Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

СТРУКТУРА И ТИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА ТРУДА

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-2-115-120

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме внутренних детерминант процесса профессионализации субъекта. В качестве одного из главных внутренних факторов, определяющих профессиональное движение субъекта, рассматривается его профессиональная позиция. Представлены результаты теоретического анализа структуры и типов профессиональной позиции субъектов труда. Приводится обзор отечественной литературы, посвященный изучению данной проблемы. Отмечается, что в науке отсутствуют работы, представляющие типологии по критерию отношения субъекта к профессиональной среде и зависящей от этого стратегии поведения и общения субъекта. На основе анализа литературы приводится авторское определение профессиональной позиции. Она понимается как сложное относительно устойчивое образование, определяющее отношение субъекта к профессиональной среде и самому себе в ней и ориентирующее поведение и деятельность субъекта в профессиональном пространстве. В статье определена структура профессиональной позиции, содержащая три аспекта: отношение к делу, отношение к людям, отношение к самому себе. Каждый аспект включает когнитивный, аффективный и эмоциональный компоненты. Приводится типология профессиональной позиции, в основе которой лежат различия в ценностно-смысловых ориентациях субъекта. Типологические различия связываются с двумя факторами: отношением субъекта к результатам труда и его центрированностью. На основе заданной структуры описываются четыре типа: «Творец», «Карьерист», «Формалист», «Исполнитель». Обсуждаются две противоположные тенденции, выраженные в данных позициях: профессиональная увлеченность и профессиональная отстраненность. Отмечается, что перспективным направлением дальнейших исследований является разработка на основе предложенной структуры и типологии профессиональной позиции методического инструментария для практического применения.

Об авторе

Светлана Александровна Тарасова
Самарский юридический институт ФСИН России, Самара
Россия

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры пенитенциарной психологии и педагогики



Список литературы

1. Жданович А.А. Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов : дис. … канд. психол. наук. М., 2008. 277 с.

2. Колодина А.В. Личностные типы и детерминанты карьерных ориентаций будущих и действующих предпринимателей : дис. … канд. психол. наук. Омск, 2010. 185 с.

3. Щелокова Е.Г. Ценностно-смысловое содержание карьерной направленности : дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2012. 285 с.

4. Мельникова Н.Н. Карьерные ориентации: гендерные различия и возрастная динамика // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2016. Т. 9. № 3. С. 76–86.

5. Антоненко И.В., Карицкий И.Н. Психологические типы подчиненных // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 8 частях. Часть 7. М.: МГУДТ, 2016. С. 39–47.

6. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Просвещение, 1976. 416 с.

7. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психология отношений. Воронеж: МОДЭК, 1995. 356 с.

8. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Педагогика, 1980. 229 с.

10. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 226 с.

11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Воронеж: МОДЭК, 1995. 349 с.

12. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1983. 440 с.

13. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.

14. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.

15. Борытко Н.М. Гуманитарные принципы профессионального образования педагога воспитателя в системе непрерывного образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 11. С. 41–45.

16. Титова Е.В. Теория личного выбора в педагогической деятельности // Непрерывное образование: XXI век. 2016. № 1. С. 104–117.

17. Дементьева М.А. Профессиональная позиция учителя – залог успешности педагогической деятельности // Теория и практика общественного развития. 2011. № 7. С. 178–180.

18. Трещев А.М., Сергеева О.А. Развитие профессионально-субъектной позиции учителя в процессе адаптации к профессиональной деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 220–224.

19. Халилов Ш.Р. Педагогические условия развития профессионально-субъектной позиции учителя в процессе адаптации к профессиональной деятельности : дис. … канд. пед. наук. Астрахань, 2010. 148 с.

20. Соколовская О.К. Становление профессиональной позиции студента- психолога в процессе обучения в вузе : дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2010. 187 с.

21. Бегидова С.Н., Поддубная Т.Н. Профессиональная субъектная позиция как составляющая профессионального развития студентов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 17–24.


Рецензия

Для цитирования:


Тарасова С.А. СТРУКТУРА И ТИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА ТРУДА. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017;(2):115-120. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-2-115-120

For citation:


Tarasova S.A. THE STRUCTURE AND TYPES OF PROFESSIONAL ATTITUDE OF A LABOR ENTITY. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2017;(2):115-120. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-2-115-120

Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)