Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ И ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПАО «АВТОВАЗ»)

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-2-79-85

Полный текст:

Аннотация

Актуальность представленного в статье исследования обусловлена высокой социальной значимостью психологического состояния работников ведущего предприятия российской автопромышленности ПАО «АвтоВАЗ» в условиях социально-экономического кризиса. Предпринята попытка выяснить, существует ли взаимосвязь удовлетворенности жизнью и временной перспективы работников предприятия. Удовлетворенность жизнью является показателем качества жизни личности. Временная перспектива показывает систему отношений личности к временному континууму. В статье кратко рассматривается понятие «удовлетворенность жизнью» с позиций психологического и социологического знания. Осуществляется обзор тождественных понятий. Одним из них является «субъективное благополучие», которое решено было включить в исследование в качестве контрольного параметра.

В исследовании приняли участие 64 работника ПАО «АвтоВАЗ» – мужчины в возрасте от 23 до 54 лет. Исходя из того, что, по мнению авторов, удовлетворенность жизнью и временная перспектива в зависимости от возраста будут иметь свои особенности, выборка была разделена на четыре возрастные группы. Возрастной диапазон первой группы – 23 года – 29 лет, второй – 30–39 лет, третьей – 40–49 лет, четвертой – 50 лет – 54 года.

Полученные данные показывают разную значимость и силу взаимосвязи различных факторов удовлетворенности жизнью, субъективного благополучия и временной перспективы у разных возрастных групп работников предприятия. В то же время можно констатировать, что временная перспектива хоть и несколько сужена, но остается сбалансированной, а оценка субъективного благополучия находится в целом на одинаковом умеренном уровне у всех возрастных групп.

Об авторах

Галина Александровна Виноградова
Тольяттинский государственный университет, Тольятти
Россия

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры «Теоретическая и прикладная психология»



Анастасия Германовна Артеменко
Тольяттинский государственный университет, Тольятти
Россия

магистрант кафедры «Теоретическая и прикладная психология»



Список литературы

1. Brunstein J.C. Personal goals and subjective well-being // Journal of Personality and social psychology. 1993. № 65. P. 1061–1070.

2. Campbell A., Converse P.E., Rodgers W.L. The quality of American Life. New York: Russel Sage Foundation, 1976. P. 213–229.

3. Clark A.E., Oswald A.J. Unhappiness and unemployment // Economic journal. 1994. № 104. P. 648–659.

4. Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. 1984. № 95. P. 542–575.

5. Diener E., Diener C. Most people are happy // Pshychological Science. 1996. Vol. 7. № 3. P. 181–185.

6. Diener E., Suh E.M., Lucas R., Smith H. Subjective well-being: three decades of progress // Pshychological bulletin. 1999. Vol. 125. № 2. P. 276–302.

7. Hayes N., Stephen J. Big 5 correlates of three measures of subjective well-being // Personality and Individual differences. 2003. № 34. P. 723–727.

8. Виноградова Г.А. К проблеме субъективного благополучия студентов в условиях социально-экономического кризиса // Психологическая культура и психологическое здоровье личности в современных социокультурных условиях: сборник трудов региональной научно-практической конференции. Тольятти: ТГУ, 2015. С. 114–117.

9. Виноградова Г.А. Субъективное благополучие и развитие адаптационных способностей взрослых людей в условиях социально-экономического кризиса // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016. № 2. С. 83–86.

10. Виноградова Г.А. О роли сознания в субъективном благополучии личности // Мир психологии. 2016. № 2. С. 215–225.

11. Мельникова Н.Н. Феноменология удовлетворенности жизнью и трехфакторная структура опросника УДЖ // Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции по психологической диагностике. Челябинск: ЮУрГУ, 2015. Т. 1. С. 212–222.

12. Ширяева О.С., Навроцкая Е.А. Временная перспектива личности при разных типах оценки среды жизнедеятельности // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2011. № 2. С. 108–118.

13. Андреенкова Н.В. Сравнительный анализ удовлетворенности жизнью и определяющих ее факторов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 5. С. 189–215.

14. Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика: современные исследования, поиск концепций. СПб.: СПбГУ, 2000. С. 476–510.

15. Харченко К.В. Удовлетворенность: методология и опыт муниципальных исследований. М.: Альперия, 2011. 260 с.

16. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2003. 672 с.

17. Неяскина Ю.Ю., Мазуркевич А.В. Взаимосвязь субъективного качества жизни и временной перспективы личности // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2014. № 1. С. 94–105.

18. Мельникова Н.Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности. Челябинск: ЮУрГУ, 2004. 57 с.

19. Соколова М.В. Шкала субъективного благополучия: руководство. Ярославль: Психодиагностика, 1996. 11 с.

20. Сырцова А., Соколова Е.Т., Митина О.В. Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе // Психологическая диагностика. 2007. № 1. С. 85–105.

21. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. СПб.: Речь, 2010. 352 с.


Рецензия

Для цитирования:


Виноградова Г.А., Артеменко А.Г. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ И ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПАО «АВТОВАЗ»). Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017;(2):79-85. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-2-79-85

For citation:


Vinogradova G.A., Artemenko A.G. THE STUDY OF INTERRELATION BETWEEN THE LIFE SATISFACTION AND TIME PERSPECTIVE OF EMPLOYEES OF A COMPANY (THE EXAMPLE OF PJSC “AVTOVAZ”). Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2017;(2):79-85. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-2-79-85

Просмотров: 18


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)