Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ВЬЕТНАМСКИХ И РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-3-76-80

Полный текст:

Аннотация

Актуальность темы исследования стресс-преодолевающего поведения в процессе адаптации обусловливается необходимостью более глубокого понимания защитных механизмов психики от стрессового воздействия в разных ситуациях. Цель исследования состоит в выявлении особенностей копинг-стратегий вьетнамских и российских студентов в процессе адаптации к новой ситуации на примере обучения в вузе. В исследовании с применением четырех методик опросного типа приняли участие 120 вьетнамских и российских студентов различных факультетов уравненной по полу выборки, представленной в четырёх подгруппах в возрасте 18–22 лет: 30 юношей из Вьетнама, 30 девушек из Вьетнама, 30 юношей из России, 30 девушек из России (РУДН, Москва). Результаты сравнительного анализа показывают, что уровень конфронтационного копинга, дистанцирования, поиска социальной поддержки преобладает у вьетнамских студентов. Обнаружен низкий уровень напряжённости и умение управлять эмоциями у российских юношей. У вьетнамских студентов преобладает стратегия принятия ответственности при выраженной тревожности. Вероятность развития эмоционального стресса выше у российских студентов. Выделены факторные структуры групп испытуемых, свидетельствующие о связи эмоций и формирования стресса в сложных ситуациях у российских и вьетнамских студентов, обнаружена высокая степень копинга, направленного на отвлечение и избегание проблемы, ответственное и позитивное решение проблемы у вьетнамских студентов. У российских студентов выявлено преобладание копинга, направленного на отвлечение и избегание стрессовой ситуации посредством общения. Обнаруженные особенности могут учитываться при создании программ психологической помощи для повышения уровня адаптации вьетнамских и российских студентов в российском международно-ориентированном вузе.

Об авторах

Татьяна Сергеевна Пилишвили
Российский университет дружбы народов, Москва
Россия

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики



Екатерина Александровна Магомедова
Российский университет дружбы народов, Москва
Россия

магистрант кафедры психологии и педагогики



Лыонг Тху Хань Нгуен
Российский университет дружбы народов, Москва
Россия

бакалавр кафедры психологии и педагогики



Список литературы

1. Абабков В.А., Перре М.А. Адаптация к стрессу. Основные теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004. 166 с.

2. Кащук Я.Н. Переживание смысложизненного кризиса в юношеском возрасте // Образование и наука. 2011. № 6. С. 52–60.

3. Зиятдинова Ю.Н., Минь Т.Т. Межкультурные особенности подготовки вьетнамских специалистов в российском университете // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 2-2. С. 123–126.

4. Лисицын П.П. Проблемы социальной адаптации студентов из Вьетнама в Санкт-Петербурге: социологический анализ // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2008. № 2. С. 177–182.

5. То Т.З.Т., Лепехин Н.Н. Адаптация и психологическое благополучие вьетнамских студентов, обучающихся в России и США // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. 2016. Т. 4. С. 211–218.

6. Лепехин Н.Н., То Т.З.Т. Адаптация к социальной среде и культуре как фактор психологического благополучия // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2015. № 3. С. 218–219.

7. Панич О.Е. Этнопсихологические методы сопровождения процесса адаптации иностранных студентов в вузе // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. 2011. № 1-2. С. 54–62.

8. Маслова О.В., Буй Дык Туан. Динамика ценностей вьетнамских студентов в России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2014. № 1. С. 49–54.

9. Hofstede G.J., Pedersen P.B., Hofstede G.H. Exploring culture: exercises, stories, and synthetic cultures. USA: Intercultural Press, 2002. 234 p.

10. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Кострома: Авантитул, 2004. 256 с.

11. Taylor J. A personality scale of manifest anxiety // The Journal of Abnormal and Social Psychology. 1953. Vol. 48. № 2. P. 285–290.

12. Lemyre L., Tessier R. Hypothesis: The research page. Measuring psychological stress. Concept, model, and measurement instrument in primary care research // Canadian Family Physician. 2003. Vol. 49. № Sept. P. 1159–1160.

13. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, Appraisal, and Coping. New York: Springer, 1984. 456 p.

14. Endler N.S., Parker J.D.A. Multidimensional Assessment of Coping: A Critical Evaluation // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 58. № 5. P. 844–854.

15. Бодров В.А. Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ, 2000. 352 с.

16. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1987. 262 с.

17. Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости: Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М.: Наука, 1983. 542 с.

18. Сергиенко Е.А. Контроль поведения: индивидуальные ресурсы субъектной регуляции // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2009. № 5. С. 1.

19. Сибгатуллина И.Ф., Апакова Л.В., Зайцева Л.Д. Особенности копинг-поведения в реализации интеллектуальной деятельности субъектами высшей школы // Прикладная психология. 2002. № 5-6. С. 106–111.

20. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 5. С. 20–30.


Рецензия

Для цитирования:


Пилишвили Т.С., Магомедова Е.А., Нгуен Л. ОСОБЕННОСТИ ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ВЬЕТНАМСКИХ И РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017;(3):76-80. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-3-76-80

For citation:


Pilishvili T.S., Magomedova E.A., Nguyen L. CHARACTERISTICS OF COPING BEHAVIOUR OF VIETNAMESE AND RUSSIAN STUDENTS. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2017;(3):76-80. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-3-76-80

Просмотров: 14


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)