ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 6–7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-3-21-26
Аннотация
В данной статье раскрываются подходы к формированию коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи рассматривается как сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, дефекты произношения. Эти проявления указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. При рассмотрении речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития в статье отмечаются те особенности, которые накладывает недостаточная речевая деятельность на развитие фонематического восприятия, памяти. На современном этапе развития дошкольного образования огромное значение придается социально-коммуникативному развитию детей, а именно становлению речевого общения. Проанализированы теоретические исследования, согласно которым обнаруживается, что нарушения речевого общения детей дошкольного возраста затрудняют их ориентацию в мире сверстников, взрослых и окружающей действительности. Это приводит к недоразвитию коммуникативных умений, что отражается на поведении ребенка, его активности в процессе разных видов деятельности, нежелании общаться со сверстниками и взрослыми, а также наблюдается отклонение в развитии речевой функции. Проведен эксперимент по изучению влияния коррекционных игр и упражнений на процесс формирования у детей с общим недоразвитием речи коммуникативных умений. В статье представлены этапы, в рамках которых детям предлагаются игры и упражнения, разные по обучающему содержанию, коммуникативной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Данная проблематика имеет многогранный характер.
Об авторе
Ольга Витальевна ДыбинаРоссия
доктор педагогических наук, профессор кафедры «Дошкольная педагогика и психология»
Список литературы
1. Боровкова Е.Е. Формирование межкультурных коммуникативных умений будущего учителя : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 1996. 22 с.
2. Дмитриев А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения : дис. ... д-ра пед. наук. М., 1978. 381 с.
3. Федосеева Е.Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : дис. ... канд. пед. наук. М., 1999. 191 с.
4. Волосовец Т.В. Состояние и перспективы развития системы ранней помощи детям в России // Дефектология. 2003. № 4. С. 4–7.
5. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / под ред. Т.В. Волосовец. М.: НИИ Школьных технологий, 2008. 224 с.
6. Мунирова Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры : дис. … канд. пед. наук. М., 1992. 228 с.
7. Гаркуша Ю.Ф. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. 288 с.
8. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. 1995. № 6. С. 7–16.
9. Дзюба О.В. Формирование коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи // Преподаватель XXI век. 2009. № 2-1. С. 85–89.
10. Дмитриев А.А., Ковылова Е.В. Особенности коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2009. № 5. С. 52–53.
11. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М.: НИИ Школьных технологий, 2008. 128 с.
12. Чиркина Г.В., Соловьева Л.Г. Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция. Архангельск: Приморский университет, 2009. 403 с.
13. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: Владос, 2007. 224 с.
14. Жукова Н.С., Мастюкова Н.С., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. 320 с.
15. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: Изд-во МГУ, 1989. 216 с.
16. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. М.: АРКТИ, 2002. 96 с.
17. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет: Развитие коммуникативных способностей ребенка. Екатеринбург: Арго, 1997. 192 с.
18. Соловьева Л.Г. Особенности игры старших дошкольников с речевыми нарушениями // Логопедия сегодня. 2010. № 2. С. 78–82.
19. Дыбина О.В., Анфисова С.Е., Груздова И.В., Кузина А.Ю. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Пособие для воспитателей и учителей начальных классов. Для работы с детьми 5–7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 64 с.
20. Дыбина О.В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром : автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2002. 45 с.
Рецензия
Для цитирования:
Дыбина О.В. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 6–7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016;(3):21-26. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-3-21-26
For citation:
Dybina O.V. THE WAYS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE SKILLS OF 6–7-YEARS CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2016;(3):21-26. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-3-21-26