Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА В ПЕРИОДЕ ВЗРОСЛОСТИ: ФАКТОРЫ ИНФАНТИЛИЗАЦИИ И ФАКТОРЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-2-73-78

Полный текст:

Аннотация

В современном мире широкое распространение получил ряд особенностей жизненной позиции взрослого человека, которые приводят его к личностной незрелости (инфантильности) и недостаточному профессионализму. Такая жизненная позиция основывается на стремлении жить в свое удовольствие, легко, беззаботно, которое активно формируется средствами массовой коммуникации. Статья посвящена поиску психологических факторов, способствующих подверженности человека влияниям, мешающих его полноценному развитию и достижению зрелости, а также факторов, позволяющих противостоять этим неблагоприятным влияниям.

Проведен анализ работ отечественных и зарубежных исследователей, выполненных за последнее десятилетие, по проблемам личностной зрелости и инфантильности, ювенилизации современного общества, труда, праздности, игровых увлечений взрослых, демонстративного потребления. Выделены характеристики современных условий жизни, которые, с одной стороны, позволяют человеку развиваться в прогрессивном направлении, а с другой стороны, могут быть использованы для регрессивного развития. Обобщены результаты нескольких эмпирических работ, выполненных автором ранее, в ходе которых было исследовано личностное и профессиональное развитие в связи с нравственным развитием, умением совершать положительный нравственный выбор.

Проведенный анализ неблагоприятных тенденций развития взрослых людей в современном мире показал, что факторами подверженности инфантилизации является ряд особенностей внутренней позиции человека, а также неиспользование критериев нравственных норм при оценке своих поступков и происходящих событий.

На основании комплексного анализа работ по рассматриваемой проблеме и результатов выполненных автором статьи эмпирических исследований делается вывод о том, что факторами прогрессивного развития и достижения зрелости являются: занятие человеком внутренней позиции взрослого; выполнение трудовой деятельности, соответствующей возрастным нормам; совершение положительного нравственного выбора в ситуациях неопределенности; высокий уровень нравственного развития.

Об авторе

Светлана Валентиновна Агафонова
Астраханский государственный университет, Астрахань
Россия

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и когнитивной психологии



Список литературы

1. Нравственность современного российского общества: психологический анализ / отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Институт психологии РАН, 2012. 413 с.

2. Микляева А.В. Феномен «Зрелость личности – инфантилизм личности» через призму методологии социального конструкционизма // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сборник статей Международной научно-практической конференции. М.: Московский государственный университет дизайна и технологии, 2016. С. 21–26.

3. Маркова О.Н. Отношение к собственности у предпринимателей с разным типом личностной зрелости : автореф. дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2006. 24 с.

4. Брантова Ф.С. Психологическая зрелость личности и компетентностная модель выпускника // Высшее образование в России. 2010. № 10. С. 145–149.

5. Манокин М.А. Ювенилизация современного общества: культурологические аспекты // Общество. Среда. Развитие. 2012. № 3. С. 77–81.

6. Хриптович В.А. Поколение инфантильных: обзор проблемы // Научные труды Республиканского института высшей школы. 2015. № 15-2. С. 206–213.

7. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл, 2005. 1136 с.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001. 720 с.

9. Психология человека от рождения до смерти / под общ. ред. А.А. Реана. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. 656 с.

10. Рябова Г.Д. Воспитание трудом, воспитание в труде // Народное образование. 2011. № 1. С. 222–225.

11. Сайгушева Л.И., Стряпухина И.С. Совместный со взрослым труд ребенка трех-четырех лет как обучающая форма организации детского труда // Успехи современного естествознания. 2014. № 8. С. 93–96.

12. Михалкина Е.В., Скачкова Л.С. Трансформация концепции формирования заработной платы: от простого вознаграждения за труд до эффективных моделей стимулирования труда // Terra Economicus. 2012. Т. 10. № 4-3. С. 5–9.

13. Раздерищенко В.Н. Материальное стимулирование труда в системе взаимосвязи интересов труда и капитала // Вестник Гомельского государственного технического университета им. П.О. Сухого. 2001. № 3-4. С. 74–82.

14. Галимова Э.Э. Исследование роли эмоциональных составляющих в системе оценки удовлетворенности трудом и эффективности труда персонала // Образование и саморазвитие. 2011. Т. 3. № 25. С. 175–180.

15. Зарецкий А.Д., Иванова Т.Е., Кривонос М.Ю. Человеческий капитал в аспекте удовлетворенности личности и пользы для общества // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей победителей II Международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и просвещение, 2016. С. 212–215.

16. Кислов А.Г. Девальвация труда как фактор роста социально-профессиональной мобильности // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке: сборник материалов 2-й Всероссийской конференции. Екатеринбург: Российской государственный профессионально-педагогический университет, 2015. С. 59–65.

17. Segalovičius A. Ideological dimension of consumption (Ideologinis vartojimo aspektas) // Filosofija, Sociologija. 2010. Vol. 21. P. 331–338.

18. Soron D. Sustainability, self-identity and the sociology of consumption // Sustainable Development. 2010. Vol. 18. P. 172–181.

19. Čolić S. Sociokulturni aspekti potrošnje, potrošačke kulture i društva // Drustvena Istrazivanja. 2008. Vol. 17. P. 953–973.

20. Новак М.В. Праздные субкультуры общества потребления // Наука. Искусство. Культура. 2016. № 3. С. 115–120.

21. Сидорина Т.Ю., Ищенко Н.И. Трудоцентризм как образ жизни: пределы трудовых возможностей человека // Terra Economicus. 2015. Т. 13. № 3. С. 136–146.

22. Бодалёв А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта, 1998. 168 с.

23. Clément A. Labor versus idleness: Contribution to a study of the fundamentals of economic modernity // Canadian Journal of Development Studies. 2010. Vol. 29. № 3-4. P. 349–372.

24. Jeong E.J., Kim D.H. Social activities, self-efficacy, game attitudes, and game addiction // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2011. Vol. 14. № 4. P. 213–221.

25. Padilla-Walker L.M., Nelson L.J., Carroll J.S., Jensen A.C. More than a just a game: video game and internet use during emerging adulthood // Journal of Youth and Adolescence. 2010. Vol. 39. № 2. P. 103–113.

26. Agafonova S., Bryukhova N., Kaigorodov B. Professional and personal undergraduates’ development in the educational process from the perspective of competency-based approach // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 214. P. 479–486.

27. Агафонова С.В. Культ молодости как фактор препятствующий и нравственный выбор как способствующий достижению высокого уровня развития во взрослом возрасте // Личность в изменяющихся социальных условиях: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2015. С. 56–65.

28. Агафонова С.В. Особенности связи мотивационно-волевого компонента с направленностью нравственного выбора и уровнем нравственного развития человека // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2015. № 6. С. 8–28.


Рецензия

Для цитирования:


Агафонова С.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА В ПЕРИОДЕ ВЗРОСЛОСТИ: ФАКТОРЫ ИНФАНТИЛИЗАЦИИ И ФАКТОРЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017;(2):73-78. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-2-73-78

For citation:


Agafonova S.V. PSYCHOLOGICAL FACTORS OF DEVELOPMENT OF A MODERN MAN IN THE PERIOD OF ADULTHOOD: INFANTILIZATION FACTORS AND FACTORS OF ACHIEVING PERSONAL MATURITY. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2017;(2):73-78. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-2-73-78

Просмотров: 34


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)