Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ С УРОВНЕМ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У ОСУЖДЕННЫХ С ДЛИТЕЛЬНЫМИ СРОКАМИ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-4-33-38

Полный текст:

Аннотация

В статье изучаются позитивные психологические возможности осужденных с длительными сроками отбывания наказания. Приводится статистическая информация Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) за 2015 год. Отмечается важность изучения особенностей жизнестойкости у осужденных с длительными сроками отбывания наказания. Определяются сроки наказания, которые автором относятся к длительным (свыше 10 лет). В статье раскрывается история открытия феномена жизнестойкости и ее компонентов учеными С. Мадди и С. Кобейса. Жизнестойкость рассматривается как личностное качество, которое в экстремальных условиях исправительного учреждения служит ресурсом профилактики негативных личностных изменений. Представлен теоретический обзор публикаций и исследований, касающихся состояния изученности жизнестойкости в зарубежной и отечественной науке. Раскрывается структура жизнестойкости и ее взаимосвязь с другими сходными качествами, характеризующими способность человека успешно преодолевать трудные жизненные ситуации и эффективно существовать в экстремальных условиях. В статье приводятся варианты зарубежных и отечественных методик измерения жизнестойкости. Подробно описывается проведенное психодиагностическое обследование 532 осужденных (495 мужского и 37 женского пола) с длительными сроками лишения свободы из девяти регионов России, которые отбывают наказание за особо тяжкие преступления. Проводится сравнительный анализ, и раскрываются особенности жизнестойкости у осужденных с длительными сроками отбывания наказания в зависимости от пола. Приводятся результаты исследования копинг-стратегий, психологических защит. Определяются доминирующие типы копинг-стратегий и психологических защит у осужденных с различным уровнем жизнестойкости. Раскрывается перспективность применения методики измерения жизнестойкости у осужденных в условиях длительной изоляции от общества. Приводятся данные опроса сотрудников исправительных учреждений по теме исследования. Рассматриваются перспективные направления исследований жизнестойкости и ее составляющих у осужденных с длительными сроками отбывания наказания.

Об авторе

Татьяна Владимировна Быстрова
Вологодский институт права и экономики ФСИН России, Вологда
Россия

научный сотрудник организационно-научного отдела



Список литературы

1. Поздняков В.М. Реформа уголовно-исполнительной системы России и новые задачи пенитенциарной психологии // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 2. С. 3–6.

2. Logan R. The “flow experience” in solitary ordeals // Journal of humanistic psychology. 1985. Vol. 25. № 4. P. 79–89.

3. Чиксентмихайи М. Поток: психология оптимального переживания. М.: Смысл, 2011. 461 с.

4. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

5. Мадди С., Хошаба-Мадди Д. Жизнестойкость. URL: video.yandex.ru/users/omko08/view/50/.

6. Мадди С.Р. Смыслообразование в процессе принятия решений // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 6. С. 87–101.

7. Kobasa S.C. Stressful life events, personality and health: an inquiry into hardiness // Journal of personality and social psychology. 1979. Vol. 37. № 1. P. 1–11.

8. Maddi S.R. Hardiness: аn operationalization of existential courage // Journal of humanistic psychology. 2004. Vol. 44. № 3. P. 279–298.

9. Александрова Л.А. К осмыслению понятия «жизнестойкость личности» в контексте проблематики психологии способностей // Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований: материалы научной конференции. М.: Институт психологии РАН, 2005. С. 16–21.

10. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1. М.: Смысл, 2002. С. 56–65.

11. Bartone P.T. Resilience under military operational stress: can leaders influence hardiness? // Military psychology. 2006. Vol. 18. P. 131–148.

12. Bartone P.T. Predictors of stress-related illness in city bus drivers // Journal of occupational medicine. 1989. Vol. 31. № 8. P. 657–663.

13. Bartone P.T., Ursano R.J., Wright K.M., Ingraham L.H. The impact of a military air disaster on the health of assistance workers: a prospective study // Journal of nervous and mental disease. 1989. Vol. 177. № 6. P. 317–328.

14. Funk S.C. Hardiness: a review of theory and research // Health psychology. 1992. Vol. 11. P. 335–345.

15. Nowack K.M. Coping style, cognitive hardiness, and health status // Journal of behavioral medicine. 1989. Vol. 12. № 2. P. 145–158.

16. Bartone P.T., Johnsen B.H., Eid J., Laberg J.C., Brun W. Factors influencing small unit cohesion in Norwegian Navy officer cadets // Military psychology. 2002. Vol. 14. № 1. P. 1–22.

17. Hystad S.W., Eid J., Johnsen B.H., Laberg J.C., Bartone P.T. Psychometric properties of the revised Norwegian dispositional resilience (hardiness) scale // Scandinavian journal of psychology. 2010. Vol. 51. P. 237–245.

18. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.

19. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. Мытищи: Талант, 1996. 144 с.

20. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. 2007. № 3. С. 93–112.


Рецензия

Для цитирования:


Быстрова Т.В. ВЗАИМОСВЯЗЬ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ С УРОВНЕМ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У ОСУЖДЕННЫХ С ДЛИТЕЛЬНЫМИ СРОКАМИ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016;(4):33-38. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-4-33-38

For citation:


Bystrovа T.V. THE RELATIONSHIP OF COPING STRATEGIES AND PSYCHOLOGICAL DEFENSE WITH THE HARDINESS LEVEL OF THE CONVICTS WITH THE LONG TERMS FOR SERVING PUNISHMENT. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2016;(4):33-38. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-4-33-38

Просмотров: 15


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)