Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ КАК БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-4-7-10

Полный текст:

Аннотация

Актуальной задачей последних десятилетий, стоящей перед родителями, педагогическими и медицинскими работниками, является интеллектуальное и психомоторное развитие детей средствами физической культуры. Произвольные движения и действия обеспечиваются работой определенных мозговых структур и относятся к числу наиболее сложных психических функций человека. Расширение двигательного репертуара формирует предпосылки для освоения пространственной ориентировки, зрительно-моторного и слухового внимания, памяти и коррекции тонусо-силового баланса мышц. К исполнительным механизмам произвольных движений и действий относятся эфферентные системы, корковые отделы которых составляют сенсомоторную зону коры больших полушарий. В статье рассматривается базовый уровень моторного развития и его влияние на формирование высших психических функций детей, а также дается характеристика понятия «проприоцептивная дисфункция».

В ходе научно-методического анализа был собран материал, подтверждающий, что двигательная активность является фундаментом настоящего и будущего здоровья, физического и психического развития ребенка.

Новизна работы заключается в рассмотрении регуляции и контроля двигательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе индивидуальных особенностей функционирования центральной нервной системы.

Понимание важности сенсомоторного развития позволит специалистам в области физической культуры разработать систему коррекционно-развивающих мероприятий, способствующую двигательному, когнитивному, психическому и физическому развитию обучающихся.

Об авторах

Оксана Викторовна Покрина
Московская государственная академия физической культуры, Малаховка
Россия

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Адаптивная физическая культура и спортивная медицина»



Кирилл Романович Першин
Московская государственная академия физической культуры, Малаховка
Россия

аспирант кафедры «Адаптивная физическая культура и спортивная медицина»



Список литературы

1. Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. М.: Теревинф, 2010. 272 с.

2. Дудьев В.П. Мозговая организация психомоторики. Барнаул: БГПУ, 2012. 314 с.

3. Крылов А.А. Возрастные периоды развития человека. М.: Проспект, 2005. 190 с.

4. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб.: Питер, 2001. 464 с.

5. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2003. 480 с.

6. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973. 382 с.

7. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. СПб.: Питер, 2003. 384 с.

8. Безбородова М.А. Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности. М.: Наука, 2014. 176 с.

9. Крановиц К. Разбалансированный ребенок. М.: Редактор, 2012. 380 с.

10. Ефимов О.И. Школьные проблемы глазами врача. М.: Диля, 2007. 129 с.

11. Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная терапия. М.: Класс, 2005. 592 с.

12. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 496 с.

13. Сеченов И.М. Избранные произведения. Т. 1. М.: АН СССР, 1952. 769 с.

14. Ильин Е.П. Психофизиология состояния человека. СПб.: Питер, 2005. 412 с.

15. Proske U., Gandevia S.C. The proprioceptive senses: their roles in signaling body shape, body position and movement, and muscle force // Physiological Reviews. 2012. Vol. 92. № 4. P. 1651–1697.

16. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. Дубна: Феникс+, 2005. 320 с.

17. Никандров В.В. Психомоторика. СПб.: Речь, 2004. 104 с.

18. Косов Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников. М.: АПН СССР, 1989. 107 с.

19. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. Дубна: Феникс+, 2005. 502 с.

20. Koch J. Total Baby Development. Wallaby Pocket Books. New York: John Willey & Sons, 1978. 351 p.

21. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры. М.: Советский спорт, 2003. 464 с.


Рецензия

Для цитирования:


Покрина О.В., Першин К.Р. СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ КАК БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016;(4):7-10. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-4-7-10

For citation:


Pokrina O.V., Pershin K.R. SENSORIMOTOR DEVELOPMENT AS THE BASIC LEVEL OF FORMATION OF SUPERIOR PSYCHICAL FUNCTIONS OF CHILDREN. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2016;(4):7-10. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-4-7-10

Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)