая энциклопедия / под ред. И.А. Каирова. М.: Сов. энцикл., 1964. Т. 1. 832 с.

7. Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР: принят Верховным Советом СССР 24 декабря 1958 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сборник документов, 1917–1973. М.: Педагогика, 1974. С. 53–61.

8. Михащенко А.Л. История общего образования в России в XX в. Курган: Курганский университет, 2000. 209 с.

9. О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы: от 10 ноября 1966 г.: постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сборник документов, 1917–1973 гг. М.: Педагогика, 1974. С. 76–78.

10. Невзоров М.Н. Проблема воспитания учащихся в обучении в советской педагогике сер. 50-х сер. 60-х гг. : дис. … канд. пед. наук. Хабаровск, 1989. 187 с.

11. Королев Ф.Ф. Советская школа в период социалистической индустриализации. М.: Гос.учеб.-пед. изд-во М-ва просвещения РСФСР, 1959. 320 с.

12. Козловская Г.Е. Российское образование в постсоветский период, 1991–1999 гг. : дис. ... д-ра истор. наук. М., 2003. 430 c.

13. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Центр «Педагогический поиск», 2010. 80 с.

14. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях. М.: КАРО, 2007. 160 с.

15. Ямбург Е.А. Школа для всех. Адаптивная модель: теоретические основы и практическая реализация. М.: Новая школа, 1997. 352 с.

16. Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. СПб.: Книга по требованию, 2010. 288 с.

17. Газман О.С. В школу с игрой: книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 96 с.

18. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96 с.

19. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. 560 с.

20. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. 336 с.


Рецензия

Для цитирования:


Пчелинцева Т.С. О ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016;(3):53-57. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-3-53-57

For citation:


Pchelintseva T.S. ABOUT THE EXTRACURRICULAR ACTIVITY IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2016;(3):53-57. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-3-53-57

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)