ВОЗРАСТНАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ ПАРАМЕТРОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА
https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-1-73-77
Аннотация
Актуальность исследований в области эмоционального развития детей автор связывает с кардинальными изменениями в системе российского образования, закреплением идеи индивидуализации дошкольного образования, рассмотрением эмоциональных новообразований в качестве важного регулятора поведения ребенка, ведущего фактора его эмоционального благополучия. Утверждается, что сопровождающая индивидуальное развитие ребенка деятельность невозможна без организации эмпирических исследований, в том числе лонгитюдинальных.
Представлены результаты лонгитюдинального исследования эмоционального развития детей от 4 до 7 лет. Ключевыми критериями диагностической оценки стали: восприятие, понимание, опознание эмоциональных состояний по экспрессии или контексту эмоциональной ситуации, развитие эмоциональной децентрации, становление социальных эмоций. Краткое представление экспериментальных данных, сопоставление результатов трех диагностических замеров, выполненных с интервалом в один год, их сравнение с данными предыдущих исследований позволили сделать ряд обобщений относительно возрастной изменчивости анализируемых показателей. В выводах автор отмечает наличие прогрессивных изменений показателей эмоционального развития в период от среднего до конца старшего дошкольного возраста, вместе с тем обозначает неравномерность, неустойчивость, кумулятивность изменений, их зависимость от средовых факторов, что согласуется с общими закономерностями психического развития в дошкольном возрасте. Дальнейшее использование результатов исследования автор связывает с проектированием системы психолого-педагогического сопровождения, разработкой методического обеспечения, учитывающего специфику эмоционального развития современных детей.
Об авторе
Юлия Александровна ЛаптеваРоссия
старший преподаватель кафедры «Общая и дошкольная педагогика и психология»
Список литературы
1. Лаптева Ю.А., Морозова И.С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 3. С. 51–55.
2. Lewis M., Sullivan M.W., Stanger C., Weiss M. Self development and self-conscious emotions // Child development. 1989. Vol. 60. P. 146–156.
3. Cole P.M., Martin S.E., Dennis T.A. Emotion regulation as a scientific construct: methodological challenges and directions for child development research // Child development. 2004. Vol. 75. P. 317–333.
4. Handbook of emotions / ed. M. Lewis, J.M. Haviland-Jones. New York: Guilford Press, 2008. 864 p.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений. В 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. С. 5–295.
6. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собрание сочинений. В 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. С. 416–436.
7. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М.: Педагогика, 1986. 176 с.
8. Неверович Я.З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1986. С. 32–51.
9. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. М.: Академия, 2003. 176 с.
10. Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1987. 24 с.
11. Гребенщикова Т.В. Педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении : дис. … канд. пед. наук. Новокузнецк, 2011. 209 с.
12. Изотова Е.И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников // Мир психологии. 2015. № 1. С. 65–77.
13. Довгая Н.А. Эмоциональное развитие дошкольников в связи с особенностями семейной ситуации : автореф. дис. … канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2012. 24 с.
14. Ежкова Н.С. Педагогические основы эмоционального развития детей трёх-шести лет // Детский сад от А до Я. 2007. № 1. С. 34–50.
15. Лаптева Ю.А. Возрастная изменчивость показателей эмоционального развития детей в период дошкольного возраста // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 9-10. С. 19–25.
16. Лаптева Ю.А. Содержательные характеристики эмоционального развития детей дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016. № 3. С. 84–90.
17. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. М.: Айрис-Пресс, 2004. 160 с.
18. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: теория и практика. М.: Академия, 2004. 288 с.
19. Бреслав Г.М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников // Вопросы психологии. 1984. № 3. С. 53–59.
20. Щетинина А.М. Формирование эмоционально-перцептивных способностей у детей дошкольного возраста. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003. 124 с.
Рецензия
Для цитирования:
Лаптева Ю.А. ВОЗРАСТНАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ ПАРАМЕТРОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017;(1):73-77. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-1-73-77
For citation:
Lapteva Yu.A. AGE VARIABILITY OF THE PARAMETERS OF CHILDREN EMOTIONAL DEVELOPMENT AT DIFFERENT STAGES OF NATURAL INFANCY. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2017;(1):73-77. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-1-73-77